Автор: Енкина Елена Андреевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.06.2016

Библиографическое описание:

Енкина Е. А. Совершенствование государственного регулирования системы ипотечного кредитования в Приморском крае // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1237-1239.



Для совершенствования системы ипотечного кредитования в Приморском крае необходимо внедрение систем поддержки населения при покупке жилья. Чтобы оценить потенциал возможности приобретения квартиры населением края проведем статистический обзор в первую очередь жилья в крае, а также численности населения и средней заработной платы. В результате сопоставления процентных ставок на ипотечные кредиты, средних заработных плат и стоимости жилья определим каковы реальные возможности населения в покупке недвижимости в ипотеку [3].

Приморский край является субъектом Российской Федерации, основанным 20 октября 1938 года. В настоящий момент край занимает площадь 164 673 кв. км, а общая численность населения по состоянию на 1 января 2016 года составляет 1 928 962 чел.

В крае наибольшим потенциалом обладает г. Владивосток — на его долю приходится 57,51 % жилья всего края. При этом важно отразить, что наибольший спрос в Приморском крае идет на новострой в монолитных и монолитно-кирпичных домах. Это современные тенденции строительства недвижимости должны учитываться при формировании программ ипотеки [2].

Изучим социально экономические возможности населения Приморского края в покупке квартир. При этом рассмотрим возможность покупки квартиры как в новострое, так и на вторичном рынке. Самый популярный сегмент — однокомнатные квартиры. Средняя цена 82,6 тыс. руб. за 1 кв. м., средняя площадь 36 кв.м. Таким образом, оценим потенциал наеления Приморского края в покупке квартиры стоимостью 2 млн. 973 тыс. руб. (таблица 1).

Таблица 1

Оценка потенциальной возможности покупки наиболее распространенного типа недвижимости населением Приморского края

Показатель

Значение

Численность населения (экономически активного), тыс. чел.

983,2

Средняя заработная плата по краю, руб.

32431

Доля населения с оплатой труда ниже прожиточного минимума, %

18

Возможный вариант ипотечного кредитования

Процентная ставка по ипотеке, %

14

Срок кредита, лет

30

Доля первоначального взноса

Ежемесячный платеж по ипотеке

40 %

21488

20 %

28181

15 %

29942

Таким образом, исследование показывает, что при заработной плате в 32431 руб. населению ипотечный кредит взять в банке будет не возможно. Даже при условии первоначального взноса в 40 % и взятии кредита на 30 лет, минимальный заработок должен составлять 35526 руб.

В связи с этим, так как в настоящий момент возможность получения ипотечного кредита есть практические у минимального количества населения, система ипотечного кредитования должна быть пересмотрена.

Для того, чтобы ипотечное кредитование развивалось в регионе необходимо внедрение единого направления развития данной политики [4].

В качестве мер предлагается:

1) создание государственного фонда по поддержке социального строительства с выделением льготных процентных ставок по кредитам;

2) выделение субсидий банкам, участвующим в программах социального ипотечного кредитования на развитие и покрытие убытков, что должно отразится на заинтересованности банковского бизнеса в выдаче ипотеки по низким ставкам;

3) развитие программ по строительству малоэтажного жилья по новейшим технологиям с экономической доступностью. Современные технологии позволяют строить недвижимость по достаточно низким ценам, что, следовательно, должно отражаться и на стоимости жилья, и соответственно на ипотечных кредитах;

4) развить систему выдачи процентных льгот ипотечным клиентам банков, которые оплачивают кредиты без задержек;

5) формирование единой системы сотрудничества крупнейших банков с застройщиками.

Предлагаемые мероприятия позволят развить рынок жилья, что отразится на ипотечном кредитовании напрямую.

В основе предлагаемых мероприятий в области государственного регулирования заложено в целом организация единого учреждения, полностью отвечающего за регулирование вопросов ипотечного кредитования. В данном случае рекомендовано ОАО «Приморское ипотечное агентство» наделить дополнительными функциями в реализации государственных программ, что позволит сформировать согласованные действия.

Отдельного внимания заслуживает организация процедур регистрации ипотечных договоров. В настоящий момент в регионах Российской Федерации образованы Многофункциональные центры, которые выполняют часть функций в том числе по передаче документов на регистрацию ипотечных договоров. Однако главной проблемой данного процесса является достаточно большое количество документов, необходимых для регистрации [5].

В связи с этим могут быть предложены следующие мероприятия:

– осуществить полный отказ от проведения государственной регистрации сделок;

– установить новые правила осуществления единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости, а также предусмотреть ведение единого Государственного реестра прав (ГРН) исключительно в электронной форме;

– уточнить пределы правовой экспертизы при государственной регистрации прав, в том числе при нотариальном удостоверении сделок;

– предусмотреть более четкую регламентация оснований отказов и приостановлений при государственной регистрации прав;

– установить порядок внесения отметок в ГРН о наличии судебного спора о правах на недвижимое имущество, о возражении против зарегистрированного права, о невозможности государственной регистрации права без личного участия собственника имущества;

– предусмотреть государственную регистрацию прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;

– установить требования к порядку информационного взаимодействия между органом по государственной регистрации прав и иными органами, и организациями, обладающими сведениями, подлежащими внесению в ГРН, в целях обеспечения максимальной полноты и достоверности ГРН;

– предусмотреть системную регламентация содержания кадастровой деятельности, включая вопросы ответственности за причинение убытков.

В целом перечень предлагаемых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что для Приморского края для улучшения системы государственного регулирования ипотечным кредитованием важно не только создание единого органа, отвечающего за вопросы ипотечного кредитования, но и совершенствование вопросов регистрации ипотечных сделок в соответствии с новым законодательством «Об Ипотеке».

Литература:

1 Власов А. В. Гражданско-правовое регулирование ипотечного кредитования в жилищной сфере Российской Федерации // Экономика и право. XXI век. 2011. № 3. С. 185–190.

2 Мишина Л. А., Власов А. В. Проблемы и перспективы развития private banking в России в современных условиях // Путеводитель предпринимателя. 2015. № 26. С. 196–202.

3 Мукабенова, А. В. Ипотечное кредитование // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 379–381.

4 Указ Президента от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;

5 Государственная программа Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013–2017 годы»

Основные термины (генерируются автоматически): ипотечного кредитования, Приморского края, государственной регистрации, Российской Федерации, государственной регистрации прав, населения Приморского, настоящий момент, населения Приморского края, наеления Приморского края, Приморском крае, стоимости жилья, населения Приморского края», системы ипотечного кредитования, регистрации ипотечных, Приморского края «Обеспечение, возможности населения, ипотечного кредитования должна, квартиры населением края, социального ипотечного кредитования, вопросов ипотечного кредитования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос