Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Башкатова, А. В. Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля / А. В. Башкатова, И. В. Зайко, Г. Н. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31519/ (дата обращения: 20.04.2024).



«Устами красноречия устлан путь к любой карьере», — очень точно когда-то заметил А. П. Чехов. Выстраивая многообразные связи с окружающим миром, не забывают ли наши будущие специалисты среднего звена использовать все богатство и выразительность русского слова? Умеют ли говорить нужные слова в нужном месте, приспособить свою речь к конкретной ситуации и к конкретному собеседнику?

Для молодежи быть модным — значит не только стильно одеваться, но и подражать словесному поведению любимых героев современных сериалов, компьютерных игр, телевизионных программ. Молодежный сленг хитрым хамелеоном вливается в речевой поток студентов и настолько ловко уживается с их мыслью, что становится неотъемлемой частью мышления говорящего. Поэтому молодые люди, не всегда задумываясь об уместности речи, легко стирают границы нормативного языка. Преподавателям на уроке нередко приходится слышать даже в студенческих ответах по предмету россыпь жаргонных словечек: «лоханулся»; «накосячил»; «забил»; «отжал курсач» и т. д.

Преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин все чаще наблюдают косноязычие студентов во время устных опросов, при защите творческих работ.

Снижение качества докладов обучающихся в ходе защиты дипломных проектов отмечено и членами государственной аттестационной комиссии. Студенты–выпускники не всегда могут построить свою речь с соблюдением логичности, последовательности, выразительности и донести до слушателей ключевые положения своего проекта. Теряются дипломники и в момент ответа на дополнительные вопросы преподавателей. Невысокий уровень лексического запаса, неумение выделить главное и чётко сформулировать высказывание, недостаточный опыт публичных выступлений — трудности, препятствующие студентам показать аттестационной комиссии уровень профессиональных знаний.

Педагогический коллектив автотранспортного и электромеханического колледжа осознаёт необходимость планомерной работы, направленной на улучшение речевой культуры студентов. Эта проблема поднимается на педагогических советах уже в течение нескольких лет.

Очевидно, что преподаватели гуманитарных дисциплин располагают более широким образовательным пространством для развития речевых навыков студентов. Но педагоги других общеобразовательных и профессиональных дисциплин с учётом особенностей преподаваемых предметов тоже акцентируют внимание на методы формирования речевой компетенции, несмотря на то, что большинство специальностей, представленных в АТЭМК, — технической направленности. Речевая культура значима в профессиональной деятельности будущего техника: в ней — исток конструктивного взаимодействия с окружающими, в ней — способ проявить и заявить о себе, построить успешную карьеру.

Грамотному специалисту необходимо знать технические термины, связанные с его профессией, уверенно их использовать при описании трудовых процессов, составлении рабочих инструкций, возможно, даже при написании научных статей. Кроме того, нельзя забывать о том, что любой современный специалист должен владеть компьютерной техникой, а, следовательно, в его лексиконе должны присутствовать понятия и термины из области информатики.

Преподаватели цикловой комиссии «Информационные технологии» автотранспортного и электромеханического колледжа в процессе решения методических, образовательных и воспитательных целей урока интегрируют вышеперечисленные требования. Имеем в виду: развитие общей культуры речи студентов путем использования в ней общетехнических и узкопрофессиональных понятий, в том числе терминов из области информатики.

На уроках информационных технологий студенты получают возможность создавать виртуальные модели производственных процессов. Практические работы по выполнению планировочного решения участков с размещением оборудования, инструмента и оснастки, по составлению карт технологических процессов, содержащих полное описание производимых работ, либо карт организации труда на рабочем месте организуются нашими преподавателями так, чтобы учить студентов связной устной речи, расширять их профессиональный кругозор, пополнять их словарный запас.

Кроме того, преподаватели, выслушивая устные ответы, не упускают из виду грамотность оформления студенческих высказываний. Обращают внимание ребят на речевые ошибки, принципы построения речи. Для того чтобы правильных устных ответов обучающихся становилось больше, на занятиях проводятся дискуссии. Студентам предлагается отстаивать свою точку зрения аргументированно и доказательно. Так студенты учатся мастерству общения, соблюдению этических норм и правил ведения диспутов.

Развитие всех компонентов устной речи, отработка навыков управления собой и формирование опыта делового выступления студента — таковы цели заданий, реализуемых в ходе создания и защиты студентами электронных презентаций.

Одним из примеров формирования речевой среды в «АТЭМК» является традиционное проведение предметной недели цикловой комиссии «Информационные технологии». Мероприятия, на которых можно продемонстрировать речевые умения разнообразны: интеллектуально-познавательная игра «Турнир знатоков информатики», конкурс презентаций «Я — против. Нет наркотикам!», бинарный урок «Семейный бюджет в Excel» (дисциплины общеобразовательного цикла Экономика и Информатика), командный конкурс веселых и находчивых «Информационный калейдоскоп».

Подходы преподавателей информационных технологий к развитию речевой культуры будущих специалистов среднего звена носят коммуникативно-деятельностный характер. Они обеспечивают современному студенту возможность стать активным участником образовательного процесса, помогают студенту научиться самостоятельно мыслить, самостоятельно приобретать знания и применять эти знания в процессе коммуникации.

Основные термины (генерируются автоматически): будущий специалист среднего звена, область информатики, преподаватель, речевая культура, студент, цикловая комиссия, электромеханический колледж.


Похожие статьи

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального образования, не всегда обеспечивают высокое качество их подготовки.

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе...

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, специалисты радиотехнических специальностей, студенты колледжа, системы телекоммуникаций, сети

В нем определены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

Гуманитарные знания в подготовке специалиста среднего звена

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

За последние годы возросли требования к подготовке специалистов среднего звена, обусловленные развитием новых

Легкими — физкультуру, информатику, биологию.

1. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие.

Организация практикоориентированного обучения...

Роль специалистов среднего звена во всех отраслях промышленности и в сфере услуг значительно возросла и будет расти дальше.

Руководство колледжа и цикловая комиссия «Систем коммутации» при составлении программ модулей, определении содержания...

Развитие творческих способностей студентов, как элемент...

А в нашем городе проводится много мероприятий, направленных на повышение культуры речи. Так студенты нашего колледжа воспринимают с интересом экскурсию в музей-некрополь «Литераторские мостки», на которой мастер п\о Тимошенко О. Б. совместно с преподавателем...

Перспективы подготовки специалистов среднего звена для...

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля. Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы.

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов...

Научными исследованиями занимаются как преподаватели, так и студенты под руководством преподавателей.

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального образования, не всегда обеспечивают высокое качество их подготовки.

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе...

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, специалисты радиотехнических специальностей, студенты колледжа, системы телекоммуникаций, сети

В нем определены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

Гуманитарные знания в подготовке специалиста среднего звена

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

За последние годы возросли требования к подготовке специалистов среднего звена, обусловленные развитием новых

Легкими — физкультуру, информатику, биологию.

1. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие.

Организация практикоориентированного обучения...

Роль специалистов среднего звена во всех отраслях промышленности и в сфере услуг значительно возросла и будет расти дальше.

Руководство колледжа и цикловая комиссия «Систем коммутации» при составлении программ модулей, определении содержания...

Развитие творческих способностей студентов, как элемент...

А в нашем городе проводится много мероприятий, направленных на повышение культуры речи. Так студенты нашего колледжа воспринимают с интересом экскурсию в музей-некрополь «Литераторские мостки», на которой мастер п\о Тимошенко О. Б. совместно с преподавателем...

Перспективы подготовки специалистов среднего звена для...

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля. Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы.

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов...

Научными исследованиями занимаются как преподаватели, так и студенты под руководством преподавателей.

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Похожие статьи

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального образования, не всегда обеспечивают высокое качество их подготовки.

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе...

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, специалисты радиотехнических специальностей, студенты колледжа, системы телекоммуникаций, сети

В нем определены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

Гуманитарные знания в подготовке специалиста среднего звена

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

За последние годы возросли требования к подготовке специалистов среднего звена, обусловленные развитием новых

Легкими — физкультуру, информатику, биологию.

1. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие.

Организация практикоориентированного обучения...

Роль специалистов среднего звена во всех отраслях промышленности и в сфере услуг значительно возросла и будет расти дальше.

Руководство колледжа и цикловая комиссия «Систем коммутации» при составлении программ модулей, определении содержания...

Развитие творческих способностей студентов, как элемент...

А в нашем городе проводится много мероприятий, направленных на повышение культуры речи. Так студенты нашего колледжа воспринимают с интересом экскурсию в музей-некрополь «Литераторские мостки», на которой мастер п\о Тимошенко О. Б. совместно с преподавателем...

Перспективы подготовки специалистов среднего звена для...

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля. Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы.

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов...

Научными исследованиями занимаются как преподаватели, так и студенты под руководством преподавателей.

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального образования, не всегда обеспечивают высокое качество их подготовки.

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе...

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, специалисты радиотехнических специальностей, студенты колледжа, системы телекоммуникаций, сети

В нем определены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

Гуманитарные знания в подготовке специалиста среднего звена

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

За последние годы возросли требования к подготовке специалистов среднего звена, обусловленные развитием новых

Легкими — физкультуру, информатику, биологию.

1. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие.

Организация практикоориентированного обучения...

Роль специалистов среднего звена во всех отраслях промышленности и в сфере услуг значительно возросла и будет расти дальше.

Руководство колледжа и цикловая комиссия «Систем коммутации» при составлении программ модулей, определении содержания...

Развитие творческих способностей студентов, как элемент...

А в нашем городе проводится много мероприятий, направленных на повышение культуры речи. Так студенты нашего колледжа воспринимают с интересом экскурсию в музей-некрополь «Литераторские мостки», на которой мастер п\о Тимошенко О. Б. совместно с преподавателем...

Перспективы подготовки специалистов среднего звена для...

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля. Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы.

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов...

Научными исследованиями занимаются как преподаватели, так и студенты под руководством преподавателей.

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля.

Задать вопрос