Библиографическое описание:

Макашева М. С. Формирование готовности будущего учителя к воспитанию поликультурной личности школьника // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 38-40.



Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного учителя, образованного, с активной жизненной позицией, умеющего ориентироваться в потоке возрастающей информации, владеющего иностранными языками, способного толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям.

В связи с этим особое значение в педагогической науке приобретает проблема воспитания поликультурной личности, которая сегодня является очень сложной и актуальной не только в Казахстане, в России, но и во всем мире. Во-первых, это связано с процессом активного взаимодействия стран, народов, культур, во-вторых, с возникновением локальных войн, конфликтов на религиозной и межнациональной почве, агрессии, терроризма. Результаты огромных усилий стран, расходующих колоссальные затраты в решение этой задачи, к сожалению, неудовлетворительны.

Для нашего исследования представляют интерес исследования западных ученых (Д. Бэнкс, Д. Хупс, Я. Пей и др.), в которых обозначены основные цели поликультурного образования: формирование готовности и умения жить в многонациональной среде для достижения индивидуального успеха и социального прогресса, для уменьшения дискриминации в обществе; воспитание в детях и молодежи склонности к балансу, компромиссу, толерантности и взаимоуважению, прагматичности, неприятию силовых решений; создание общества, которое не только понимает и уважает культурное разнообразие, но и закладывает основы соединения многокультурного этнического опыта, объединенного общими демократическими ценностями.

По мнению российских исследователей (Г. Д. Дмитриев, О. В. Аракелян, З. А. Малькова, М. Г. Тайчинов), поликультурная направленность образования проявляется: в мере ориентированности цели, задач, содержания, технологий воспитания и обучения на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации; в форме организации школьной жизни, обеспечивающих развитие в ребенке его способностей, формирование этнического самосознания и планетарного мышления, развивающих ответственность за сохранение родной и общемировой культуры; в содержании образования, обеспечивающей неразрывную связь образования и культуры народов, порождающие новые формы интеллектуальной активности и рациональности, определяющих креативный потенциал человека.

Обобщенный анализ исследований казахстанских ученых М. Х. Балтабаева, Ж. Ж. Наурызбай, Б. Е. Каировой позволяет рассматривать поликультурное образование как: систему обучения и воспитания молодого поколения, направленную на сохранение культурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры; стратегию взаимосвязанных основных этапов, которые выражаются в этнической идентификации и межкультурной интеграции.

Краткий анализ концепций поликультурного образования показывает, что с одной стороны, глубокое знание собственной культуры — это фундамент заинтересованного отношения учащихся к другим культурам, с другой стороны, — знакомство со многими национальными культурами — является основанием для духовного обогащения и развития. Человек живет в мире культуры, постигает его и овладевает им, рождает определенные знания и понимание «своей» и «чужой» культуры, где единственный путь сближения культур — путь диалога между ними [1], где «общечеловеческие ценности сближают культуры всех стран и народов» [2, С.129].

Опираясь на концепции зарубежных, российских и казахстанских ученых, мы трактуем поликультурное образование как целостный и многокомпонентный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение учащихся к родной этнической и мировой многонациональной культуре с целью воспитания поликультурной личности, готовой к позитивному диалогу и взаимодействию с представителями различных национальностей на уважительной, толерантной основе.

В этой связи мы даем свою трактовку понятию поликультурной личности как социально активной личности, ориентированной на национально-этнические и общечеловеческие культурные ценности, с богатым духовным и социально-нравственным содержанием воспитания, носителя национального и общечеловеческого культурного наследия.

В настоящее время обсуждение и исследование проблемы формирования поликультурной личности приобрело универсальный характер для науки в целом. Существуют многочисленные философские, социологические, психологические, педагогические труды, направленные на ее многостороннее изучение. Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных феномену поликультурности в целом, вопросы формирования готовности будущего учителя к воспитанию поликультурной личности школьника не исследованы в парадигме личностно-ориентированного педагогического образования. Применительно к данной проблеме сказанное обуславливает необходимость подготовки учителя к изучению с учащимися своей национальной культуры и основ мировой культуры в целом.

В связи с этим, в Кызылординском гуманитарном колледже им. М. Маметовой происходит внедрение экспериментальной работы.

Цель экспериментальной работы: разработать модель формирования готовности будущих педагогов к воспитанию поликультурной и полиязычной личности школьников, предполагающая содержательную и организационную интеграцию профессионального, поликультурного и полиязычного образования.

Интеграция профессионального, поликультурного образования осуществлялась через организацию образовательного процесса на трех уровнях:

1. Углубленное изучение предметов гуманитарного и художественного циклов;

2. Внедрение авторской методики поликультурного образования (во второй половине учебного дня) в рамках экспериментальной работы. Семинары–тренинги, олимпиады, лингвистические турниры, встречи с носителями языка, проведение совместных мероприятий с общественно–культурным центром «Славяне», работа с британским центром «Использование веб-сайт материалов британского совета на уроках английского языка».

3. Художественно-эстетическое просвещение студентов колледжа и учащихся общеобразовательных школ (учебные экскурсии, тематические массовые мероприятия и др.), организация профильных лагерей. Основанием для организации образовательного процесса стали разноуровневые образовательные программы: реализуемые в рамках основного учебного процесса колледжа, адаптированные к условиям их реализации в общеобразовательном учреждении; реализуемые в рамках дополнительного образования будущих педагогов, ориентированные на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов и потребностей студентов.

Характеристика получаемых продуктов эксперимента:

1. Образовательные программы по предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов, авторский курс «Основы поликультурного и полиязычного образования», факультативные занятия в рамках экспериментальной работы. Данные программы разработаны для формирования готовности будущих педагогов к воспитанию поликультурной личности школьников в условиях общеобразовательной школы.

2. Программы педагогического наблюдения классных руководителей и специалистов по экспериментальной работе. В программах представлены цель и задачи, объект и предмет, критерии и параметры наблюдения; а также предлагается примерная форма ведения дневника наблюдения.

3. Сценарии национальных праздников различных этносов: «Встреча Нового года», «Праздник урожая», «Едиными узами связаны мы» (праздник Дружбы) – и т. д. (показ работы педагогов в форме мини — уроков для родителей и учителей школы); «Дню Победы посвящается» (праздничный концерт).

Специальные условия использования продукта. Для реализации образовательных программ по поликультурному и полиязычному образованию и программ педагогического наблюдения, разработанных сценариев необходима соответствующая материально — техническая база, а также наличие специалистов в области поликультурного и полиязычного образования.

Партнеры по экспериментальной работе: Московский государственный институт культуры (кафедра педагогики и психологии, кафедра культурологии, кафедра музыкального образования), Педагогичекий колледж № 5 (г. Москва), КГУ им. Коркыт Ата, СОШ № 5 имени И.Панфилова, СОШ № 23 имени Ж.Кизатова, СОШ № 211 имени А.Байтурсынова, СОШ № 233 имени Ж.Нурсеитова.

В чем результат для студентов (что им дала инновация в ходе эксперимента): Поликультурное и полиязычное образование в системе профессиональной подготовки будущего педагога имеет решающее значение для развития личности. В ходе экспериментальной работы, заключающейся в интеграции специального и поликультурного образования, образовательный процесс в учебном заведении был направлен не только на передачу специальных знаний, умений и навыков формирования личности школьников, но и на развитие личности самих студентов, раскрытие их способностей и потенциала в области полиязычного и поликультурного образования.

Результаты мониторинга в процессе экспериментальной работы показали, что у студентов заметно повысился уровень познавательной активности и успеваемости по специальным дисциплинам, а также мотивации и интереса к обучению, коммуникативных способностей. Данный факт объясняется тем что сама специфика поликультурного и полиязычного образования предполагает активизацию психически познавательных процессов и творческих способностей, развитие волевой и эмоционально-чувственной сферы будущих педагогов, воспитание ответственности и духовно-нравственных качеств, самореализацию личности.

Необходимо отметить, что теоретические основы и результаты внедрения авторского курса формирования готовности будущего педагога к воспитанию поликультурной личности школьника в данном учебном заведении отражены в более 50 публикациях и представлены к обсуждению на 1-ом международном научном конгрессе по общественным и гуманитарным наукам в Австрии, на международных научно-практических симпозиумах, конференциях Казахстана, России, Чехии и Германии.

Таким образом, мы неоднократно апробировали процесс формирования готовности будущего педагога к воспитанию поликультурной личности школьника в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров в Кызылординском гуманитарном колледже им. М. Маметовой и могли бы поделиться нашим скромным опытом в решении актуальной проблемы современной педагогики.

Подводя итог сказанному, следует сделать вывод, что если учитель общеобразовательной школы достигает успеха в решении проблемы воспитания поликультурной личности школьника в своем классе, в своей школе, то он решает очень важную государственную задачу.

Литература:

1. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учебное пособие. –Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. –515с.

2. Дымина Е. В. Мир ценностей и проблемы осмысления действительности. — М., 1999. –12с.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурной личности, воспитанию поликультурной личности, поликультурной личности школьника, поликультурного образования, воспитания поликультурной личности, экспериментальной работы, формирования готовности, формирования готовности будущего, личности школьников, будущих педагогов, формирования личности, готовности будущего учителя, формирования готовности будущих, полиязычного образования, готовности будущих педагогов, формирования поликультурной личности, формирования личности современного, рамках экспериментальной работы, цели поликультурного образования, готовности будущего педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос