Вопросы практической технологии керамики и гончарного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Шамшатова И. Ж. Вопросы практической технологии керамики и гончарного дела // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 48-49. — URL https://moluch.ru/archive/116/31477/ (дата обращения: 24.10.2018).



Гончарное дело — древнейшее ремесло, широко распространенное по всему миру. Исследования современных ученых и результаты раскопок доказывают, что гончарное дело получило свое развитие много тысячелетий назад. Древнейшая история этого искусства связана непосредственно с деятельностью человека. Доказательством тому служат посуда из жженой глины, предметы бытового обихода, найденные в результате археологических раскопок.

Исследование этого вопроса показало, что у каждой местности были своя техника и особенности гончарного дела. В связи с этим большое значение имеет значение качество исходного материала.

В Казахстане, в зависимости от климатических особенностей той или иной местности, встречаются множество разнообразных видов гончарных глин. Если на территории Кызылординской области встречаются красная и коричневая глина, то в горной местности Джамбульской, Шымкентской и других областях преобладает белая глина. Поэтому, если создавать из глины бесконечное множество одинаковых изделий, то все они будут обладать той неповторимостью и красотой, присущей только гончарным изделиям отдельного региона.

В Казахстане гончарное дело, как один из видов прикладного искусства, было неразрывно связано с развитием культуры, обычаями и традициями казахского народа.

В связи с этим, в Кызылординском гуманитарном колледже им. М. Маметовой, наряду с обязательными предметами, предусмотренные государственным стандартом для специальностей «Изобразительное искусство и черчение», «Дизайн», «Технология», в целях обучения малому и среднему бизнесу был проведен мастер-класс по технике работы с глиной по немецкой технологии, а также по новым современным техникам работы с глиной. Мастер-класс провел приглашенный эксперт из Германии Клеменс Вирт.

Основная цель мастер-класса:

  1. Обучить преподавателей специальностей «Изобразительное искусство и черчение», «Дизайн», «Технология» новой современной технике работы с глиной, а также использование приобретённых практических навыков в дальнейшей работе со студентами.

Основные направления мастер-класса:

  1. Базовые теоретические навыки технических приемов работы с глиной.
  2. Тестирование видов глины.
  3. Ознакомление с инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с глиной.
  4. Обучение технике создания скульптур, рельефов и форм.
  5. Разъяснение особенностей применения различных инструментов и приспособлений при работе с глиной, обучение работе с инструментами.
  6. Обучение технике работы с глазурью.

Теоретическая часть обучения включала всебя: ознакомление с инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с глиной; объяснение техники работы с глазурью.

Температура обжига глазури колеблется в интервале t950–1100° C, 1200–1260°C, 1020–1080°C. Глазурь со специальными знаками нельзя применять для изготовления пищевой посуды, т. к. в ее составе содержится медь, которая вредна для человеческого организма.

Также была объяснена необходимость проверки пластичности глины и количества в воды в ее составе путем наматывания на руку.

Полимерной глина продолжает оставаться в печи при температуре до 575°С. При более высокой температуре ее химический состав меняется, и она превращается в керамику, что означает отсутствие кварца в ее составе.

Практическая часть: Работа в первые дни началась с обучения способов создания гипсовых досок. Была объяснена необходимость впитывания лишней влаги в процессе работы с глиной.

Способ изготовления изделия с добавлением воды в глину: в ведро вливается вода, накладывается глина. Ничего не перемешивается. Когда глина впитает воду, образуется многослойная структура. Это означает ее готовность к лепке и использованию в работе. А наоборот, ровная и мутная консистенция означает неготовность глины к применению.

Наряду с вышеперечисленным, была проведена творческая работа по следующим направлениям: изготовление изделий на гончарном круге, подготовка форм и изготовление скульптур, создание украшений и национального музыкального инструмента — сазсырнай.

Вместе с тем, было проведено обучение по изготовлению древнего казахского народного инструмента — сазсырнай. Форма инструмента среднего размера была создана из цельной глины. Далее ее оставили сушиться в закрытой посуде на один день. Затем началась работа по резке глины изнутри. Были объяснены особенности вырезания отверстий для выдувания звука, а также было практически было доказано необходимость вырезки углов величиной в 45°С, которые должны пересекаться в одной точке.

Далее после вырезки отверстий для выдувания, инструмент был просушен на улице. После окончательного высыхания глины, путем расширения отверстий, были установлены нотные высоты. Затем были нанесены специальные украшения различными орнаментами, изделие отправилось в печь для обжига.

Все процессы изготовления изделий, были осуществлены благодаря специально оборудованной мастерской «Технология и трудовое обучение», где имеются фильтр пресс, приспособления для лепки и смешивания глины, печь для обжига, гончарный круг для создания специализированных изделий. Также были продемонстрированы способы ручного обжига с использованием природного огня.

Мы считаем, что благодаря данному мастер-классу преподаватели колледжа узнали огромное количество полезной информации касательно особенностей гончарного дела, методов и способов создания различных изделий, а полученные знания в процессе обучения будут использованы в дальнейшем, для формирования профессиональных навыков у студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): глина, Казахстан, гончарный круг, Изобразительное искусство, быль, работа, инструмент, изделие, дело, техник работы.


Похожие статьи

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная...»

Самостоятельная работа Выставка работ. 4. Декоративная отделка металла и глины. 6. Лекция.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, VIII, век, Выставка работ, изобразительное искусство, декоративная роспись, Городецкая роспись...

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки...

Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей формируются обобщенные

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера.

– изготовление придатков (выработка навыка работы с глиной)

Ведущие центры керамического производства в Крыму

В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное).

Цветовое решение серии стилистически напоминает работы Пита Модриана.

Заатов И. А. Крымскотатарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство/ И. А...

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

А уже позже начали лепить на настоящем быстроходном гончарном круге.

3. Казакова Т. Г. Изобразительное творчество в детском саду.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рукодельное мастерство, работа, пластина, изделие, игрушка, глина...

Искусствоведческая экспертиза фарфоро-фаянсовых изделий

Из сказанного выше можно сделать вывод, что атрибутивная работа с изделиями фарфора и фаянса предполагает, прежде всего, рассмотрение их

– определить технику, технологию изготовления и способ ее выполнения (ручная лепка, гончарный круг, шликерное литье...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует

Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга

– применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ими

Развитие художественного образования в области народного...

В его руках глина превращалась в фигурки людей, лошадей, коров, овец, птиц.

Своими обожженными в печах работами украсили потом школу и квартиры коммунаров».

Наиболее известными и значимыми были студия изобразительных искусств при клубе Алтайского...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают

Скульптор говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств

Натуральная глина эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает...

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная...»

Самостоятельная работа Выставка работ. 4. Декоративная отделка металла и глины. 6. Лекция.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, VIII, век, Выставка работ, изобразительное искусство, декоративная роспись, Городецкая роспись...

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки...

Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей формируются обобщенные

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера.

– изготовление придатков (выработка навыка работы с глиной)

Ведущие центры керамического производства в Крыму

В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное).

Цветовое решение серии стилистически напоминает работы Пита Модриана.

Заатов И. А. Крымскотатарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство/ И. А...

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

А уже позже начали лепить на настоящем быстроходном гончарном круге.

3. Казакова Т. Г. Изобразительное творчество в детском саду.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рукодельное мастерство, работа, пластина, изделие, игрушка, глина...

Искусствоведческая экспертиза фарфоро-фаянсовых изделий

Из сказанного выше можно сделать вывод, что атрибутивная работа с изделиями фарфора и фаянса предполагает, прежде всего, рассмотрение их

– определить технику, технологию изготовления и способ ее выполнения (ручная лепка, гончарный круг, шликерное литье...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует

Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга

– применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ими

Развитие художественного образования в области народного...

В его руках глина превращалась в фигурки людей, лошадей, коров, овец, птиц.

Своими обожженными в печах работами украсили потом школу и квартиры коммунаров».

Наиболее известными и значимыми были студия изобразительных искусств при клубе Алтайского...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают

Скульптор говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств

Натуральная глина эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная...»

Самостоятельная работа Выставка работ. 4. Декоративная отделка металла и глины. 6. Лекция.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, VIII, век, Выставка работ, изобразительное искусство, декоративная роспись, Городецкая роспись...

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки...

Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей формируются обобщенные

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера.

– изготовление придатков (выработка навыка работы с глиной)

Ведущие центры керамического производства в Крыму

В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное).

Цветовое решение серии стилистически напоминает работы Пита Модриана.

Заатов И. А. Крымскотатарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство/ И. А...

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

А уже позже начали лепить на настоящем быстроходном гончарном круге.

3. Казакова Т. Г. Изобразительное творчество в детском саду.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рукодельное мастерство, работа, пластина, изделие, игрушка, глина...

Искусствоведческая экспертиза фарфоро-фаянсовых изделий

Из сказанного выше можно сделать вывод, что атрибутивная работа с изделиями фарфора и фаянса предполагает, прежде всего, рассмотрение их

– определить технику, технологию изготовления и способ ее выполнения (ручная лепка, гончарный круг, шликерное литье...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует

Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга

– применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ими

Развитие художественного образования в области народного...

В его руках глина превращалась в фигурки людей, лошадей, коров, овец, птиц.

Своими обожженными в печах работами украсили потом школу и квартиры коммунаров».

Наиболее известными и значимыми были студия изобразительных искусств при клубе Алтайского...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают

Скульптор говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств

Натуральная глина эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает...

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная...»

Самостоятельная работа Выставка работ. 4. Декоративная отделка металла и глины. 6. Лекция.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, VIII, век, Выставка работ, изобразительное искусство, декоративная роспись, Городецкая роспись...

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки...

Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей формируются обобщенные

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера.

– изготовление придатков (выработка навыка работы с глиной)

Ведущие центры керамического производства в Крыму

В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное).

Цветовое решение серии стилистически напоминает работы Пита Модриана.

Заатов И. А. Крымскотатарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство/ И. А...

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

А уже позже начали лепить на настоящем быстроходном гончарном круге.

3. Казакова Т. Г. Изобразительное творчество в детском саду.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рукодельное мастерство, работа, пластина, изделие, игрушка, глина...

Искусствоведческая экспертиза фарфоро-фаянсовых изделий

Из сказанного выше можно сделать вывод, что атрибутивная работа с изделиями фарфора и фаянса предполагает, прежде всего, рассмотрение их

– определить технику, технологию изготовления и способ ее выполнения (ручная лепка, гончарный круг, шликерное литье...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует

Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга

– применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ими

Развитие художественного образования в области народного...

В его руках глина превращалась в фигурки людей, лошадей, коров, овец, птиц.

Своими обожженными в печах работами украсили потом школу и квартиры коммунаров».

Наиболее известными и значимыми были студия изобразительных искусств при клубе Алтайского...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают

Скульптор говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств

Натуральная глина эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает...

Задать вопрос