Художники Нгуен Фан Чанг, Ле Фо, Ле Ван Де, Тон Тхат Дао, Нгуен Ван Лонг, Нгуен Тыонг Тами другие,испытали некоторое влияние европейского искусства, выразившееся в использовании символических и условных приемов в создании образов. Одновременно с этим, введение контуров, использование традиционных цветов позволяет говорить о преемственности в их работах фольклорных черт. Кроме того, художники, вернулись к изучению традиционных художественных материалов: шелка для использования в современном творчестве. Также Нгуен Фан Чанг, Ле Фо, Ле Ван Деи другие мастера, создавали мечтательную красоту через мягкость шелка. Они окрашивали шелк акварелью, чтопридавало работам высокий эстетический эффект. Использование шелка считается традиционным для Вьетнама, что нашло свое продолжение и в работах мастеров рассматриваемого периода.
Ключевые слова: графика на шелке, художники, традиционных художественных материалов, Вьетнама
Одни исследователи считают, что графика на шелке использовалась во время религиозных праздников, проходящих в храмах и пагодах, откуда она и возникла. Буддийские священники наклеивали шелк на бумагу и наносили на него различные фигуры, символы, обладающие религиозным, символическим смыслом, — так создавались амулеты.Но другие ученые придерживаются мнения, что вьетнамская графика на шелке впервые была изобретена этническими меньшинствами дао, пришедшими из Китая.Этнические меньшинства дао часто применяли шелк для создания амулетов, которые использовались во время церемоний шаманов «мо» или «тау» и служили объектом поклонения этнических меньшинств.
Виктор Тардье видел потенциал и возможности развития новых материалов во вьетнамской живописи.Он приобретал картины, выполненные в технике графики на шелке, произведенные в Ханое и Китае. Мастер направлял и поощрял студентов Художественного колледжа Индокитая в работе над новым материалом. Тонкость, мягкость, чистота шелка вдохновляли многих художников. Они использовали акварель, создавая прозрачные слои цвета, затем промывали водой, удаляя излишки.Они изучали импрессионизм, его атмосферу, особенности передачи света и наложения красок, чтобы создавать работы на шелке в новой стилистике.
Нгуен Фан Чанг (1892–1984) успешно работал в графике на шелке. Художник высоко ценил культуру вьетнамской деревни, поэтому его искусство обращено к скромным, честным людям, живущим во вьетнамской сельской местности. Он изучал цвета, используемые в традиционной одежде, чтобы применить их в своих работах. Кроме того, мастер обращался к приемам импрессионизма: обобщение, простота фигур, обилие света.Также он изучал народный графический язык. Нгуен Фан Чанг делает акцент на контрастах. Декоративность, условность пространства свидетельствуют о влиянии народной графики этнических меньшинств. Акценты, методы нанесения акварели создают атмосферу мечтательности, игры света, прохлады. В его работах гармонично сочетаются восточное, западное и традиционное искусство.
Нгуен Фан Чанг успешно передавал образы сельских детей. В работе «Детские игры»(1931)через образы детей он выражает свои глубокие чувства по отношению к современному сельскому Вьетнаму.Народные игры — символ памяти о каждом человеке, прошлом поколении.«Нгуен Фан Чанг описал четырех детей, играющих в народные игры,разделившихся на две группы,что создает визуальный баланс. Изображение живое.Коричневый цвет, четкость форм, мягкое освещение, народная одежда. Работа напоминает рассказ из детства» [6].Изображая наивность детей, создавая образ наивной красоты,Нгуен Фан Чанг тонко сочетает западное и восточноеискусство.Обобщенное изображение ребенка, контраст светлого и темного создают эстетический эффект.Художник не пишет свет,следуя западным канонам,он сосредоточился на массе, ее обобщении, чтобы показать структуру работы.В этой работеНгуен Фан Чанг создал символический образ сельских жителей Вьетнама.Художник выражает духовность родины через жизнь детей. Автор очень точно описывает атмосферу северного Вьетнама.«Нгуен Фан Чанг спокойно, серьезно выражает свои чувства. Темно-коричневый цвет, его грубая простота создают образ скромности» [6].
В работе «Девушка кормит птицу» (1931) [илл. 2], изображена девушка, которая делится своими чувствами c птицей. Мастер использовал насыщенные цвета: контраст построен между черным и светло-желтым, светло-зеленым,что придает особую эмоциональную окраску.Светло-желтый и светло-зеленый сливаются вместе, создавая прозрачные, выразительные оттенки. Девушка, написанная светло-желтым, выделяется на зеленом фоне. Через мягкость движений показано взаимодействие с птицей. Использованы теплые и холодные оттенки. Автор описывает сильный характер через массивность форм, яркость силуэта. Нгуен Фан Чанг несколько раз наносил и смывал акварель, чтобы цвет глубже проник в волокна.Цель заключалась в создании объемного произведения.Вся картина передает атмосферу покоя, размеренности.
Рис. 1. Нгуен Фан Чанг. «Девушка кормит птицу». 1931. Шелк
Художник успешно воплотил живой образ духовной культуры народа. Изображая женские образы в работе«В девушек входят души мертвых»(1931), художник создал особую духовную атмосферу, присущую вьетнамскому народу.Он изображает психологическое состояние различных персонажей,молодых женщин, погруженных в туман. В изображенную справа девушку вселяется душа умершего.Ее лицо обращено вниз, что создает противовес остальным участникам. Традиционный костюм, темно-коричневый цвет играют фундаментальную роль в картине,создают тихое пространство,выражают глубокое настроение. Шелк придает фону мерцание.«Нгуен Фан Чанг создает образ деревенской нищеты, в основном с помощью женщин, прибегая к их естественной деревенской красоте.Он использует линии, чистые цвета, преобладает коричневый или желтый. Характерен народный стиль, как в картинах Донг Хо, Ханг Чонг и др».[6].Он создал образ молодой деревенской женщины, который оказал значительное влияние на содержание работ современных художников.
Следует отметить женский образ в работах«Мытье овощей»(1931), «Игра с рыбой», «Побег», «Мать и дитя» (1937), «Девушка и буйволы» (1938). На картине «Мытье овощей» художник пишет воздух и солнце, которые заполняют пространство.Использованы чистые цвета, создающие контраст:коричневый, розовый, белый, черный. С помощью прозрачных оттенков художник выражает наполненность пространства. Белая одежда девушки делает работу более яркой.Воздух, солнечный свет передают эмоциональное состояние героини.
В работе «Сбор овощей» (1938),где передана простая сельская жизнь,изображена женщина с добрым лицом, собирающая овощи в поле прохладным утром. Художник использовал мягкий, чистый, тонкий шелк. Мастер пишеттуман, заполняющий пространство, передает утренний аромат над полем. Фиолетовый сочетается со светло-желтым, розовым, создавая выразительный образ.Фигура женщины сливается с пространством. Он изобразил красоту мирной вьетнамской деревни,создав формы художественного выражения ценностей нации. Темы творчества Нгуен Фан Чана просты, но ему удалось создать яркие образы, в которых онвыражает любовь к своей стране и народу вьетнамской деревни.
Успех Нгуен Фан Чанга повлиял на ряд современных художников, среди них Нгуен Ван Де (1906–1966), Ле Фo (1907–2001), Лыонг Щуан Зи (1914−2006), Нгуен Тхи Лыу (1911–1988), Май Чунг Хы (1906–1980) и другие, принявшие участие в создании стиля и формировании методов создания графики на шелке на раннем этапе развития этого вида искусства.
Ле Фо (1907–2001)[1] родился в Ханое, умер во Франции. На раннем этапе творчества женщина в картинах Ле Фо часто хрупкая, застенчивая, круглолицая. Образы элегантные, нежные, изящные, грациозные. Используя шелк и чистые цвета, он создает романтические композиции. По истечении времени сюжет его произведений меняется. Работа «Молодые женщины сидят» (1934) и «Птицы» (1937) были написаны под влиянием китайского и французского искусства. Но этот период очень скоро заканчивается, и он переключается на создание работ в новом стиле. Однако на протяжении всего творческого пути мастер воспевал красоту женщин и цветов.
У героинь картин «Девочка» (1938), «Молодая женщина» (1938), «Уборка» (1942), «Две молодые женщины» (1938) «нет определенного возраста, у них добрые лица, маленькие глаза, маленький рот, длинные шеи. Они облачены в старинные платья. С полотен веет классической литературой». Создано двухмерное пространство. Росчерки кисти тонкиe; женщина, как в торжественной религиозной живописи, ангелоподобна, будто персонаж в произведениях Боттичелли (Botticelli): лицо овальное, волосы черные, изгиб шеи напоминает работы Модильяни (Modigliani), образ пронизан меланхолией и таинственностью. Ле Фо сочетает двухмерную структуру народного и современного восточного искусства.
Образы молодых женщин, обладающие глубоким внутренним содержанием, выполнены в изысканной технике. Часто они грустны.Автор создал систему символичных образов молодых женщин с территории Аннам. Включение цветов в композицию при создании образов делает героинь нежными, целомудренными.Красота, доброта, кротость женщин в картинах Ле Фо стали символамидля современного вьетнамского общества. Причина, по которой мастер любил изображать молодых вьетнамских женщин, заключается в том, что он был одержим своей страной, своим городом, где он родился и вырос,и очень скучал по родине, учась во Франции. Известный искусствовед Вальдемар (Waldemar) заметил:«Мир художника Ле Фо является раем на земле» [6].
На следующем этапе своего творчества мастер изображает тонких девочек, создавая собирательный образ дочери. Он использует методы стилизации, преувеличения, что окажет впоследствии большое влияние на тенденции развития вьетнамской живописи. Мастер работает с ярким, контрастным, декоративным фоном.Молодые женщины в работах по-прежнему обладают восточной внешностью, техника написания напоминает контуры народных картин Ханг Чонг; гибкость, мягкость, тонкость отличают его произведения.Пространство часто условное, символичное.Национальная коричневая одежда символизирует традиционные цвета вьетнамского народа.Художник не использует свет и тень, сосредотачиваясь на обобщенном массиве, декоративном выражении. Для изображения деталей мастер использует очень тонкие линии. Таким образом, Ле Фо сформировал особый творческий стиль.
Мастер успешно передавал образ матери и ребенка, черпая вдохновение в образе мадонны.Лицо вызывает ностальгию, теплоту, женщина является защитницей своего любимого ребенка, воплощающего невинность.Стиль в целом декоративный, фон локальный, что говорит о влиянии народного искусства. Автор с любовью изображает силуэты вьетнамских матерей,ориентируясь на образ Девы Марии. Женщины в работах Ле Фо задумчивы, спокойны. «Художник показал новые веяния в создании цвета, контура. На его картинах отражены культурные особенности Вьетнама, Восточной Азии. Женщины представлены в гармонии с природой и детьми.Через материнство художник показал любовь божественной матери.Образ матери и ребенка является основным объектом художника, который создавал работы высокого эстетического содержания.В качестве базы он использовал восточное искусство, в частности, вьетнамское.
В работе «Девушка» (1938) использованы приемы народной графики и европейского искусства. Впоследствии автор будет часто прибегать к этим техникам. Девушка и цветы написаны в холодных оттенках. Композиция проста по своему построению. Условность, стилизованность фигуры говорит о влиянии народной графики Ханг Чонг, к примеру, такой работы, как «То Ны». Образ героини, ее одежда, цветок, прохлада пространства переплетаются и создают яркую по красоте работу. Ле Фо демонстрирует талантливое использование декоративных структур. Светло-синий, светло-розовый, белый и желтый создают контраст. Зритель ощущает аромат и прохладу весеннего воздуха, игру света, эмоции героини.
На картине «Молодая женщина» (1938) Ле Фо объединяет приемы стилизации и преувеличения при написании фигуры. Женский образ обладает крупной, вытянутой головой, длинной шеей, тонким телом и руками. Эти приемы обычно используются в скульптурных рельефахобщинных домов во Вьетнаме, а также во многих работах Модильяни.Он использовал мягкие цвета, чтобы подчеркнуть изысканность шелка.Краска, глубоко проникшая в ткань, делает работу объемной. Смешениями зеленого и синего передается прохладный полумрак. Пространство сливается с созданным образом, объединяя довольно простую композицию.Мастер тонко предает тревожные мысли своей модели.
Рис. 2. Нгуен Ван Лонг. «Украшение». 1941. Шелк
Художник Нгуен Ван Лонг[2] (1907–1992)занимался изучением графики на шелке и создал множество работ в этой технике. Предметом его любования становится повседневная жизнь городских девушек. В работе «Украшение» (1941) [илл. 2] обнаженная девушка сидит у окна. Мастер передает сексуальность и красоту молодого женского тела.Он использует естественный свет, который направлен и в пространство, и на тело модели, подчеркивая ее чистоту и красоту. Нгуен Ван Лонг использует яркие цвета: голубой, оранжевый, розовый, синий; один цвет переходит в другой. Пространство выражено условно, обобщенно, декоративно. Художник делает яркие мазки кистью, находясь одновременно под влиянием японской графики и импрессионизма.
Нгуен Тыонг Тама[3] (1906–1963) — можно считать художником-новатором, создателем яркой динамичной палитры.
В работе «Рынок в Индокитае» (1937–1945) изображен сельский рынок и множество людей в различных реалистичных позах: старуха, ребенок, покупатели, продавцы и другие персонажи, что делает картину динамичной. Художник талантливо передал тепло и атмосферу летнего дня. Подробно прописанные детали − продукты, овощи, инструменты − создают более яркий образ. Для написания объектов использованы насыщенные цвета: голубой, нежно-зеленый, оранжевый, желтый, фиолетовый.Цвета переходят друг в друга, проникая глубоко в шелк и создавая новые оттенки. Ритмично и живо в композиции показаны различные положения тел героев картины. Декоративность пространства создает единую изобразительную структуру.
Лыонг Щуан Зи (1914–2006) на картине «Урожай риса» (1940–1945) изобразил девушку в поле. Автором передана простота и красота женского образа.Река, лодка, рисовые поля делают композицию динамичной.Мастер изучал положение тела во время труда для создания мягких форм, реалистичных образов. Передан прозрачный, сверкающий свет над рекой. Центральный образ — девушка в белом платье.Ярко-желтым написано рисовое поле. Художник мастерски передает атмосферу урожайного дня и сельской жизни, а также красоту природы. Внимание мастера обращено на создание цветового воздействия на зрителя. Используются белый, фиолетовый, оранжевый, зеленый, желтый и другие цвета.
В работе «Девушки, гуляющие в весеннем саду» (1940) Лыонг Щуан Зи использует палитру свежих цветов:красный, оранжевый, зеленый, фиолетовый, желтый.Использованы контрастные, теплые и холодные тона, которыми передано пространство и прописаны образы.Молодые женщины в центре работы, изображены в традиционной одежде.Рядом бедно одетая женщина продает ветки сакуры. Таким образом художник создал контраст между светлым и темным, между богатыми и бедными, придав своему произведению более глубокий смысл и содержание. Фигуры девушек изображены условно, стилизованно. Лыонг Щуан Зи рисует вишни, теплое солнце, свежий воздух. Декоративность, простота, локальность пространства выражают влияние народной графики.
Тон Тхат Дао[4] (1910–1979) написал множество портретов, а также пейзажей города Хюэ:дворцы, реки. В работе «Девушка» (1932–1945) мы видим героиню, сидящую у лотоса. Она изображена в традиционной одежде. Выстроена классическая для портрета композиция.Светло-желтым написано тело девушки и лотос, фон — зеленый, что делает изображение контрастным. Яркие цвета передают выразительную красоту героини. Визуальные методы отображения реальности подтверждают влияние на творчество мастера народной графики Ханг Чонг. Техника окрашивания шелка создает мечтательную, приглушенную атмосферу.
Творчество художников направлено на поиски визуального языка для работы на шелке.Техника окрашивания этой ткани создает глубокое пространство,соответствуя восточной эстетике. Вьетнамскими мастерами используются стилизованные, преувеличенные, условные приемы, характерные для традиционного искусства.Из импрессионизма заимствованы цветовые сочетания.
Литература:
- Во Ван Лак, Влияние французского искусства на традиционную живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг.//Молодой ученый (№ 1 (81), январь- 1 2015 г.- С 511–515.
- Во Ван Лак, Типичные работы авторов живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг../ Молодой ученый (№ 2 (82), январь — 1 2015 г.- С 573–578.
- Во Ван Лак, Художественные материалы, используемые во вьетнамской живописи 1955–1985 гг./ Молодой ученый (№ 3 (83), февраль — 1 2015 г.
- Ле, Т. Д. Современное и постсовременное искусство / Т. Д. Ле. — Ханой: Изобразительное искусство, 2003.
- Ле, Т. Л. Словарь искусств / Т. Л. Ле. — Культурное информационное издательство, Ханой, 1998.
- Нгуен, Л.Т. Б. Современное искусство Вьетнама / Л.Т. Б. Нгуен, Н. Х. Буи, Т. Фам, В. Ч. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2005.
[1] Большое влияние на него оказал стиль Виктора Тардье. После получения образования в колледже он отправился изучать искусство во Францию. Прибегал к различным материалам и стилям. В 1928 г. участвовал в выставке в Ханое, в 1930 – в Сайгоне, в 1932 – в Риме, в 1936 состоялась персональная выставка во Вьетнаме, в 1937 г. выставка в Париже.
[2]Окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1929–1934).
[3] Окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1928−1933)
[4] Окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1932–1937).