Автор: Ширалиева Гюнель Илхамовна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 09.06.2016

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Ширалиева Г. И. Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 806-809.



Человек растет и развивается по мере своей включенности в события, которые играют для него важные роли. На его пути встречаются многочисленные трудности, которые необходимо преодолевать. Однако каждый раз, пытаясь преодолевать проблемы, человек сталкивается с множественными ситуациями, которые травмируют его психику. Именно поэтому в последнее время все большее внимание со стороны психологов уделяется анализу поведения человека в сложных обстоятельствах.

В настоящее время в психологии проблема изучения копинг-стратегий является одной из самых актуальных и обсуждаемых. С момента рождения человек сталкивается не только с глобальными природными и социальными катастрофами, но и постоянно переживает индивидуальные жизненные события, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания.

Проблема совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX века. Впервые термин «копинг-поведение» появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэфи применил его, изучая каким образом дети преодолевают кризисы развития. А в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [2].

Понятие «coping» происходит от англ. «cope» (преодолевать); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия «Bewaltigung» (преодоление) и «Belastungsverarbeitung» (переработка нагрузок). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление [2].

Совладение (анг. сoping) — психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых ситуаций, особенно психосоциального характера.

По мнению И. М. Никольской и Р. М. Грановской, под копинг-стратегиями подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справится со специфическими внешними и / или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ним справиться [1].

Сирота А. Н. отмечает, что копинг-поведение — это форма поведения, отражающая готовность человека решать жизненные проблемы, умение использовать определенные средства для преодоления психоэмоционального стресса [4].

Таким образом, совладение представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [5]. Современные исследования указывают на то, что психологическая защита нужна личности, чтобы сохранить удобную для себя картину мира и образ самого себя.

В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «копинг». Первый, развиваемый в работах N. Haan, трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Второй подход, отраженный в работах R. N. Moos, определяет «копинг» в терминах черт личности — как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Согласно третьему подходу, признанному авторами понятия Лазарус и Foklman, «копинг» должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром [3].

Таким образом, понятие копинг-стратегии охватывает широкий спектр человеческой активности, от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.

Деятельность современного педагога осуществляется в условиях умственного, психоэмоционального и физического напряжения. Собственное психическое здоровье и психологическое благополучие являются профессионально — важными качествами специалиста, работающего с людьми. Неумение управлять своим поведением, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций может привести к дезадаптации личности, профессиональным деформациям. Это выражается либо в различных формах агрессии и гнева, либо в форме эмоциональной холодности и отчужденности. Поэтому стало очень интересно узнать, какими копинг-стратегиями обладают студенты педагогического колледжа.

Целью моего исследования явилось изучение гендерных особенностей в выборе стратегии совладающего поведения. Объектом исследования является стратегии совладающего поведения. Предмет исследования — гендерные различия в проявлении стратегии совладающего поведения у студентов педагогического колледжа.

Исследование проводилось на базе ГАПОУ «Астраханский социально-педагогический колледж». Выборку составили 70 человек (31 мальчиков, 39 девочек, средний возраст — 18 лет).

Теоретико-методологической основой являются принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), когнитивный транзактный подход к совладающему со стрессом поведению (Р. Лазарус, С. Фолкмен), подход к трудным жизненным ситуациям и совладанию с ними (Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский).

Для исследования особенностей совладающего поведения студентов педагогического колледжа я использовала методику «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), «Диагностику копинг-поведения в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой). «Диагностику стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях».

Анализ полученных данных показал, что у 76 % испытуемых, ведущей копинг-стратегией является стратегия, направленная на разрешение проблем, которая отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья.

52 % испытуемых присущи копинг-стратегии поведения, направленные на поиск социальной поддержки, которые позволяют при помощи внешних социальных ресурсов успешно совладать со стрессовой ситуацией.

У 76 % студентов педагогического колледжа доминирует средний показатель выраженности стратегии, направленной на избегание проблем. Мы полагаем, что это может быть связано с особенностями будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что ведущими стратегиями совладающего поведения студентов педагогического колледжа являются стратегии, направленные на разрешение проблем и на поиск социальной поддержки.

По методике «Стратегии импунитивного поведения в конфликтных ситуациях» нами были получены данные, которые свидетельствуют о том, что для опрошенных ведущими стратегиями являются: самоизменение (44 %), то есть ситуация преодоления конфликта и кризиса оценивается как источник личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему. Самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке.

36 % испытуемых в стрессовой ситуации применяют рациональные действия, то есть действия, направленные на позитивное разрешение проблемы и выбор целесообразного пути выхода из сложившейся ситуации.

Поиск помощи используют 32 % испытуемых, то есть они нуждаются в социальной поддержке, когда их настигает ситуация угрозы или стресса. Для них очень важно, чтобы рядом были близкие люди.

У 30 % респондентов выявлен контроль эмоций. Они полностью контролируют свое эмоциональное состояние, внешне выглядят сдержанно и не показывают своих эмоций.

Отрицание как ведущая стратегия импунитивного поведения выявлена у 29 % опрошенных. Для данной группы испытуемых характерен уход от реальной ситуации, отрицание сложных, трудных последствий переживаемой проблемы.

Выражение чувств (26 %), то есть для данных испытуемых характерно внешнее проявление своего эмоционального состояния, впечатлительность, низкий уровень самообладания.

Анализ результатов, полученных по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» позволил распределить испытуемых на три группы, в зависимости от преобладающей стратегии совладающего поведения.

Так, 60 % составляют испытуемые, для которых свойственно копинг-поведение, направленное на разрешение задачи, то есть поведение данных испытуемых направлено на поиск альтернативных путей решения проблемной ситуации.

34 % опрошенных в стрессовых ситуациях используют копинг-поведение, ориентированное на эмоции, то есть поведение, контролируется сугубо эмоциональным состоянием, человеком правят эмоции.

Кроме того, у 6 % опрошенных выражен копинг, ориентированный на избегание, то есть для данных испытуемых характерен уход от реальной ситуации, отрицание сложных, трудных последствий переживаемой проблемы.

То есть, студенты педагогического колледжа чаще выбирают копинг-стратегии, направленные на решение задач.

Обобщив результаты экспериментального исследования копинг-стратегий студентов педагогического колледжа нами установлено, что отличительной особенностью их поведения в стрессовой ситуации являются умение разрешать любые конфликтные ситуации, которые испытуемые оценивают как источник личностного роста, приобретение жизненного опыта и изменение к лучшему; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов. Испытуемые способны определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья.

Литература:

  1. Грановская Р. М. Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. — СПб.: «Эксклюзив», 1994.
  2. Нартова — Бочавер С. К. Copingbehavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — № 5.
  3. Рыжов Д. М. Соотношение психологической защиты и копинг-поведения // Эмоциональные и когнитивные аспекты развития личности: сб. межвуз. науч. трудов., 2004.
  4. Сирота Н. Я., Ялтоновский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 1994. — № 1.
  5. Ферихем А. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогического колледжа, студентов педагогического колледжа, поведения студентов педагогического, студенты педагогического колледжа, импунитивного поведения, источник личностного роста, стрессовой ситуации, стрессовых ситуациях», поиск социальной поддержки, анализу поведения человека, реальной ситуации, конфликтных ситуациях», стрессовыми ситуациями, копинг-стратегий студентов педагогического, присущи копинг-стратегии поведения, стратегий импунитивного поведения, «Стратегии импунитивного поведения, стратегия импунитивного поведения, ведущими стратегиями, отрицание сложных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос