В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программы, а также представлена примерная коррекционная программа.
Ключевые слова: буллинг, жертва, подросток, инициатор (агрессор), наблюдатели, профилактическая программа
Современный мир все больше и больше наполняется чем-то новым и непонятным для человека, ребенка. Как известно нового следует опасаться, а страх очень часто вызывает агрессию. Феномен агрессии изучается очень давно. Различные психологические направления затрагивают некоторые проблемы изучения жестокого поведения, и каждое выделяет свои причины возникновения, свои методы исследования и диагностики. Еще К. Хорни отмечает, что агрессивное поведение имеет связь с повышенной базисной тревожностью личности. Агрессия — это определенный вид психологической защиты человека, стремление к безопасности, потребности комфорта и удовольствия [6, с-99].
Чуть позже Д. Доллард отмечает: «Агрессия всегда есть следствие фрустрации». Согласно Долларду, агрессия — реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия [2, с — 265].
В гуманистическом подходе агрессия — ответ человеческого организма на опыт, который нес опасность, не представлению человека о самом себе.
Отечественный психолог О. Ю. Михайлова делает новый подход к определению агрессивного поведения, где агрессия выступает как одна из поведенческих реакций разрешения неблагоприятной ситуации для человека, формирующаяся на основе поисковой активности [7].
Агрессия может принимать различные формы, от словесных оскорблений, так называемой вербальной агрессии, до физических травм, вербальной агрессии. Новое понятие в современном мире «буллинг», берет свои истоки с 1905 года, тогда появились первые публикации об этой проблеме. Одним из первых исследователей считается Д. Олвеус, он определяет буллинг как особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально. [1, с. 159–165.]
Одной из причин возникновения буллинга, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго.
Основные причины буллинга: психические и психологические травмы агрессора: самоутверждение через насилие и т. п.;гормональные нарушения у агрессора: спонтанный гнев, страх, агрессия;удовольствие от насилия; зависть к жертве;покровительство сверху и поддержка агрессора окружением;скука, отсутствие занятости; копирование, моделирование перенесённого насилия.
Так же выделяются и основные формы буллинга:
‒ Психологическая (насмешки, обзывания, клички, придирки, угрозы);
‒ Информационная (дезинформация, сплетни, доносительство — клевета, бойкот);
‒ Материальная (порча личных вещей, мелкие кражи, рэкет, вымогательство, причинение вреда здоровью, подстава);
‒ Интерактивная (кибербуллинг) [4, с. 90–92].
Как и в любом агрессивном проявлении в буллинге различают роли его участников — жертва, инициатор, зрители, наблюдатели.
Жертвы буллинга не обязательно дети, которые не могут за себя постоять, чаще всего это те дети, которые лишены настойчивости и не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая яркая жертва — подросток, старающийся сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка (но у него краснеет лицо или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы).
Чаще всего основная черта инициатора (агрессора) — стремление к власти, самоутверждению за счет других. Быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников, как человека, которому никто ничего не может сделать. «Ты мне ничего не сделаешь» — скрытое послание, сквозящее за всем поведением этого ученика.
Самое худшее в буллинге — его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей. Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая некую психодинамику. (Цит. по OlweusBullyingPreventionProgram, US (2011)).
В подростковом возрасте наиболее выбираемая роль в буллинге — наблюдатели. Такие участники часто испытывают страх, беспомощность перед лицом насилия. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу.
С целью профилактики подобного явления в любой образовательной организации должна быть реализована профилактическая психолого-педагогическая программа направленная на:
‒ снижение агрессивных и враждебных реакций;
‒ оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
‒ формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
‒ развитие толерантности, эмпатии.
И иметь следующую структуру занятий
- Вводная часть — набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности.
- Основной этап — беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия.
- Рефлексия — в конце каждого занятия участники делятся своими чувствами.
Д.Ольвеусом в Бергене более 20 лет назад основана Норвежская программа «Анти-Буллинга». Она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001г. придан статус приоритетной общенациональной программы. Основные принципы:
- Принцип тепла, положительного интереса и вовлеченности взрослых в жизнь группы детей;
- Принцип твердых рамок и ограничений неприемлемого поведения в группе детей;
- Принцип последовательного применения некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
- Принцип наличия взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей для подражания;
Главная цель этой программы — изменить «структуру возможностей и наград» буллингового поведения, результатом чего является уменьшение возможностей и наград за буллинг [3, с. 240–274].
Исходя из выше сказанного, в качестве примера можно привести примерные психолого-педагогические профилактические упражнения, которые можно включить в программу.
Упражнение «О тебе и для тебя».
Участники группы сидят в кругу. Каждому подростку по очереди все участники группы дарят комплимент. Например: «удивительная», «сильный», «чудесная», «смелый», «необыкновенная», «юмористка», «умная» и т. д.
В основной части, для быстрой диагностики участников можно провести цветовой тест. Цветовая диагностика М. Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. А так же тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Участникам необходимо выбрать понравившийся цвет из восьми предложенных и далее диагностировать свое состояние.
- Синий — потребность в покое.
- Зеленый — потребность в самоутверждении.
- Красный — потребность в целенаправленной активности.
- Желтый — потребность в спонтанной активности.
- Фиолетовый — победность красного и капитуляцию синего.
- Коричневый — чувственную основу ощущений.
- Черный — отрицание красок жизни и самого бытия.
- Серый — укрытие от внешних воздействий, освобождение от обязательств, отгораживание
Упражнение «Дом».
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме — дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Упражнение «Сказка по кругу».
Цель — развитие умения спокойно выслушивать собеседника.
Участники выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому.
Обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.
В заключительной части занятия участникам необходимо поделиться полученными впечатления и помечтать.
«Волшебная подушка».
Цель — развивать способности мечтать и ставить свои цели.
Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Участники садятся на подушку и говорят примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники?
Литература:
- Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009. — № 105. — С. 159–165
- Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард.- М.: Просвещение. -1939.с -265.
- Дэвид А. Лейн. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия /Под редакцией Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. — СПб.: Питер, 2001. — С. 240–274.
- Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? /О. Мальцева/ / Социальная педагогика. — 2007. — № 4. — С. 90–92.
- Пазухина, С. В. Агрессивный подросток и учитель: технология оптимизации взаимоотношений: монография / С. В. Пазухина, А. С. Сушкина. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 82 с.
- Сулимова, Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. / Т. С. Сулимова// — М.: 1996. –с.99.
- Челепева, Л. Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. псих. н. Краснодар. 2001