Библиографическое описание:

Дороничева Р. М., Иващенко Г. А., Комков С. С. Исследовательский подход к организации творчества студентов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 851-855.



Страшная это опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли…

В.А.Сухомпинский

Подготовка специалиста должна быть такой, чтобы он мог эффективно пополнять и углублять свои знания, повышать профессиональный уровень в течение всей своей трудовой деятельности. Подготовка студентов должна способствовать не только получению и применению знаний, но и развитию навыков творческого труда.

Критерием практической подготовки специалиста является срок его адаптации на производстве. Для сокращения этого срока необходимо чтобы студент владел навыками практической работы в реальных производственных условиях. Этому не могут научить теоретические занятия, такую роль может выполнить лишь практика. Лучший вариант, когда практика удовлетворяет следующим условиям: конкретность, непрерывность, тесная связь с реальным технологическим процессом. В настоящее время, когда комплексная система обеспечения качества подготовки специалиста почти распалась, многие базовые предприятия не берут студентов на практику, поэтому учебным заведения самим приходится перестраиваться.

Эти изменения заложены в новые учебные планы и программы а именно:

– увеличено количество практических работ;

– изменено содержание лабораторных работ в сторону их практической значимости;

– предусмотрено изменение содержания программ до 30 % объема для ежегодной их корректировки.

В свою очередь, учебные заведения стремятся совершенствовать учебный процесс, используя современные научные теории в области методики, практики, компьютерных технологий.

Назовем некоторые ориентировочные направления:

– повышение уровня самостоятельности при индивидуальной работе:

– повышение уровня самостоятельной работы и общепрофессиональных компетенций студентов при коллективной или групповой работе.

Активные методы обучения — это стратегия учебного процесса;

– улучшение подготовки в освоении новой техники и технологии.

Расширение информационного поля за счет максимального использования аудио- и видеотехники: тренажеров, средств телекоммуникаций;

– применение методов компьютерного моделирования в автоматизированных обучающих системах;

– улучшение подготовки по смежным специальностям, учитывая спрос и предложения рынка;

– введение элементов технического творчества в реальную часть курсового и дипломного проектов.

Обучение приемам творческого труда возможно лишь при создании у студентов психологического настроя для поиска оригинальных решений практических задач. Таких студентов в нашем колледже немного. Ведь для творчества требуются дополнительные затраты труда, времени, средств. В такой работе чаще всего отсутствует сиюминутная выгода, а современный студент довольно расчетлив, поэтому занимаются техническим творчеством только «одержимые» студенты. Самостоятельный выбор направлений творческой работы и соблюдение добровольности только это может гарантировать устойчивый интерес к работе.

Реализовывать творческие возможности можно на занятиях, используя АМО (активные методы обучения), в период выполнения лабораторно-практических работ, в учебное и свободное от занятий время.

Научить трудиться творчески можно, если заранее планировать деятельность, в которую будут вовлечены студенты. В отличие от учебной деятельности, где студенты, в основном, решают готовые задачи, в производственной деятельности молодым специалистам придется ставить задачи самим, самим оценивать и решать их, если, конечно, они в достаточной степени компетентны. Учитывая особенности производства, преподаватель должен постоянно насыщать свой предмет новыми нетиповыми производственными ситуациями, проблемами и задачами и совместно со студентами решать их.

Передовой педагогический опыт позволил определить множество путей для реализации данных целей;

– реальное проектирование (полное или частичное);

– Исследовательская работа, в которой решаются профессиональные творческие задачи;

– создание на уроках по реализации МДК: ПМ, учебных практик конкретных производственных ситуаций;

– использование деловых игр;

– индивидуальное и групповое техническое творчество.

На каждом этапе работы профессиональные компетенции развиваются на новом содержании. Становятся более прочными и осознанными, стимулируя далее творческую активность, когда можно сказать: «Делаю учась, и учусь делая!». Студенту нужно предоставить право на активность, инициативу, равную с преподавателем; обеспечить ему условия перехода из позиции потребителя знаний. Обобщив вышесказанное, можно составить деятельностный модуль студента.

— Подготовить творчески мыслящего специалиста — это проблема не только учебных заведений, но и любого института, предприятия и т.д. Имеется ряд уже опробованных научно-обоснованных теорий — «технологии творчества». Знакомство с ними в учебном заведении поможет обеспечить оптимальную систему перехода от учебной деятельности к профессиональной.

Идея научно-технической работы не нова, но в настоящее время она требует немалых финансовых затрат, дополнительного свободного времени у студентов и преподавателей помимо учебы и конечно желания, творить на современном уровне.

В одночасье изменить сложившуюся ситуацию не всегда под силу даже целому учебному заведению, однако можно грамотно работать в предлагаемых обстоятельствах. В качестве примера предлагаем описание творческой практической работы наших студентов дневного отделения 3 го курса обучающихся по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий».

Каких-либо выдающихся достижений они не достигли, но взять максимум от современных знаний, преобразовать их и эффективно использовать у них получилось.

Под руководством молодого преподавателя Комкова. С.С. был разработан проект роботизированного устройства, на основе набора для робототехники, состоящего из двигателей постоянного тока, микроконтроллера — Arduino, ИК-датчиков, фотодатчика, светодатчика.

Инвестиций в этот проект никто не вкладывал — обошлись своими средствами.

Был закуплен с помощью “интернет — ресурса” набор для разработки полноценного проекта робота, были дополнительно заказаны на сайте драйвера для управления двигателями постоянного тока.

После получения комплекта и процессов программирования, сборки, доводки, для был создан робот.

Более подробно остановимся на этапах работы:

  1. Используя типовые решения, разработка программного обеспечения Arduino 1.6.8. Все можно найти на официальном сайте Arduino.
  2. Разработка технологии и выполнение монтажной платы.
  3. Сборка конструкции и совместимость отдельных узлов, подбор пульта управления.
  4. Опробование, доводка, демонстрация работы робота.

IMG_20160412_083324.jpg

Рис. 1. Занятие в лаборатории

Наличие интереса к проекту, желание довести установку до запланированного уровня, все это способствовало успешному завершению эксперимента.

F:\фото\0_53a6b_754ec24c_L.jpg

Рис. 2. Собранный модуль робота

В мае месяце 2016 года на заседании областного объединения преподавателей электротехнических дисциплин, преподаватель колледжа Комков С.С. продемонстрировал действие установки и сопроводил ее видео-презентацией.

Студенты, участвующие в создании данной модели использовали свой конструкторский опыт при сдаче квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ01. Каждый из них кроме практической части, подготовил теоретическую часть (сообщения).

Сообщение № 1 “программное обеспечение Arduino 1.6.8” для данной модели

Сообщение № 2 “Технология выполнения монтажной платы”

Сообщение № 3 “Программирование логического контроллера”

Сообщение № 4 “Методика сборки отдельных конструкторских узлов и их совместимость”.

Проявленный интерес к работе не остыл и сейчас разрабатываются новые идеи, которые через некоторое время могут реализовываться.

Заключение

Овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает студента, развивает новые качества его личности.

Постановка новых целей превращает интересы студента в насущную потребность к учению и творчеству. Почти все студенты, участвующие в названной работе, продолжают успешно учиться в высших учебных заведениях, занимаются изобретательством для производственных целей, во время практики, а также в качестве хобби.

Между тем наступил 21 век, который принес глубокий прорыв в науке. Век высоких технологий требует высокообразованных людей. Уже почти не нужны «самоделкины» и их работы: на фоне квантовых компьютеров это уже почти «первобытный» век.

В учебном процессе повсеместно входит компьютеризация, информатизация, интернет, при этом границы раздвинулись до бесконечности. Чем же сейчас занимаются продвинутые студенты? Всеми доступными средствами оформляют все виды самостоятельных работ на ПК: набирают тексты, делают расчеты, строят и анализируют графики, используют все средства мультимедиа, выполняют курсовые и дипломные проекты.

А что делают преподаватели? Догоняют таких студентов! И педагогика сотрудничество в этих новых условиях особенно актуальна.

Наши студенты продолжают подниматься по ступеням лестницы знаний. Реальные курсовые проекты с техническими решениями и исполнительской частью: это электроснабжение компьютерных классов и их паспортизация: это — реализация новых стандартов ГОСТ Р 50571 01…..28 «Электроустановки зданий»: это модернизация и реконструкция устаревший системы электроснабжения корпусов. Готовясь к защите дипломных проектов, выпускных квалификационных работ, студенты используют видеоролики и видео-презентации, моделируют сложные процессы. Эту работу выполняют студенты вместе с преподавателями, совместными усилиями они участвуют в непрерывном поиске информации, её систематизации, используя в учебном процессе все способы её отображения, предъявлении, преобразования и хранения.

Литература:

  1. Подласый. И. П. Педагогика. Том 1./ Москва: “Юрайт”, 2013.
  2. Подласый. И. П. Педагогика. Том 2. / Москва: “Юрайт”, 2013.
  3. Столяров. Ю.Н. Техническое творчество учащихся. / Москва: “Просвещение”, 1989.
  4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. / Санкт-Петербург: “Наука”, 2013.
  5. Шустов. М. А. Методические основы инженерно-технического творчества. / Томск: издательство “ТПУ” 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): практической работы, подготовки специалиста, творческого труда, учебном процессе, монтажной платы, организации творчества студентов, навыками практической работы, практической подготовки специалиста, постоянного тока, Подготовка студентов должна, творческой практической работы, Подготовка специалиста должна, общепрофессиональных компетенций студентов, учебной деятельности, творчески мыслящего специалиста, студентов психологического настроя, улучшение подготовки, методы обучения, студентов дневного отделения, безделье месяцы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос