Применение природных паттернов в графическом дизайне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 1224 раза

Библиографическое описание:

Марченко, М. Н. Применение природных паттернов в графическом дизайне / М. Н. Марченко, А. К. Лапченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 980-982. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31321/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассмотрены природные паттерны как основа эффективных визуальных коммуникаций; выделены основные группы природных паттернов — паттерны движения, упаковки и хранения, регенерации и связи; проанализировано их применение в графическом дизайне в разработке логотипов.

Ключевые слова: паттерны, природные паттерны, применение паттернов в графическом дизайне, графический дизайн, визуальные коммуникации, бизнес-айдентика, логотип

Паттерн (с англ. «pattern» — образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма) — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе [1]. Паттерн понимается в этом плане как повторяющийся шаблон, или образец. Прямое наблюдение может выявлять визуальные паттерны как они формируются в природе и в искусстве. Визуальные паттерны в природе часто хаотичны. Они не копируют друг друга и часто являются фрактальными. Паттерны в природе включают паттерны симметрии, фракталы, спирали, меандры, волны, пену, трещины, и др. [1]. С древности мыслители и ученые исследовали паттерны, пытаясь объяснить порядок в природе. Современное понимание визуальных паттернов формировалось постепенно с развитием наук.

Паттерны служат созданию интуитивно понятных человеку коммуникаций, так как неизменные на протяжении тысячелетий они обеспечивают соответствующий стандарт, с которым интерпретируются и обрабатываются все события во внешнем мире. Язык природных паттернов является инстинктивным знанием, накопленным предками человека через их жизненный опыт. Паттерны помогают сознанию человека определить константы в развивающемся мире, позволяя распознавать и реагировать на внешнюю информацию в различных контекстах. Простейший пример — количество лепестков у растений. Плодовые растения с пятью лепестками цветов (груши, вишни, розы, шиповник), как правило, съедобны для человека, в отличие от растений с шестью лепестками цветов (лилии, мандрагоры, и др., помидоры являются исключением из этого правила, но они относятся к семейству пасленовых, которые, как правило, ядовиты) [2]. Этот факт доказывает, что понимание паттернов в интересах человека, и если научиться правильно пользоваться этим знанием, то его можно успешно применить в любой сфере человеческой деятельности. Так как паттерны организуют и определяют отношения в природе, то они могут быть интегрированы и в дизайн для обоснования и поддержания визуальной коммуникации, ведь целью дизайна является создание отношения со зрителем, а язык паттернов помогает сформулировать отношение еще до прочтения сообщения или его обработки. Человек сознательно не размышляет о том, что чувственно обрабатывает. Поэтому не случайно, что элементы айдентики брендов, связанных с инвестициями, как правило, имеют углы в своих символах, а социально-ориентированные некоммерческие организации — кривые линии, ведь финансовые компании должны представляться точными и аккуратными, в то время как некоммерческие организации передают гибкость, чтобы охватить и поддерживать, или содержать, широкий спектр людей или услуг.

Большинство людей не думают о таких основных вопросах. Они настолько интуитивно очевидны и часто естественно представляются в качестве структурной основы или элемента для дизайнерского решения. Поэтому, когда допущена серьезная дизайнерская ошибка в согласовании с правильным паттерном в сообщении, оно интуитивно интерпретируется как неверное и, следовательно, ему как «ложному» не доверяют или игнорируют, так как информация не имеет ценности [2].

Природные паттерны можно условно классифицировать на несколько групп, и каждая из этих групп имеет свое собственное значение и будет успешно применима в разработке графического дизайна для организации, занимающейся определенным видом деятельности.

Рассмотрим паттерны движения, к которым относятся меандры и ветвления. Ветвление — это угловой паттерн с целенаправленным линейным перемещением. Энергия ветвления немедленная и, как правило, эффективна во времени (прямота подразумевает срочность). Меандры отличаются блужданием, они более плавные и расслабленные, однако это не снижает их эффективность. Эти паттерны передают обмен и движение, они ссылаются на технологии, взаимодействия между бизнесом, образованием и культурой. Ветвление может рассматриваться для связи, доставки, сети, финансового или транспортного бизнеса или любого клиента участвующего в движении и взаимодействующего между людьми, продуктами, или услугами. К примеру, логотип для ISTEC (Иберийско-американский образовательный консорциум по науке и технологиям) делает сразу несколько культурных и технических отсылок, рассказывающих об организации. Это некоммерческая организация, которая передаёт программы, компьютерное железо и тренинги от больших технологических компаний США и передаёт их университетам Центральной и Южной Америки, а также в Испанию и Португалию. В обмен корпорации, выделяющие технологии, имеют доступ к лучшим студентам, обучающимся в этих университетах [2]. Шаблон ветвления намекает на движение, чтобы подчеркнуть процесс обмена, который передвигает технологии и одного места в другое. Квадратная форма подчёркивает стабильность и надёжность (Рис.1).

Рис. 1. Логотип ISTEC

Меандры передают энергию, как и ветвление, но с отличием: они не демонстрируют спешки и представляют собой свободу и плавность. «Duffy+Partners» создали логотип Багамских островов, совместив отчётливые характеристики формы и цвета (Рис.2). Меандры не часто используются в логотипах, но в данном случае, описывая путешествия, развлечения и перемещение между островами, они прекрасно справляются со своей задачей. Процесс разработки показывает, как цепь островов соединялась с типичной яркой флорой Карибского бассейна [2].

Описание: image

Рис. 2. Логотип Багаских островов «Duffy+Partners»

Следующая группа — паттерны регенерации и связи — спирали и завитки, являющиеся одними из самых привлекательных и универсальных. Все сложные организмы обладают общей морфологией на начальной стадии. Когда эмбрион начинает формироваться, будь то рыба, змея, или человек, он распрямляется по спирали от основания его позвоночника, так же, как и идущий завиток виноградной лозы. Спираль — это творчество и регенерация. Золотая спираль строится посредством соединения геометрически растущих кругов, которые соединяются в точках пересечения. Известна спираль, основанная на последовательности Фибоначчи.

Стилизованная спираль применяется в разработке логотипа для «AB AETERNO», инновационной итальянской компании, производящей наручные часы и разнообразных типов древесины (Рис.3). Всем известно, что историческая память дерева измеряется концентрическими кругами, которые показывают возраст растения. Стилизованная спираль изображает ход времени, оставляющий свой след. Время наносит свои отпечатки не только движением стрелок, но и эмоциями, важными моментами в нашей жизни, создавая изгибы непрерывной спирали.

ЛОГОТИП БРЕНДА

Рис. 3. Логотип «AB AETERNO»

Завитки или винты родственны для спиралей, но имеют гораздо более фундаментальное значение для жизни, именно из-за того, что закручивание всегда имеет одни и тот же диаметр. Винт — концентрированная энергия для серьёзных действий и намерений. Винтовые линии в логотипах намекают на кооперацию противоположностей, особую силу на небольших дистанциях и продолжительность, сравнимую с поколениями [2]. Неслучайно именно винт присутствует в древнейшем медицинском символе — кадуцее, который представляет собой жезл, обвиваемый двумя змеями, символизирующими болезнь и здоровье. Поэтому этот паттерн часто используются при разработке логотипов для клиник, занимающихся традиционной и альтернативной медициной, а также других организаций, где важно продемонстрировать союз противоположностей.

Паттерны «хранения» и «упаковки» — мозаичные формы, складывающиеся из трех основных фигуры — квадраты, треугольники, шестиугольники. Пчелы строят эффективные ульи и гнезда для хранения их пищи и воспитывания молодых особей в гексагональных камерах. А ведь именно шестиугольник является строгой и при этом чрезвычайно эффективной формой: он близок к совершенству прилегаемости, в этой форме нет лишнего или избытка, она не выражена в природе в виде каких-либо пробелов или перекрывающихся, либо избыточных частей. Эти паттерны активно используются человечеством в архитектуре, дизайне интерьера и экстерьера, промышленном дизайне, но также могут быть успешно применимы и в разработке визуальных коммуникаций и бизнес-айдентике. На основе этих паттернов разрабатываются логотипы для компаний, которые хотят продемонстрировать безопасность или хранение. Многие финансово-ориентированные компании и банки, страхование, недвижимость и инвестиционные компании, выбирают символический или абстрактный дизайн фирменного стиля, который склоняется к углам точности и эффективности, к примеру, логотип банка «HSBC», одного из крупнейших финансовых конгломератов в мире (Рис.4)

Рис. 4. Логотип банка «HSBC»

Дизайнеры используют природные паттерны, поскольку на них можно положиться. Биомимикрия важна не только для промышленных дизайнеров. Графика, вдохновлённая биологией, может сделать логотип сильнее, ссылаясь на паттерн, известный на подсознательном уровне всем людям. Понимание того, как паттерны работают в природе, помогает дизайнеру выбирать самые подходящие визуальные элементы для описания уникальных свойств клиента, при этом используя понятные всем концепции. Когда первый взгляд аудитории схватывает основную визуальную информацию, открывается возможность для передачи остальных деталей. Таким образом, в данной статье были рассмотрены природные паттерны, их применение в графическом дизайне, выделены несколько групп паттернов, которые могут быть использованы для поддержания визуальных коммуникаций. Полученные выводы и стратегии применения природных паттернов в дизайн-проектировании целесообразно использовать в образовательном процессе высших учебных заведений [3; 4].

Литература:

  1. Паттерн//Википедия, свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9F %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BD (дата обращения 02.06.2016).
  2. Maggie Macnab. «Design by Nature. Using Universal Forms and Principles in Design». New Riders, 2012.
  3. Ажгихин С. Г., Марченко М. Н. Типы принятия решений в процессе проектной деятельности//21 century: fundamentalscienceandtechnology. Vol.2. North Charleston, 2014.
  4. Марченко М. Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству// Международный журнал экспериментального образования // 2013. № 11–13.
Основные термины (генерируются автоматически): графический дизайн, AETERNO, ISTEC, логотип, природа, группа, лепесток цветов, логотип банка, разработка логотипов, стилизованная спираль.


Ключевые слова

визуальные коммуникации, графический дизайн, паттерны, природные паттерны, применение паттернов в графическом дизайне, бизнес-айдентика, логотип

Похожие статьи

Особенности использования графических средств в дизайне...

Существует три основных типа форм: геометрические — круги, квадраты, треугольники; природные — формы, встречающиеся в природе; и абстрактные — это стилизованные или упрощенные

16. Бодьян Л. А., Грачева Н. А. Разработка дизайна обложки книги/Л.

Алгоритм проведения ребрендинга для ресторана | Молодой ученый

После этого проводится рестайлинг визуальных атрибутов: логотипа, фирменных шрифтов, цветов, основных или дополнительных графических

бренд, заведение, фирменный стиль, целевая аудитория, SMM, SWOT, группа компаний, логотип, процесс, ресторан.

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Паттернот Ж.: Разработка и создание логотипов и графических концепций. -Ростов: Феникс, 2008.

Дизайн фирменного стиля компаний, специализирующихся на геолого-геофизических изысканиях.

Роль дизайна в жизни человека | Статья в журнале...

Одной из проблем теоретического осмысления дизайна всё ещё не закрыт вопрос о природе дизайнерской деятельности и её

обрел популярность, когда немного усовершенствовал облик сигаретной пачки, сменив зеленый цвет на белый и изобразив логотип на обеих сторонах...

Фирменный стиль как средство формирования имиджа...

Простота помогает людям запомнить дизайн фирменного стиля. А так же его легко выполнить, чтобы он продержался как можно дольше.

Символы позволяют логотипу быть понятным для любой аудитории.

Фирменный знак как основа имиджа и особенности его разработки

Рассмотрены необходимость и особенности работы над дизайном фирменного знака, этапы разработки дизайна

В случае, когда знаком является текстовая композиция (логотип) без какого-либо графического элемента, в основу должен быть положен фирменный шрифт (рис.4).

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Методы исследования: поиск образа логотипа и его цветовое решение; исследование и определение цветовых решений для

Наука о цвете, знания о природе цвета, гармоничное сочетание цветов в наши дни является важной темой исследований в области дизайна.

Фирменный стиль — залог конкурентоспособности туристской...

Исходя из того, что в природе это цвет безоблачного неба, а разные его оттенки ассоциируются с цветом моря, воды, использование его в фирменных цветах туристских компаний является вполне

4. Эйри, Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера / Д. Эйри.

Особенности использования графических средств в дизайне...

Существует три основных типа форм: геометрические — круги, квадраты, треугольники; природные — формы, встречающиеся в природе; и абстрактные — это стилизованные или упрощенные

16. Бодьян Л. А., Грачева Н. А. Разработка дизайна обложки книги/Л.

Алгоритм проведения ребрендинга для ресторана | Молодой ученый

После этого проводится рестайлинг визуальных атрибутов: логотипа, фирменных шрифтов, цветов, основных или дополнительных графических

бренд, заведение, фирменный стиль, целевая аудитория, SMM, SWOT, группа компаний, логотип, процесс, ресторан.

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Паттернот Ж.: Разработка и создание логотипов и графических концепций. -Ростов: Феникс, 2008.

Дизайн фирменного стиля компаний, специализирующихся на геолого-геофизических изысканиях.

Роль дизайна в жизни человека | Статья в журнале...

Одной из проблем теоретического осмысления дизайна всё ещё не закрыт вопрос о природе дизайнерской деятельности и её

обрел популярность, когда немного усовершенствовал облик сигаретной пачки, сменив зеленый цвет на белый и изобразив логотип на обеих сторонах...

Фирменный стиль как средство формирования имиджа...

Простота помогает людям запомнить дизайн фирменного стиля. А так же его легко выполнить, чтобы он продержался как можно дольше.

Символы позволяют логотипу быть понятным для любой аудитории.

Фирменный знак как основа имиджа и особенности его разработки

Рассмотрены необходимость и особенности работы над дизайном фирменного знака, этапы разработки дизайна

В случае, когда знаком является текстовая композиция (логотип) без какого-либо графического элемента, в основу должен быть положен фирменный шрифт (рис.4).

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Методы исследования: поиск образа логотипа и его цветовое решение; исследование и определение цветовых решений для

Наука о цвете, знания о природе цвета, гармоничное сочетание цветов в наши дни является важной темой исследований в области дизайна.

Фирменный стиль — залог конкурентоспособности туристской...

Исходя из того, что в природе это цвет безоблачного неба, а разные его оттенки ассоциируются с цветом моря, воды, использование его в фирменных цветах туристских компаний является вполне

4. Эйри, Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера / Д. Эйри.

Похожие статьи

Особенности использования графических средств в дизайне...

Существует три основных типа форм: геометрические — круги, квадраты, треугольники; природные — формы, встречающиеся в природе; и абстрактные — это стилизованные или упрощенные

16. Бодьян Л. А., Грачева Н. А. Разработка дизайна обложки книги/Л.

Алгоритм проведения ребрендинга для ресторана | Молодой ученый

После этого проводится рестайлинг визуальных атрибутов: логотипа, фирменных шрифтов, цветов, основных или дополнительных графических

бренд, заведение, фирменный стиль, целевая аудитория, SMM, SWOT, группа компаний, логотип, процесс, ресторан.

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Паттернот Ж.: Разработка и создание логотипов и графических концепций. -Ростов: Феникс, 2008.

Дизайн фирменного стиля компаний, специализирующихся на геолого-геофизических изысканиях.

Роль дизайна в жизни человека | Статья в журнале...

Одной из проблем теоретического осмысления дизайна всё ещё не закрыт вопрос о природе дизайнерской деятельности и её

обрел популярность, когда немного усовершенствовал облик сигаретной пачки, сменив зеленый цвет на белый и изобразив логотип на обеих сторонах...

Фирменный стиль как средство формирования имиджа...

Простота помогает людям запомнить дизайн фирменного стиля. А так же его легко выполнить, чтобы он продержался как можно дольше.

Символы позволяют логотипу быть понятным для любой аудитории.

Фирменный знак как основа имиджа и особенности его разработки

Рассмотрены необходимость и особенности работы над дизайном фирменного знака, этапы разработки дизайна

В случае, когда знаком является текстовая композиция (логотип) без какого-либо графического элемента, в основу должен быть положен фирменный шрифт (рис.4).

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Методы исследования: поиск образа логотипа и его цветовое решение; исследование и определение цветовых решений для

Наука о цвете, знания о природе цвета, гармоничное сочетание цветов в наши дни является важной темой исследований в области дизайна.

Фирменный стиль — залог конкурентоспособности туристской...

Исходя из того, что в природе это цвет безоблачного неба, а разные его оттенки ассоциируются с цветом моря, воды, использование его в фирменных цветах туристских компаний является вполне

4. Эйри, Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера / Д. Эйри.

Особенности использования графических средств в дизайне...

Существует три основных типа форм: геометрические — круги, квадраты, треугольники; природные — формы, встречающиеся в природе; и абстрактные — это стилизованные или упрощенные

16. Бодьян Л. А., Грачева Н. А. Разработка дизайна обложки книги/Л.

Алгоритм проведения ребрендинга для ресторана | Молодой ученый

После этого проводится рестайлинг визуальных атрибутов: логотипа, фирменных шрифтов, цветов, основных или дополнительных графических

бренд, заведение, фирменный стиль, целевая аудитория, SMM, SWOT, группа компаний, логотип, процесс, ресторан.

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Паттернот Ж.: Разработка и создание логотипов и графических концепций. -Ростов: Феникс, 2008.

Дизайн фирменного стиля компаний, специализирующихся на геолого-геофизических изысканиях.

Роль дизайна в жизни человека | Статья в журнале...

Одной из проблем теоретического осмысления дизайна всё ещё не закрыт вопрос о природе дизайнерской деятельности и её

обрел популярность, когда немного усовершенствовал облик сигаретной пачки, сменив зеленый цвет на белый и изобразив логотип на обеих сторонах...

Фирменный стиль как средство формирования имиджа...

Простота помогает людям запомнить дизайн фирменного стиля. А так же его легко выполнить, чтобы он продержался как можно дольше.

Символы позволяют логотипу быть понятным для любой аудитории.

Фирменный знак как основа имиджа и особенности его разработки

Рассмотрены необходимость и особенности работы над дизайном фирменного знака, этапы разработки дизайна

В случае, когда знаком является текстовая композиция (логотип) без какого-либо графического элемента, в основу должен быть положен фирменный шрифт (рис.4).

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Методы исследования: поиск образа логотипа и его цветовое решение; исследование и определение цветовых решений для

Наука о цвете, знания о природе цвета, гармоничное сочетание цветов в наши дни является важной темой исследований в области дизайна.

Фирменный стиль — залог конкурентоспособности туристской...

Исходя из того, что в природе это цвет безоблачного неба, а разные его оттенки ассоциируются с цветом моря, воды, использование его в фирменных цветах туристских компаний является вполне

4. Эйри, Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера / Д. Эйри.

Задать вопрос