Авторы: Фортова Любовь Константиновна, Михалева Ольга Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Михалева О. В. К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 926-928.



В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, компетентностный подход, модернизация

Необходимость модернизации современного профессионального образования детерминирована присоединением России к Болонской конвенции и, как следствие этого процесса, интеграцией в систему мирового образовательного пространства. Современное образование должно быть обогащено инновационными формами, методами и средствами, а также педагогическими технологиями.

Практика высшей профессиональной школы активно использует модернизированные технологии, основанные на компетентностном подходе, помогающих в организации и диагностике результатов образовательного процесса.

Нормативный документ «Стратегии модернизации содержания образования» (2001), Концепция модернизации российского образования до 2010 года трактуют понятие «компетентность» как более объемное по сравнению с симбиозом знаний, умений и навыков. Структура подхода включает познавательную, операционально-технологическую, мотивационную, этико-культурологическую, социальную и бихевиористическую составляющие.

Известные педагоги и психологи с разных ракурсов освещали проблему компетентностного подхода: с точки зрения технологии формирования профессиональной компетентности Л. Л. Никитина, основополагающие характеристики компетентности нашли отражение в исследованиях О. А. Булавенко, профессиональная компетентность как качество образования раскрыта в работах А. А. Дорофеева, компетенция в современном обществе проанализирована в трудах Дж. Равена, компетенция как новая парадигма результатов образования представлена И. А. Зимней, инновационная модель профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода аргументирована Ю. Г. Татур и В. Д. Шадриковым.

Анализ компетентностного подхода инициирует обращение к дефинициям «компетентность» и «компетенция». В Словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «компетентный» трактуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области, правомочный, имеющий право на осуществление определенного вида деятельности, квалифицированный, профессиональный» и соотнесено с дефиницией специалист(1). «Компетентность» Словарь трактует, как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо». Можно предположить, что понятие компетентность позволяет ассоциировать его с характерологическими особенностями специалиста, имеющего знания и опыт профессиональной деятельности.

Словарь иностранных слов рассматривает термин компетенцию как осведомленность, владение какими-либо знаниями. Опытом и способностью осуществлять его. (2).

И. А. Зимняя соотносит термин «компетенция» с потенциальным психологическим новообразованием, представленным знаниями, представлениями, программами (алгоритмы действий, акмеологические системы), выявляющиеся в компетентностях человека. (3)

Анализируя дефиницию «компетенции», необходимо обратить внимание на их классификацию в психолого-педагогической литературе, акцентировав несколько направлений. И. А. Зимняя выделила 10 компетенций, исходя из методологического постулата, что человек- это субъект коммуникации, реализующийся в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, компетентность человека имеет вектор аксиологического развития и входит в структуру профессионализма. 10 компетенций выделены в три блока: личностные (относящиеся к самому себе как к личности, субъекту деятельности, коммуникации); социальные компетенции, соотносимые с социальным взаимодействием индивида и общественного ареала и деятельностные компетенции, относящиеся к собственной деятельности человека. (3).

В контексте нашего исследования определенный интерес представляет классификация, предложенная В. П. Колесовым, выделившим личностные компетенции и компетенции межличностной коммуникации как основополагающие для развития выпускников в новой социокультурной действительности (4).

Анализ исследований В. И. Андреева, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадрикова, нормативных документов по проблеме модернизации современного высшего профессионального образования показал, что социально-личностные компетенции представлены во всех классификациях и определены как социально-личностные (В. Д. Шадриков), коммуникативные компетенции социального взаимодействия (И. А. Зимняя), компетенции в области общественных отношений(Ю. Г. Татур), личностные и компетенции межличностной коммуникации (И. П. Колесов), личностные и межличностные компетенции (В. И. Андреев).

Межкультурная коммуникативная компетенция, входящая в группу социально- личностных компетенций, нашла свое отражение в трудах отечественных ученых, исходя из ряда направлений: концепции диалога культур в образовании и в обучении иностранным языкам (В. С. Библер, С. Ю. Курганов, В. В. Сафонова, Е. И. Пассов); базисные основания межкультурной и языковой коммуникации (Е. М. Верещагин, Г. В. Елизарова; Э. П. Шубин); формирования социокультурной компетенции обучаемых (В. Г. Воробьев, А. В. Литвинов); формирования межкультурной компетенции (И. А. Зимняя, С. В. Муравьева, И. С. Соловьева, Т. В. Парфенова, Т. М. Пермякова, Т. А. Ткаченко); межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки (И. Л. Плужник). Анализируя работы специалистов в области межкультурной коммуникативной компетенции, мы делаем вывод, что исследуемый феномен — это интегральное личностное образование, представленное: общекультурным (компетентность в сфере общекультурологических знаний и акмеологических ценностей. Присутствующих в глобальном мире); социокультурным (наличие умений межличностного словесного общения с представителями разных этносов, соблюдение деонтологических и этических вербальных норм); лингвосоциокультурный, включающий осведомленность в лексико-грамматических единицах, присущих языковой культуре разных этносов, их грамотное использование в процессе общения.

Межкультурные коммуникативные компетенции студентов помогают им в профессиональной подготовке, а также способствуют успешной социализации и адаптации. Современный этап развития высшей школы требует выпускников, способных общаться на разных языках, владеть навыками вербальной и невербальной коммуникациями.

Современная геокультурная ситуация инициирует возможность и необходимость владеть межкультурной коммуникативной компетенцией. Немаловажную роль в этом играет язык, выступающий инструментом, фасилитирующим взаимопонимание и взаимодействие между представителями различных лингвоэтносообществ. Роль иностранного языка в пррфессиональной подготовке студентов очевидна. Преподаватель, проходящий стажировку в стране, носителе языка, приобретает информацию о другой культуре, традициях, ценностях и через призму личного восприятия, осознанно и компетентно доносит ее до студентов в рамках лекционных, семинарских занятий, коллоквиумов, круглых столов, дискуссионных аквариумов.

Нам представляется, что международные отделы вузов должны иметь лингвистические центры, которые осуществляют лингвокультуроведческую подготовку студентов к стажировке за рубежом. Лингвистический центр должен помочь студентам приобрести необходимый арсенал лексики, а также расширить свои знания о культуре другой страны, в которой они будут не только проходить стажировку, но и общаться.

Нам представляется, что формирование межкультурной коммуникативной компетенции наиболее интенсивно осуществляется в рамках ролевых и деловых игр, помогающих воспринимать и понимать иноязычную культуру, а также в самостоятельной работе студентов, в поиске страноведческого материала в сети Интернет, в результате чего строятся и презентируются проекты с их последующим обсуждением.

Разнообразная палитра методов, приемов подачи материала инициирует моделирование социокультурного пространства, формирует у студентов представления об окружающем мире и детерминации своего места в нем.

Выполняя задания, связанные с глубоким изучением другой культуры, студенты ассоциируют изученный материал с реалиями российской культуры. Происходит диалог культур, вследствие чего формируется межкультурная коммуникативная компетенция, минимизирующая возникающие проблемы, неизбежные в реалиях межкультурной коммуникации.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М..Русский язык.1984–815 с.
  2. Словарь иностранных слов. М: Изд-во иностранной литературы, 1997.-586 с.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования // Педагогика, 2003.-№ 3.- С.34–42
  4. Колесов В. П. О классификациях компетенций // Высшее образование сегодня,2000.-№ 2 — С.20–22
  5. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004, № 3.-С.20–26
  6. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004, № 8.-С. 26–31
  7. Муреева С. В. Развитие межкультурной компетенции будущих юристов при изучении классической латыни.-Автореферат дисс.канд.пед. наук.-Саратов, 2001.-23 с.
  8. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки.- Автореферат дисс. док.пед.наук. — Тюмень, 2003.-46 с.
  9. Ткаченко Т. А. Формирование межкультурной компетенции как фактора профессионального самоопределения будущего специалиста.- Автореферат дисс. канд. пед.наук. — Саратов, 2005.-23 с.
  10. Парфенова Т. А. Формирование межкультурной компетентности студентов вузов в процессе учебно- игровой деятельности. Автореферат дисс. канд пед. наук. — Саратов, 2006.-С.20
Основные термины (генерируются автоматически): межкультурной коммуникативной компетенции, коммуникативной компетенции студентов, межкультурной компетенции, компетенции межличностной коммуникации, коммуникативные компетенции, Формирование межкультурной, Формирование межкультурной компетенции, формирования межкультурной компетенции, коммуникативная компетенция, межкультурной компетенции будущих, межкультурная коммуникативная, межкультурная коммуникативная компетенция, коммуникативные компетенции студентов, коммуникативные компетенции социального, компетенции студентов гуманитарного, личностные компетенции, формирования социокультурной компетенции, компетентностного подхода, Формирование межкультурной коммуникативной, межкультурной коммуникативной компетенцией.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос