Библиографическое описание:

Черниговских Е. В., Муляр Н. В., Букриева Е. А. Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 930-932.



Дошкольный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот формируются индивидуально-психологические особенности ребенка, социально-нравственные, происходит интенсивное развитие познавательных процессов. Одним из интересных проявлений детского развития является одаренность. Известные психологи и педагоги Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес, А. В. Запорожец, Г. В. Бурменская, Н. Н. Поддъяков в своих трудах обращались к данному феномену, рассматривали понятие «одаренный ребенок», особенности работы с такими детьми.

Актуальная проблема дошкольных образовательных учреждений на современном этапе развития — «не потерять», «не упустить» ребенка с признаками незаурядного интеллекта. Задача педагога, «увидеть» логическую основу становления способностей ребенка, проанализировать динамику развития, способствовать дальнейшему развитию. На основании исследование было выявлено два вида способностей одаренных детей:

‒ способность к наглядному моделированию (ребенок «уходит» от эмоционального восприятия окружающего к выявлению объективных связей действительности, другими словами моделей);

‒ способность к символизации действительности (на первое место ребенок ставит свое отношение к действительности).

Для детей первого типа педагог подбирает материал ставящие перед ребенком интеллектуальные репродуктивные задачи, требующие использования на новом материале уже знакомых ребенку способов.

Второй тип предполагает поиском нового решения, характеризующийся в данном возрасте, прежде всего, развитием воображения, творческого начала.

В данном возрасте ребенок, конечно, не осознает используемый при решении способ.

В последнее время в помощь воспитателю предлагается много методического материала, для работы с данной категорией детей. Из опыта работы для развития интеллектуальных способностей детей мы хотим Вам предложить методику использования логических игр. Например, блоки Дьенеша, которые придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.

Использование данной технологии в работе обусловлено рядом причин:

‒ игры с блоками Дьенеша доступны детям дошкольного возраста, т. к. знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат распознавать их по цвету, форме, величине;

‒ оказывают содействие развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируютначальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи;

‒ помогают сформировать у дошкольников умение выявлять в объектах всевозможные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам;

‒ приносят детям основные представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции;

‒ оказывают, содействие развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.;

‒ помогают формировать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект;

‒ формируют творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Для организации работы по использованию игр с блоками Дьенеша была создана модель образовательного пространства, которая включает в себя: организацию совместной деятельности педагога с ребенком, взаимодействие с родителями, создание развивающей среды.

1. Организация совместной деятельности педагога с ребенком.

Игры и упражнения с блоками применяются в определенной системе. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, дети начинают освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно — практический характер.

Логические блоки Дьенеша используются в различных формах взаимодействия с детьми: непосредственно образовательной деятельности и совместной самостоятельной деятельности с детьми в режимных моментах.

В непосредственно образовательной деятельности применяю проблемно-игровые ситуации, которые организуются один раз в неделю, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей дошкольного возраста. Сложность ситуаций каждый раз возрастает, но в, то, же время в пределах одной ситуации игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей и конкретных условий организованной игровой ситуации, порядок упражнений меняется. Так, например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке» (билетами на поезд служат блоки, а на местах в поезде лежат карточки, кодирующие эти блоки);«Теремок» (разложить логические блоки так, чтобы на 1 этаже поселились все большие и толстые животные, на 2 этаже — толстые, на 3 этаже — маленькие тонкие и т. д.).

Для ориентирования в пространстве используются план-карты, которым дети закрепляют понятия: вправо, влево, вверх, вниз, назад. Работа с план-картой учит детей последовательно строить свой рассказ, например, «Как дойти до домика, где живут (толстые фигуры, синие и толстые, зелёные и тонкие)».

Дети эффективно преодолевают совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха, вместе с весёлыми человечками Карандашом, Фитилём, Торопышкой. Сказочные персонажи вызывают у ребят положительные эмоции, поэтому они проявляют и высокий интерес.

Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты сложными. В игре «Код в сундуке» внутри сундука, поднятого с морского дна, множество футляров в виде блоков, 6 из них с драгоценностями. На крышке сундука шесть табличек — шифрограмм с цифрами кода. Этими кодами зашифрованы свойства футляров с драгоценностями. Там же приводится и шифр. Необходимо расшифровать свойства выбрать нужный футляр.

Большое количество НОД в старшей и подготовительной группе посвящено овладению действием наглядного моделирования с кругов Эйлера, а именно задачам на использование пересекающихся кругов. Это требует от детей умения находить фигуры, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками.

Одним из основных приемов формирования логического мышления являются вопросы к детям. В среднем дошкольном возрасте используются репродуктивно — мнемические вопросы (сколько? как называется тура? чем отличается квадрат от треугольника?). В старшем возрасте задаются вопросы репродуктивно-познавательные (что надо сделать, чтобы кругов сталь по пять?). Проблемно — поисковые вопросы (как вы думаете?) применяю для детей любого возраста.

2. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Поэтому взаимодействие с ними осуществляется в разных формах:

‒ тематические беседы и консультации;

‒ просмотр игр и занятий с детьми;

‒ совместные игры с родителями и детьми;

‒ оформление игротек.

Работа по развитию мышления на основе логических игр по блокам Дьенеша принесла свои результаты: прослеживался скачок в развитии логического мышления, сформированности пространственных представлений, развитие речи.

Таким образом, используя в работе логические игры, мы развиваем как знаковую, так и символическую способность у одаренных детей. Которые являются основой интеллектуального и творческого развития ребенка.

Литература:

  1. Антюхина А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. — М.: Имма-пресс, 1999. — 96 с.
  2. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие — М.: «ЦГЛ», 2002. — 80 с.
  3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н,А. Ноткина и др.; под ред. Т,И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. Н. Гурович: Изд. — 3-е издание, переработанное СПб.: Акцидент, 2002. — 224с.
  4. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию] Худ. Ю. В. Богатова. — СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2003–56с.
  5. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт.сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая (библиотека программы «Детств»). — СПб,: Акцидент, 2007–79с.
  6. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. — Ч. 1: Смоленцева А. А., Пустовой О. В. Математика до школы •Ч.2: Игры — головоломки сост. З. А. Михайлова, ЭН. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцев. — СПб: Акцидент, 2007–176с.
  7. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. — СПб., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, способностей одаренных детей, детей дошкольного возраста, блоками Дьенеша, развития интеллектуальных способностей, совместной деятельности педагога, одаренных детей дошкольного, блоки Дьенеша, развития ребенка, интеллектуальных способностей детей, детей логического мышления, возможностям детей дошкольного, логических игр, дошкольном возрасте, детей старшего дошкольного, блоками Дьенеша доступны, детям дошкольного возраста, детей первого типа, содействие развитию, становления способностей ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос