Автор: Маммедова Тылла Гылыджовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.06.2016

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Маммедова Т. Г. Формирование у школьников навыков здорового питания // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 894-897.



Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Благодаря глубокому уму Глубокоуважаемого Президента Туркменистана забота о здоровье молодого поколения в нашей стране стал основным направлением нашего государства.

Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу в нашем обществе. По данным специалистов гигиены и охраны здоровья детей и подростков заболеваемость школьников увеличивается с каждым годом. При этом игнорируется тот факт, что многие болезни детей обусловлены вовсе не учебной нагрузкой или генетической предрасположенностью, а главным образом неправильным и некачественным питанием. К таким болезням относятся ожирение, диабет, пищевая аллергия, кариес, гастрит и другие.

Важность решения задачи сохранения, укрепления и поддержания здоровья школьников подчеркивается во многих государственных документах. Охрана здоровья человека заняла особое место в Национальной Программе за 2011–2030 года “Развитие Туркменистана в социально-экономической сфере”. Так как развитие общества и государства напрямую зависит от здоровья его населения. Поэтому глубоко уважаемый Президент Туркменистана неоднократно твердил о том, что наша задача дать поддержку здоровьеохранению, и формированию здорового образа жизни среди граждан и указом президента с целью усиления и распространения ведущихся работ связанных со здоровым питанием был принят постановление № 12992 3 мая 2013 года и разработана “Национальная Программа для 2013–2017 годов по здоровому питанию населения Туркменистана”.

В последнее десятилетие общими проблемами сохранения и укрепления здоровья школьников занимаются представители различных научных областей: педагогики, медицины, физиологии, экологии питания.

Все активнее в современную дидактику входит понятие «лечебная педагогика», предполагающая профилактику и коррекцию физических и психических отклонений в развитии ребенка. В эпоху процветания и могущества в общеобразовательные средние школы внедряет разносторонние методики здоровьесберегающих технологий. Это и физическая культура, факультативные занятия и уроки по ОБЖ и рациональные графики смены учебы и отдыха. В школах формируется здоровая среда: специальная мебель, освещение, тепловой режим и др.

Питание — это необходимая потребность любого живого организма и обязательное условие для жизни и здоровья человека. Пищевое поведение людей зависит от многих факторов, основным из которых является отсутствие сформированной культуры здорового питания. Изменения, происходящие в последнее время в составе и качестве пищевых продуктов, в значительной степени осложнили задачу сохранения здоровья человека. Но при этом наш организм практически не изменился. Современная пища перерабатывается точно так же, как и тысячи лет назад. А реклама призывает школьников вместо полноценного обеда употреблять сникерсы, чипсы, сухарики, газированные напитки, фаст-фуды, напичканные всевозможными пищевыми добавками, а наш организм из этой современной пищи с огромным количеством сахара, жиров, красителей, консервантов вынужден с трудом извлекать элементы, которые необходимы ему для дальнейшего существования. Ребенку трудно противостоять рекламе. Наши предки уделяли особое внимание культуре здорового питания и в наследство они нам оставили множество поговорок и пословиц, с помощью которых можно давать учащимся начальных классов первоначальные правила здорового питания. Например: «Красота от рта (здесь: красота зависит от того чем мы питаемся)», «Если не знать меры, то и мед превратиться в яд», «Сладкое питание- горькое рыганье», «Кто не моет перед едой, тот не уважает себя, а тот, кто не моет руки после еды, тот не уважает свой хлеб» и т. п. В книге Глубокоуважаемого Президента Туркменистана “Щедрая скатерть” широко раскрываются национальные правила здорового питания. Уделять особое внимание здоровью был обьязательным условием туркменской скатерти. Наши предки предавали большое значение правилам питания, свойствам и качествам продуктов. В течении многовековой истории наш народ усовершенствовал культуру питания. Питание соответствовал физиологическим нормам и экологическим требованиям.

Мы предлагаем учителям начальных классов про обучении младших школьников навыкам здорового питания, учащимся начальных классов очень важно давать знания, о том, как здоровое питание благотворно влияет на здоровье человека.Например с помощью туркменских поговорок можно давать детям первоначальные правила здорового питания.

А также с этой целью начиная с четвертого класса в туркменских школах уроки труда проводятся отдельно для мальчиков и девочек. И значительное место на уроках труда для девочек занимает раздел «Кулинария», который знакомит школьниц с технологией приготовления кулинарных блюд. Включение в содержание раздела тем, направленных на ознакомление учащихся с современными требованиями к здоровому питанию и со способами определения качества пищевых продуктов, которые будут способствовать воспитанию заинтересованного отношения учащихся к своему здоровью. Такие занятия позволят не только в теории, но и на практике реализовать подходы к формированию с раннего возраста здорового образа жизни. Это позволит предупредить отклонения в развитии детей, вызванные нарушением обмена веществ, недостатком некоторых витаминов, минеральных веществ, белковой пищи и т. д., поэтому данные исследования являются очень актуальными.

Почему именно в школах следует принимать меры по формированию навыков здорового питания?

‒ Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе. Как показывают исследования, дети, питающиеся более качественно, получают при тестировании более высокие оценки. Наоборот недостаточность питательных веществ, имевшая место в раннем детстве может влиять на способность к учению, длительность пребывания в школе, умение концентрироваться и на внимательность.

‒ Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказании им помощи.

Часто школы более эффективно, квалифицировано, беспристрастно содействуют охране здоровья т здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение. Учителя контактируют с детьми, когда те находятся в критическом возрасте, определяющим их будущий образ жизни, включая качество питания. Кроме того, школы могут повлиять на соответствующее поведение персонала, родителей и других членов общества.

‒ Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи.

Не зря у туркмен говорят: «Здоровье матери- здоровье населения». Так как именно женщины чаще всего готовят и выбирают пищу для семьи. Исследования показали, что самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования матери. Предоставление девочкам более широких образовательных возможностей является одним их наиболее эффективных видов государственных инвестиций на здравоохранение.

‒ Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени

Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения пищеварения, проявляются еще в детстве. Установлено что просвещение в области питания оказывают существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что в свою очередь ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.

‒ — Образование и хорошее питание укрепляют экономику.

Люди имеющие полноценное питание и хорошее образование работают с большей производительностью и, следовательно, вносят больший вклад в нашу национальную экономику.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения поведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие организма ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципы правильного питания. Недостатком в организации питания школьников является составление меню не столько с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов.

Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и газированными напитками и т. д.

Но все в наших руках: мы можем с детских лет приучить ребенка к здоровой пище, отвлечь от нынешнего «бича» детского меню- чипсов и сухариков и спасти их от гастрита и язв.

Литература:

  1. Апанасенко, Г. Л. Здоровый образ жизни [Текст]/ Г. Л. Апанасенко. — М., 1988. — 56с.
  2. Азбука питания Текст.: метод, рекомендации по организации и контролю качества питания в дошк. образоват. учреждениях / H. A. Таргонская. М.: Линка-Пресс, 2002. — 142 с.
  3. Азизова, И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье» Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Азизова Ирина Юнусовна. СПб., 2002. — 142 с.
  4. Авдеева, H. H. Здоровье как ценность и предмет научного знания Текст. / Н. Н. Авдеева, И. И. Агимарин, Г. Б. Степанова // Мир психологии. 2000. — № 1 (21).-С. 68–75.
  5. Александрова, И. Э. Питание как фактор формирования здоровья школьников Текст. / И. Э. Александрова // Охрана здоровья детей и подростков. — М., 2002. С. 86–96.
  6. Аллакаева, Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Аллакаева Людмила Михайловна. М., 2003. — 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового питания, правила здорового питания, здоровья школьников, здорового образа жизни, навыков здорового питания, здоровому питанию, здоровья школьников Текст, питания школьников, первоначальные правила здорового, здоровое питание, Глубокоуважаемого Президента Туркменистана, здоровья человека, школьников навыков здорового, качество питания, культуры здорового питания, культуре здорового питания, навыкам здорового питания, правильного питания, питания школьников связаны, организации питания школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос