В годы независимости проблемы детей и молодёжи в жизни общества поднялись до уровня государственной политики. По нашему мнению одна из задач предмета истории изучение деятельности детских домов на примере подхода к данному вопросу во времена бывшего СССР.В наших предыдущих исследованиях мы останавливались на организациях СОС сегодняшнего дня. Итак, возникает справедливый вопрос: Какие условия жизни были у детей, оставшихся без присмотра? Какие условия для них создавала власть?
Детские дома- воспитательные учреждения, открытые государством для детей сирот и детей, оставшихся без кормильцев.В основном они были двух видов: дошкольного возраста (3–7 лет) и школьного возраста (7–18 лет). Для детей дошкольного возраста работа в детских домах рассматривается в режиме детского сада. Для детей школьного возраста в детских домах подчинялись учебно-воспитательным целям трудового производства воспитательского коллектива школы. Учившиеся в старших классах воспитанники проходили подготовку в учебно-трудовых мастерских или на вспомогательных производствах. Первоначально декретом СНК 1918 года детские дома организованы на основе сиротских домов. Позже в УзССР детским домам были переданы конфискованные у богатых крупные здания и фруктовые сады. В годы второй мировой войны в организованных для солдат Советской Армии специальных детских домах воспитывались тысячи детей Украины, Белоруссии, Республик Прибалтики, Москвы, Ленинграда. В УзССР имелось 44 детских дома, в которых воспитывались 7166 детей (1970) [1].
Основываясь на вышеуказанных данных можно сказать, что до 1918 года на территории Узбекистана детских домов не было. Дети сироты находились в распоряжении принадлежавших вакуфному имуществу кельях, медресе, мечетях; они обеспечивались за счёт этого имущества. С государственного вакуфного имущества налог не взимался. Прибыль направлялась на благотворительность, для этих детей организовывались специальные школы.
Во времена союза для детей оставшихся без попечительства детские дома организовывались за счёт государственного бюджета. Их число варьировалось в зависимости от плотности населения в масштабе республики. В годы Второй мировой войны широко использовался труд эвакуированных детей. Соблюдение ими трудового устава контролировалось государством. В частности, примером здесь может служить приказ ответственного секретаря Республиканской комиссии Рачинской заведующему Отделом народного образования Бухарской области Нарышкину. «Государственная комиссия по оказанию помощи эвакуированным детям просит вас лично проконтролировать работу по оказанию помощи эвакуированным детям. В частности частично перевести детские дома в ведение колхозов, целесообразно обеспечить подростков работой. Но требуется ваше особое внимание обратить на обеспеченных работой подростков, так как в большинстве своём они не выходят на работу продолжают вести беспризорный образ жизни. Не выполняют требований устава.[2].
В годы второй мировой войны народ Узбекистана от 7 до 70 лет включительно был привлечён к тыловым работам. Здесь свой вклад внесли и воспитанники детских домов своим трудом. Знакомясь с архивными документами мы видим, что детские дома открывались и после окончания второй мировой войны. В частности в постановлении Совета Министров Узбекской ССР 744 (от 16 мая 1949 года) говорится: «…а) на основании плана министерства Народного сельского хозяйства на 1949 год во 11 и 111 кварталах открыть 12 детских дома, в том числе в г. Ташкент-1 (спец), Андижанской области -2, Наманганской области -1, Самаркандской области — 2 (из них 1 спец), Бухарской области-2, Ферганской области-1, Ташкентской области-2, Кашкадарьинской области -1» [3].
Детские дома увеличивались массово, но по информации архивных документов в действительности на степень их качества внимание не обращалось. В частности игнорируя постановление Кабинета министров УзССР, вместо указанных в плане на 1949 год 12 детских домов открыты всего 7. Облисполкомы Андижанской, Ташкентской областей и горисполком г. Ташкент не только не выделили для детских домов здания, но и наоборот разместили четыре детских дома в зданиях не соответствующихустановленным требованиям. В большинстве проверенных детских домов директора и другие работники использовали здания детских домов в качестве квартир. В результате детские дома остаются тесно уплотнёнными.
В восьми проверенных детских домах (№ 29 Андижан, № 17г.Ташкент, № 20 Сталинский район Андижанской области, № 25 Бегаватский район Ташкентской области и др.) 322 воспитанника спали по двое на одной кровати.
В этих детских домах не было изоляторов, мед. пунктов, отделения карантина, учебно-производственных мастерских, комнат для подготовки уроков и других служебных помещений.
В некоторых областях указанные в отчётах площади помещений не соответствовали действительности.
Детские дома до сих пор не достаточно обеспечены твёрдым инвентарём (не хватает около 9 000 кроватей), одеждой, обувью, посудой.В ряде детских домов допускается растрата денег, материальных средств и продуктов питания. Имеются случаи неудовлетворительной организации учебно-воспитательной работы, трудового обучения, медицинского обслуживания, не выполняются элементарные санитарно-гигиенические требования, а также имеются случаи бессердечного отношения сотрудников к воспитанникам детских домов” говорится в постановлении Совета министров Узбекской ССР № 2396 от 24.12.1949 года. [4].
На основании вышеуказанных данных можно сделать вывод, что государственная плановая комиссия только лишь утвердила пятилетний план. На практике же их исполнение не обеспечено. Особенно жестоко обращаясь с детьми, оставшимися бес попечения, не обеспечили элементарных условий для их проживания. В связи с тем, что здания своевременно не были освобождены, дети были размещены в больших помещениях. Конечно, то, дети спят по двое на одной кровати при наличии помещений вызывает негативную ситуацию.В архивных сведениях упоминается, что такая же ситуация была и в учебно-воспитательной работе. Даже исходя из того, что в 1949 году за девять месяцев из детских домов было совершено побегов на 728 больше, мы можем видеть что было доведено до такой степени, что для малолетних детей из детских домов чёрная работа была лучше. Данная ситуация тормозит развитие любого государства.Но об этой негативной ситуации знали только члены ревизионной комиссии. В обществе главенствовала такая идеология, что даже дети не могли требовать свои права. По нашему мнению в этот период в отношении детей, оставшихся без попечительства была допущена несправедливость. Побеги детей из детских домов- своего рода выражение протеста на несправедливое отношение.
За годы независимости для детей нуждающимся в милосердии строятся не только здания, но и организациями СОС, спонсорами и государственными органами создаются махали. Созданный в г.Хива «Детский городок» разместил в восемнадцати этажном здании для проживания от 6 до 8 детей на каждом этаже. В их распоряжении самые современные компьютеры, телевизоры, радио. Имеются столовые и ванные комнаты, а также спортивные залы при зданиях, площадки, бассейны, информационно- ресурсный центр…- охватывает весь городок.Теперь в каждом доме дети проживают вместе с воспитателем- мамой и воспитателем- тётей, принятым на работу на конкурсной основе, Они круглые сутки находятся рядом с детьми. Вместе с детьми ходят на рынок и в магазины, вместе приобретают продукты. Блюда также приготавливаются исходя из пожеланий детей, которые приготавливаются на отдельной кухне в каждом доме. В этих процессах дети также принимают участие. И конечно же, по нашему мнению, дети государства, проживающие в таких условиях, будут стремится к ещё более прочному укреплению независимости.
Литература:
- Узбекская советская энциклопедия. 2-том. Главная редакция Узбекской советской энциклопедии. Т.1972 г. стр.330.
- Бухарский государственный архив Ф-1157. ОП-1. Д- 2 стр-2.
- Государственный архив Бухарской области Ф-1316. ОП-1.Д-2 стр-176.
- Бухарский государственный архивФ-1316. ОП- 1. Д- 1. С- 127.