Автор: Понявина Мария Борисовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Понявина М. Б. Применение американского опыта в изучении общественных наук при инклюзивном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1521-1523.



Согласно ст. 2 закона «Об образовании в РФ», под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В настоящее время в Российской Федерации остро стоит вопрос образования детей с ограниченными возможностями. К сожалению, в нашей стране наблюдается устойчивый рост количества детей с разного рода отклонениями в развитии: нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, слуха и пр. По состоянию на начало 2016 года в России примерно 500 тысяч детей-инвалидов, дополнительно имеются дети с особенностями развития, которые не имеют инвалидности, но нуждаются в специальных условиях обучения. [4]

Инклюзивное образование в России — процесс новый, в тоже время государство квалифицирует его как приоритетный. [2] В ежегодном послании Президента России В. В. Путина к Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года прозвучали слова: «... Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью». [1]

С 2016 учебного года данная форма обучения во всех образовательных учреждениях, включая вузы, будет нормой на территории всей страны.

Учитывая несущественный опыт педагогической работы в сфере инклюзивного образования в вузах России, в целях повышения эффективности нового направления в образовании, рациональным представляется изучение зарубежного опыта в этой сфере, в частности в области общественных наук. Для примера выбран американский опыт, т. к. в США работа в этом направлении ведется уже с 1973 года. [3]

http://uvuo.ru/wp-content/uploads/2016/04/gyk397mv9xy_result-300x199.jpg

Рис. 1. Американский опыт инклюзивного образования

Стратегии инклюзивного образования предполагают такие педагогические подходы, которые учитывают потребности учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП). Эти стратегии способствуют улучшению учебной атмосферы, в которой студенты с ООП чувствуют себя одинаково ценными.

Данные приемы необходимо использовать в первую очередь исходя из понимания социальной идентичности развития каждого студента, а также для предотвращения возможной социальной напряженности во время учебного процесса.

Можно выделить следующие характерные особенности инклюзивного обучения:

− преподаватель готов активно взаимодействовать с различными студентами;

− преподаватель готов к обсуждению острых, спорных моментов, возникающих при рассмотрении материала;

− преподаватель изыскивает возможности донести до каждого студента учебный материал понятный каждому студенту лично;

− преподаватель создает благоприятную психологическую атмосферу в классе, способствующую комфортной работе студентов, при которой они без стеснения могут высказать свои идеи, мысли задавать вопросы;

− все студенты с большей вероятностью преуспеют в рассматриваемой дисциплине при использовании преподавателем разнообразных приемов, мотивирующих студентов к обучению.

Ниже рассмотрим рекомендации Мичиганского университета (США) [6] по эффективным приемам инклюзивного образования.

Преподавателю рекомендуется постоянно контролировать себя и обдумывать следующее:

− Каким образом собственные особенности поведения влияют на общение со студентами?

− Каким образом подготовка студентов влияет на их мотивацию, достижения и обучение по выбранной дисциплине;

− Каким способом необходимо изменить материал, задания, контрольные мероприятия с тем, чтобы они стали более доступны для всех студентов в классе, включая студентов с ООП?

Преподавателю общественных наук, ведущему занятия по системе инклюзивного образования, рекомендуется постоянно вносить коррективы в свои учебно-методические наработки, в программу обучения, регулярно диверсифицировать. В такой ситуации важно использовать разнообразные педагогические приемы, которые дадут возможность корреляции образовательных потребностей студентов с разнообразием образовательного процесса.

В процессе ведения семинарских занятий преподавателю рекомендуется использовать универсальный принцип преподнесения информации, важна комбинация из устной и визуальной подачи информации.

При работе со студентами с ООП, преподавателю важно иметь больше информации студентах — это даст возможность с одной стороны предусмотреть физико-психологические особенности контингента и подстроиться к ним, а с другой — обеспечить безопасность обучающего процесса.

Учитывая социокультурные особенности совместного, инклюзивного, обучающего процесса, преподавателю важно понимать истинные настроения студентов в классе. Для оценки этого фактора американские практики рекомендуют преподавателям регулярно, несколько раз за семестр, проводить опрос студентов об их отношении к обстановке на уроках. Здесь можно выделить такие методы, как: анонимные опросы в процессе занятия, оценка уровня психологического комфорта процесса обучения по пятибалльной шкале, предложения студентов по улучшению их обучающего процесса. С целью более точной оценки американские специалисты рекомендуют использовать передовые методы оценки, в частности речь идет об онлайн сервисе Qualtrics [7] — мировом лидере в области сбора и оценки мнений.

К следующему фактору, обеспечивающему комфортную психологическую атмосферу в классе, можно также причислить заранее донесенные до студентов четкие критерии оценки их работы.

Непосредственная работа по преподаванию общественных наук строится по традиционному принципу лекций и семинаров.

На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента. Работа на семинарах и самостоятельная работа направлены на освоение отдельных тем курса, знакомство с литературой, выработку навыков, указанных в требованиях к уровню освоения дисциплины. Помимо этого, в рамках работы над курсом студент должен подготовить и представить план-конспект лекции и план-конспект семинарского занятий по общественным наукам.

Приступая к изучению материалов занятия, студенты вначале должны ознакомиться с методическими рекомендациями, литературой по соответствующей теме. В планах семинарских занятий предложен круг вопросов и заданий, которые подобран так, чтобы было по частям раскрыто содержание темы в целом. Вместе с тем, вопросы и задания направляют студентов на творческий подход к освоению дисциплины.

Наиболее распространенной формой самостоятельной работы студентов является чтение основной и дополнительной литературы по курсу, заучивание материала, решение практических заданий, т. н. кейсов.

В заключении курса студент должен ответить на контрольные вопросы курса. Если вопросы тестов показались достаточно сложными, нужно еще раз вернуться к учебным текстам, глоссарию, персоналиям. Затем повторить попытку ответить на вопросы тестов. При этом, исходя из мировой практики, студенты с ООП оцениваются менее критично. Так, в Норвегии, студентам с ООП выставляют завышенные оценки, в то время как в Латвии такие студенты имеют право не сдавать экзамены. [5]

Принимая во внимание особенности явления инклюзивного образования в высшем образовании в России, учитывая вышеизложенную информацию, преподаватели общественных наук в вузах смогут самостоятельно доработать программы курсов, обеспечивая своих студентов полноценными знаниями, невзирая на потенциальные сложности.

Литература:

  1. Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // http://rg.ru/2013/12/12/poslanie.html (дата обращения: 31.05.2016)
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07
  3. Ардзинба В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Ardzinba.shtml (дата обращения: 31.05.2016)
  4. Ивойлова И. Как изменится обучение в российских школах в 2016 году. [Электронный ресурс] // http://rg.ru/2016/01/10/shkoly-site.html (дата обращения: 31.05.2016)
  5. Kym Fraser. The Future of Learning and Teaching in Next Generation Learning Spaces, Emerald Group Publishing Limited, 2014. С. 24.
  6. Michigan State University. InclusiveTeachingMethods [Электронный ресурс] http://fod.msu.edu/oir/inclusive-teaching-methods (дата обращения: 31.05.2016)
  7. https://www.qualtrics.com/support/
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивного образования, общественных наук, инклюзивном образовании, опыт инклюзивного образования, особенности инклюзивного обучения, сфере инклюзивного образования, приемам инклюзивного образования, Стратегии инклюзивного образования, дата обращения, создании доступной образовательной, Электронный ресурс, системе инклюзивного образования, Применение метода проектов, явления инклюзивного образования, основе авторской программы, доступной образовательной среды, преподавателю важно, преподаватель готов, Инклюзивное образование, семинарских занятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос