Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на младших курсах высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Ахадова, Г. И. Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на младших курсах высших учебных заведений / Г. И. Ахадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1413-1415. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31279/ (дата обращения: 21.11.2024).



Данная статья посвящена проблемам организации олимпиад в неязыковых вузах. Особое внимание уделяется организациям кружков по основополагающим дисциплинам на 1 и 2 курсе. А также уделяется внимание к привлечению студентов к участию в олимпиадах и различных видах конкурсов.

Ключевые слова: тематика, международный тур, расшифровка девиза, научно-технический прогресс

Педагоги высшей школы уже давно озабочены проблемой повышения интереса студентов младших курсов к изучаемым ими дисциплинам, активизации освоения ими учебного материала. Многократные попытки организации научных кружков по основополагающим дисциплинам на 1 и 2 курсах не всегда приводят к успеху вследствие загруженности студентов большим количеством фундаментальных предметов, домашних заданий и расчетно- графических работ (на 2 курсе технических вузов, например изучаются математика, механика, физика, сопротивление материалов, инженерная графика, общественные дисциплины и иностранный язык).

В связи с этим возникла идея использовать интерес молодых людей к соревнованиям и конкурсам. Известно, как увлекают молодежь да и не только молодежь различные конкурсы и состязания. По мере роста культурного уровня повышаются требования к уровню развития соревнующихся. Современный участник игровых видов спорта должен иметь незаурядные способности к молниеносному решению сложнейших стратегических задач, возникающих по ходу игры. Способность творчески мыслить и решать сложные теоретические задачи у гроссмейстера наверное не меньше чем у доктора наук.

Возникает мысль почему бы не организовать такие «олимпийские игры» когда юноши и девушки соревновались бы в умении сочинять экспромтом стихи, лепить, танцевать, петь, играть на скрипке, решать задачи по математике, физике, сопротивлению материалов, механике, химии, электротехнике. Организация таких высокоинтеллектуальных соревнований заставила бы готовиться к ним широкие круги способной молодежи. Возникла бы армия болельщиков интересующихся дисциплинами вынесенными на подобные соревнования. Возможно возражение: «Сможет ли соревнование в умении решать технические или научные задачи заинтересовать широкий круг людей». Мы думаем, что сможет. Умно и занимательно построенные конкурсные решения остроумных технических задач вызовут накал страстей аналогичный спортивным матчам. Таким образом предметные олимпиады следует признать действенным мероприятием положительно зарекомендовавшим себя и способным заинтересовать, увлечь массы студентов. Обмен мнениями показал, что олимпиады полезны не только для студентов, но и для профессорско- преподавательского состава вузов. Они способствуют обмену опытом между кафедрами и развитию общения между ними. Результаты олимпиад могут быть использованы для сравнительной оценки работы кафедр.

Накопленный в настоящее время опыт проведения студенческих олимпиад позволяет систематизировать организационно методическую работу вузов в данном направлении. Городская олимпиада проводится в два тура: 1 тур олимпиады проводится с октября по март данного учебного года каждым высшем учебным заведением. Для организации и проведения 1 тура приказом ректора создается оргкомитет из числа ведущих ученых представителей ректората, профсоюзной организации студенческих научных обществ вузовской печати. Оргкомитет исходя из профиля и специфики вуза разрабатывает положения о проведении 1 тура олимпиады, в котором предусматривается участие вуза в олимпиаде по избранным оргкомитетом предметам. Оргкомитет координирует и утверждает проведение олимпиад по разным предметам в своем вузе. Ответственным за проведение олимпиады по конкретному предмету в данном вузе является заведующий соответствующей кафедры. Обычно заведующий кафедрой создает группу отвечающую за агитационную работу по привлечению студентов к участию в конкурсе. После проведения конкурса и определения состава команды для участия во 2 туре заведующий кафедрой организует для членов сборной команды факультативные занятия по подготовке к городскому туру олимпиады. Кафедра выделяет преподавателя который курирует сборную и является лицом отвечающим за дисциплину членов сборной и запасных.

В организованную при кафедре группу отвечающею за проведения олимпиады входит председатель жюри конкурса. Жюри конкурса состоит из 10 преподавателей кафедры. Для обеспечения объективности оценки желательно чтобы каждый член жюри проверял одну и тужу задачу у всех участников конкурса. Конкурс решения задач первого тура может проводиться в одной большой или в нескольких аудиториях одновременно.

Для проведения конкурса должны быть создана торжественная и праздничная обстановка. Перед его началом к участникам с кратким приветствием должен обратится ректор института или заведующий кафедрой. Для того чтобы облегчить проведение итогов олимпиады необходимо назначить такую систему оценок олимпиадных задач при которой наибольшее число баллов каждого участника равнялась бы 100 (например 10 задач по 10 баллов или 5 задач по 20 баллов)

Проверка решений и объявления результатов конкурса должны быть проведены в самые сжатые сроки. Олимпиаду можно рассматривать как одну из форм социалистического соревнования студентов и студенческих групп. В настоящее время к участию в конкурсах привлекаются отдельные студенты. Конкурсы выявляют лучших студентов курса, факультета, вуза. Группа как коллектив иногда остается в стороне от олимпиады, хотя последняя может и должна стать одной из форм соревнования групп между собой.

Особенно ценно если к участию в соревновании будут привлекаться не только сильные но и средне успевающие студенты. Олимпиада должна позволить не только выявить лучших но и воздействовать на самолюбие малоактивных студентов. Способы привлечения студентов к участию в олимпиадах и конкурсах многообразны.

Как показывает практика эффективным средством активизации студентов является разумный учет результатов олимпиад на зачетах и экзаменах по соответствующим дисциплинам а также различные поощрения (грамоты, призы, премии) на уровне кафедры, факультета, вуза.

Литература:

  1. B. F. Skinner " Наука об обучении и искусство обучения».
  2. К. К. Лихарев «Актуальные проблемы вузов»
Основные термины (генерируются автоматически): задача, олимпиада, вуз, дисциплина, кафедра, конкурс, привлечение студентов, проведение конкурса, проведение олимпиады, сопротивление материалов, соревнование, тур олимпиады, участие.


Ключевые слова

научно-технический прогресс, тематика, международный тур, расшифровка девиза

Похожие статьи

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Развитие учебной автономии обучающихся на уроках иностранного языка в довузовских образовательных учреждениях

В статье рассмотрены основные принципы развития учебной автономии в процессе обучения иностранному языку в довузовских образовательных учреждениях. Особое внимание уделено использованию современных технологий, таких как онлайн-платформы и приложения,...

Роль проектной деятельности в формировании математической грамотности и культуры студентов в процессе освоения ими образовательной программы по дисциплине «Математика»

Данная статья посвящена оценке влияния проектной деятельности на формирование математической грамотности и культуры, в частности, проанализированы положительные стороны исследовательской деятельности студентов при изучении математики статья предназна...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности

В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по направлению «Журналистика» как платформа для профессиональной ориентации школьников

Статья посвящена вопросу организации всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по профилю «Журналистика». Автор рассматривает профиль олимпиады как возможность школьников проявить свои навыки, анализирует форматы и содержания заданий.

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Похожие статьи

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Развитие учебной автономии обучающихся на уроках иностранного языка в довузовских образовательных учреждениях

В статье рассмотрены основные принципы развития учебной автономии в процессе обучения иностранному языку в довузовских образовательных учреждениях. Особое внимание уделено использованию современных технологий, таких как онлайн-платформы и приложения,...

Роль проектной деятельности в формировании математической грамотности и культуры студентов в процессе освоения ими образовательной программы по дисциплине «Математика»

Данная статья посвящена оценке влияния проектной деятельности на формирование математической грамотности и культуры, в частности, проанализированы положительные стороны исследовательской деятельности студентов при изучении математики статья предназна...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности

В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по направлению «Журналистика» как платформа для профессиональной ориентации школьников

Статья посвящена вопросу организации всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по профилю «Журналистика». Автор рассматривает профиль олимпиады как возможность школьников проявить свои навыки, анализирует форматы и содержания заданий.

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Задать вопрос