Проблемы развития культуры в современной России, ее исторические вехи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 9704 раза

Библиографическое описание:

Усольцев, Д. Э. Проблемы развития культуры в современной России, ее исторические вехи / Д. Э. Усольцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1590-1593. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31240/ (дата обращения: 16.12.2024).



Культура — понятие многогранно и многоаспектно. В отношении русских и советских людей это понятие аккумулирует в себе историю развития общества, культуру быта, научную сторону деятельности общества, воспитание, образование, культуру общения. Сам термин «Культура» имеет греческие корни и происходит от глагола возделывать, встречается в 234–149г. до н. э. в трактате о земледелии Марка Порци Катона Старшиего [9]. Культура является предметом изучения философии, истории, культурологии и других наук.

Разносторонний смысл слово «культура» приобрело благодаря деятельности человека. С древних времен человек занимался производительной деятельность, по началу необходимой для его жизни. Постепенно разные продукты его производства, обозначая проявления человеческой деятельности, стали приобретать очертания предметов быта, на которых в свою очередь в последствии остался отпечаток прежней жизни.

Культура русской народности развивалась благодаря ремеслу и торговли. Многообразие национальностей повлияло на характер и мировоззрение народа. На богатство, своеобразие русской культуры, повлияли многие факторы — мировоззрение народа, его образ и условия жизни, природа и ее климатические особенности, роскошность и необъятность родных просторов, сложившийся уклад быта русского человека. Развитие русской, отечественной науки, экономический рост и улучшение благосостояния людей стали определенной ступенью культурного развития населения нашей страны. Духовные процессы дали ключ к ее пониманию и осмыслению.

Культура является неотъемлемой частью общественно-экономического и естественно-исторического процессов, поэтому прослеживается четкая связь между формированием культурных ценностей и изменениями в обществе. Производительные силы общества расширяют власть над природой [5, c. 43], что в свою очередь дает толчок к накоплению культурного наследия.

Дефиниция культуры требует четкой конкретизации. Одна из задач теоретического исследования — подчинить основной смысл изучаемых явлений и процессов анализу современного и прошлого. Поэтому необходимо поставить сущность семантики культуры на философские рельсы и изучить действительность культурного процесса общечеловеческих и духовных ценностей. Определяя содержание культуры, общечеловеческих ценностей, можно отметить важность их присутствия в духовной и моральной жизни русских людей. Специфическая манера жить и думать отличает русских от других национальностей. Русская культура — это не только литература, наука, это еще и деятельность, поведение, мышление человека или общества, которые осуществляются по определенным правилам и вследствие определенных причин. Существует несколько классификаций культурных ценностей. Максаковский В. Л. в разряд «Культурных ценностей» относит археологические памятники первобытных времен и Древнего мира, памятники архитектуры, разнообразные памятные места, связанные с деятельностью и жизнью известных людей или с важными историческими событиями [6].

Философ и исследователь М. Каган относил к культурным ценностям произведения разных видов народного творчества: материально-художественные (прикладное искусство, архитектура и зодчество); материально-предметные (скульптура, художественная фотография, живопись и графика); музыкальное творчество (инструментальная и вокальная музыка); словесное творчество (публицистика, художественная литература, фольклор и ораторское искусство), произведения пластико-динамического искусства [8].

Предположим, что развитие, формирование и накопление культурных ценностей русских людей можно разделить на пять периодов:

‒ первобытный;

‒ древнерусский;

‒ дореволюционный;

‒ советский;

‒ постсоветский.

Каждый этап характеризуется пересмотром семантики и содержания культурных ценностей. В первобытном обществе, можно сказать, это был процесс неосознанный и стихийный, подчиняющийся элементарным жизненным рефлексам выжить, согреться, насытиться. Тем не менее, древний человек, оставив наскальную «живопись», повествовал о своем быте, развитии, совершенствовании.

В Древней Руси продолжилось развитие человеческого общества. Это период варварских войн, жестокости, насилия с одной стороны и создание новых моральных, материальных, духовных благ. Накапливались материальные блага, создавался русский фольклор, развивались культура, ремесло, искусство, зарождалась наука.

Дореволюционная Россия — это период интенсивного развития сельского хозяйства, производства, подъем науки и образования. Продукты и средства труда, по выражению Маркса — безжизненная груда вещей. Чтобы эти вещи выполняли свое предназначение, необходим контакт с живой силой [5, с.45]. Живой силой явились русские люди.

Советский период — период единой идеологи, взглядов, моральных ценностей, единомыслия, бурного роста экономики, производства. Не приходится доказывать, какое значение в жизни людей сыграло правление государством советскими лидерами, что безусловно оставило отпечаток на семантике жизненных ценностей.

Во все периоды присутствовали своеобразные факторы, которые и определяли смысл жизни, духовные, материальные богатства, культуру общества.

Резкая «смена полюсов» в нашей стране произошла после свершения Великой октябрьской революции. На смену буржуазного строя пришел социализм. Вера в светлое будущее одухотворяла людей. Возникали разного рода движения рабочих масс (Стахановское движение). «Социалистическая индустриализация ускоряла культурную революцию, формирование новой интеллигенции, обеспечивала повышение материального и культурного уровня всех трудящихся». [1,с.3]. Статистические данные по народному хозяйству свидетельствовали об увеличении в 1927 г. валовой продукции всей промышленности СССР по сравнению с 1913 годом на 13 %, металлургической — на 46,9 %, химической — на 34,7 %. («СССР за 15 лет. Статистические материалы по народному хозяйству». Москва. — 1932г. С. 38,81.). Основной задачей партии была индустриализация нашей страны, создание обеспеченной культурной жизни для народа, что играло огромное значение для решения хозяйственно-политических задач. Не щадя своего здоровья, сил, рабочие люди перевыполняли планы, надеясь на улучшение жизни. У них была вера. У нынешнего большинства молодежи ее нет. Они не знают, что будет завтра, чем будут заниматься в недалеком будущем. С одной стороны это оправдано социально незащищенностью молодежи. Если в стране советской, как бы там ни было, заботились о трудоустройстве, об «…устранении безработицы, удовлетворения потребностей рабочих и крестьян, их дальнейшего культурного роста» [1, с. 29], о здоровье населения, их социокультурном развитии, то в настоящее время отдано на откуп каждого.

В связи с этим вопрос о смысле культурных ценностей наиболее остро стоит в наше время.

Европа, по словам Данилевского Н. Я., никогда не хотела мириться с могущественным соседом — Россией, не признавала своей и видела в ней чуждое и враждебное начало, потому что Россия «…не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему, как прежде было надеялась, как особливо надеялись немцы, которые, несмотря на препрославленный космополитизм, только от единой спасительной германской цивилизации чают спасения мира». [2, с.14].

В дальнейшем империалистические страны пытались помешать существованию молодой советской республики, построению социализма в ней. «Вопросы внутреннего развития Советского Союза не были изолированы от международной обстановки» [1, с. 4].

Любые значимые события в жизни людей всегда вносят свои коррективы в их образ жизни, оказывают влияние и на формирование культуры. Цепочка событий в жизни русских людей, установление советской власти в стране, расширение границ нашего государства за счет присоединения и образования молодых республик, победа в Великой отечественной войне, повлекли за собой процесс переосмысления культурных ценностей. Единой ценностью для советского народа было дело коммунистической партии — бессмертное дело социалистического строительства, что подталкивало людей на самоотверженный труд.

Современное молодое поколение мало знакомо с ценностями советской России, советского строя. Русский человек проявляет духовность в отношении науки, искусства, в практическом осуществлении своих идеалов правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния [2, с. 31].

К сожалению, влияние событий двух прошедших десятилетий в нашей стране повлекли за собой негативные последствия в обществе. Как пишет Дерлугьян Г. «Двадцатый век — совершенно исключительный период в истории идей. Такого бурного и широкого разлива не случалось никогда и, больше никогда не случится. Сегодня мы переживаем затянувшийся период безыдейности, но что последует за ним?» [3].

Отсутствие четко выработанной идеологии отразилось на поколении молодых людей ХХI века, что можно продемонстрировать результатами анализа учебных программ различных ВУЗов и социологического опроса студентов. Изучение многих исторических вех, закономерностей не включено в программу обучения. Нишу недостающих знаний заполнили только лишь современные политико-экономические и криминальные события и происшествия. Разрушение национального достоинства и самосознания. Как показал социологический опрос студентов N –го ВУЗа, не знание истории выражается в грубом невежестве, низком уровне образованности и свидетельствует о свершившейся и задуманной подмене культурных ценностей современной молодежи. К примеру, на вопрос анкеты, когда произошла социалистическая революция, ответы были невразумительными и расплывчатыми. Разброс в датах был в пределах 10 лет. Это были 20 –е и 30-е годы. Респонденты с трудом вспомнили, кто явился вождем трудового пролетариата, и что произошло в процессе революции. К сожалению, кто такой В. И. Ульянов — студенты не ответили. Фамилия Крупской Н. К. отождествилась лишь с название университета им. Н. К. Крупской, и то было добавлено — «кажется». О «сталинских временах», «хрущевской оттепели», слышали не многие, получая информацию в основном из средств массовой информации. Соответственно — какие события происходили в определенные периоды никто ничего не знает. Бессмысленно спрашивать о временах правления русских царей и советских лидеров. Наводящие вопросы только могут натолкнуть на примерные ответы. Преобладание наглядно-действенного мышления у современной молодежи, недооценка правовых норм влечет за собой своеобразие формирования русской культуры. Процесс перестройки сознания длительный и сложный, зависящий от многих факторов: социально-экономического, политического, а между тем и воззрение на культуру общества вызывает глубокую противоречивость в русской культуре.

Потеря национальной идеи и утрата русской культуры влечет за собой раздвоенность и внутренний раскол в обществе.

Литература:

  1. Александров П. А. Пятнадцатый съезд в КП (б). Госполитиздат Москва. — 1961. С. 3.
  2. Данилевский Н.Я.Россия и Европа. М., 2008.
  3. Дерлугьян Г. // «Идейная эволюция столетия крайностей», 2011. [Электронный ресурс].-URL: http://expert.ru/expert/2011/01/dejnaya-evolyutsiya-stoletiya-krajnostej
  4. Каган М. С. Философия культуры. Учебное пособие. Санкт-Петербург,1996 г.
  5. Леонтьев Л. А. О работе К. Маркса «К критике политической экономии» 1859–1959 С. 43. Изд-во: Государственное издательство политической литературы. Москва — 1959.
  6. Максаковский В. Л. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -1998. — 416 с,
  7. «СССР за 15 лет. Статистические материалы по народному хозяйству». Москва. — 1932г. С. 38,81.).
  8. http://культурные-ценности.рф/
  9. ru.wikipedia.org
Основные термины (генерируются автоматически): русская культура, ценность, жизнь людей, культура общества, мировоззрение народа, народное хозяйство, Россия, русский человек, современная молодежь, социологический опрос студентов.


Похожие статьи

Состояние системы образования в современной России и ее актуальность

Исторические предпосылки реализации социальной политики России

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России

Финансовая система Российской Федерации: основы организации и функционирования, ее современное состояние

Психологическая культура личности, ее формирование в вузе

Проблемы лесопромышленного комплекса России и пути их решения

Современные тенденции, проблемы и перспективы развития экономики России

Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

О репрессивной политике тоталитарной системы в области культуры в 30–40 годы XX века и ее последствия

Похожие статьи

Состояние системы образования в современной России и ее актуальность

Исторические предпосылки реализации социальной политики России

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России

Финансовая система Российской Федерации: основы организации и функционирования, ее современное состояние

Психологическая культура личности, ее формирование в вузе

Проблемы лесопромышленного комплекса России и пути их решения

Современные тенденции, проблемы и перспективы развития экономики России

Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

О репрессивной политике тоталитарной системы в области культуры в 30–40 годы XX века и ее последствия

Задать вопрос