Методическая разработка филателистического экспоната «Как была открыта Америка» для филателистической образовательной площадки школы
Вилейто Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;
Громов Юрий Владимирович, старший преподаватель;
Сатывалдиева Бегимай, студент;
Кузьменко Виктория Витальевна, студент
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
В статье продолжается обобщение опыта создания филателистической образовательной площадки школы студентами педагогического вуза в период прохождения педагогической практики в школе.
Аннотация к экспонату: Коллекция представляет собой реконструкцию учебного пособия П. П. Степанова «Как была открыта Америка. Что рассказывают марки», Л.: Дом занимательной науки — 1940.
Коллекция представляет собой одностендовый филателистический экспонат (16 листов формата А-4) на выставку творческую, научную, филателистическую, который собирают школьники под руководством студента в период педагогической практики в школе. Уровень экспоната — «Новичок», работа выполняется по образцу. Студент выступает в роли координатора образовательной площадки школы (кружка) «Филателист».
Экспонат является компонентом учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы «Образовательная филателия». Он может быть использован в качестве стимульного материала при проведении исследований, занятий и различных внеклассных мероприятий по школе.
Целью экспоната является активизация познавательной деятельности школьников средствами филателии.
На рис. 1 студенты, занимающиеся подготовкой макетов экспонатов для дальнейшего их использования в школе во время педагогической практики. Местом занятия студентов может быть общественный музей образовательного учреждения, в нашем случае это общественный музей факультета безопасности жизнедеятельности Герценовского университета.
Рис. 1.
Таблица 1
План экспоната
№листа |
Содержание |
1 |
Титульный лист. Аннотация. План экспоната |
2–9 |
Как была открыта Америка (учебное пособие П. П. Степанова). |
10 |
Открытие Америки Колумбом актуальная тема филателии |
11–16 |
Почтовые марки, посвященные 500-летию со дня открытия Америки Колумбом |
Таблица 2
Почтовые марки, блоки, рекомендованные для экспоната
Страна, год выпуска марки |
№марки, каталог, страница |
Почтовая марка, блок |
№листа |
Австралия, 1934 |
126 [12, c. 70] |
Гермес (Меркурий) и глобус |
2 |
Венесуэла, 1893 |
47 [13,c.794] |
Высадка на берег Венесуэлы |
8 |
Гондурас, 1892 |
47 [9, c. 339] |
Колумб и Пинсон |
7 |
Доминикана, 1899 |
78 [11,c. 533] |
Тосканелли |
3 |
Испания, 1930 |
505 [6, c. 1041] |
Серия открытие Америки. Каравелла Санта Мария. |
5 |
Испания, 1930 |
513 [6,c.1041] |
Серия открытие Америки. Хуан де Маркена, благословение на подвиг |
5 |
Испания, 1930 |
514 [6, c.1041] |
Серия открытие Америки. Флотилия Колумба. |
5 |
Испания, 1930 |
515 [6, c.1041] |
Высадка Колумба |
7 |
Испания, 1930 |
520 [6, c.1042] |
Серия открытие Америки. Монастырь Ла-Рабида. |
4 |
Испания, 1930 |
528 [6,c.1042] |
Серия открытие Америки. Сомнения Колумба. |
6 |
Испания, 1930 |
536 [6, c.1042] |
Серия открытие Америки. Колумб и братья Пинсоны |
4 |
Испания, 1992 |
Бл. 45, 46 [6, c.1185] |
Открытие Америки |
13 |
Испания, 1992 |
Бл. 49, 48 [6,c.1185] |
Открытие Америки |
15 |
Испания, 1992 |
Бл. 47, 50 [6,с.1185–1186] |
Открытие Америки |
15 |
Коста-Рика, 1923 |
113 [9, c.73] |
Колумб просит помощи у Изабеллы |
3 |
Куба,1936 |
104 [11,c. 1116] |
Ландшафты. Свободная зона порта Матанзас |
7 |
Никарагуа, 1937 |
849 [9,c.642] |
Колумб |
9 |
Парагвай, 1933 |
419 [13,c.200] |
Флот Колумба |
9 |
Перу, 1918 |
178 [13, c.370] |
Колумб и Саламанкская хунта |
3 |
Португалия, 1894 |
103 [6, c.760] |
Принц Генрих Мореплаватель |
2 |
Россия,1992 |
282 [5, с.20] |
Монумент в честь 500-летия открытия Америки |
16 |
Россия,1992 |
Бл. 3 [5, с.13] |
500-летие открытия Америки |
16 |
Румыния, 1992 |
4824–4827 [7, с.701] |
500-летие открытия Америки |
12 |
Сент-Винсент, 1988 |
1099–1106 [11, с.1660] |
К 500-летию открытия Америки Колумбом |
12 |
Соломоновы острова, 2006 |
1300–1304 [14,c.585] |
500 лет со дня смерти Колумба |
12 |
Сальвадор, 1893 |
73 [9,c.155] |
Памятник Колумбу в Генуе |
8 |
США,1893 |
75 [8, c. 263] |
Флот Колумба, Санта Мария |
6 |
США,1893 |
76 [8,c. 263] |
Флот Колумба |
6 |
США,1893 |
80 [8,c. 263] |
Встреча Колумба королем и королевой Испании |
8 |
США,1893 |
63 [8,c. 263] |
Триумфальное возвращение Колумба |
8 |
Эквадор, 1936 |
350 [10, c. 705] |
Портрет Колумба |
2 |
Нами были обнаружены некоторые неточности в книге «Как была открыта Америка», касающиеся года выпуска марок: марка Эквадора указана 1935 г., по каталогу — 1936 г.; Австралия 1935 г., по каталогу — 1934; Гондурас 1892 г., по каталогу –1893 г.
На рисунке 3: экспонат «Как была открыта Америка» представлен на стенде в Центральном Музее Связи им. А. С. Попова в период проведения Межрегиональной филателистической выставки «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций 2015», посвященной Международной неделе письма и 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Выставка проходила с 6 по 10 октября 2015 года. На рис 3. экспонат на стенде в период прохождения выставки. На рис 4. — титульный лист экспоната.
Рис 2. Экспонат на стенде выставки. Титульный лист
Кроме предлагаемой формы использования филателистических средств их можно использовать и в качестве стимульного материала в дидактических играх. В качестве примера можно привести дидактическую игру «Открытие Америки» на материале филателистического экспоната «Как была открыта Америка» [1].
Литература:
1. Вилейто Т. В., Громов Ю. В. Дидактическая игра «Открытие Америки» //География в школе. — 2016. — № 3. — С. 39–47.
2. Громов Ю. В., Вилейто Т. В. Использование филателистического материала в процессе обучения географии в школе//География в школе. — 2014. — № 7. — С. 54–56.
3. Громов Ю. В. Методика организации филателистической образовательной площадки в школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1. — С. 56–59.
4. Степанова П. П. Как была открыта Америка. Что рассказывают марки, Л.: Дом занимательной науки, 1940. — 32с
5. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки Российской Федерации 1992–2009: каталог/ Федер. агенство связи; [редколл.: В. В. Шелихов и др.; сост. е.А. Обухов, В. И. Пищенко]. — М.: Марка, 2009. — 360с.: ил.
6. MICHEL. Еuropa-katalog. Band 2: Sudwesteuropa 2010. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2010–1360 s.
7. MICHEL. Еuropa-katalog 2012/2013. Band 4: Sudosteuropa. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2012–1166 s.
8. MICHEL. Nordamerika 2007/2008. Ubersee-katalog. Band 1/1. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2007–608 s.
9. MICHEL. Mittelamerika 2008/2009. Ubersee-katalog. Band 1/2. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2008–896 s.
10. MICHEL. Sudamerika 2009/2010. Ubersee-katalog. Band 3.1 Аrgentien bis Inini: Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2009–1088 s.
11. MICHEL. Karibische Inseln 2008/2009. Ubersee-katalog. Band 2. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2008–1952 s.
12. MICHEL Australien. Okeanien. Antarktic 2010, Ubersee-katalog. Band 7 Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2011. — 1792 s.
13. MICHEL. Sudamerika 2009/2010. Ubersee-katalog. Band 3.2. Kolumbien bis Venezuela: Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2009–960 s.
14. MICHEL Australien. Okeanien. Antarktic 2012/2013 (N-Z), Ubersee-katalog. Band 7.2 Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2012. — 926 s.