Автор: Лобода Милана Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Лобода М. В. Современный поход к процессу адаптации сотрудников на рабочем месте // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 826-827.



Современный стиль процесс управления персоналом играет значимую роль в формировании любой организации. Так как эффективное использование трудовых ресурсов организации это тот важный фактор, который позволяет организации функционировать на современном рыночном пространстве.

Обязательной составляющей в системе управления персоналом является адаптация сотрудников на рабочем месте. Если будем говорить о правильно выстроенном процессе адаптации, то мы увидим, что в данном процессе есть как отрицательные, так и положительные стороны. Так как иногда факторы внутренней среды влияют на процессы адаптации новых сотрудников, что влечет за собой негативные последствия [2, с.13].

На сегодняшнее время и на современном этапе развития трудовых отношений в организации при процессе подбора персонала и обучении персонала недостаточно внимания уделяется вопросам адаптации. Если мы обратимся к статистическим данным, то увидим, что очень часто вновь прибывшие сотрудники увольняются с нового места так и не пройдя испытательный срок. Причины такого ухода выступает несовпадение ожиданий и действительности.

Приступая к трудовой деятельности, каждый человек сталкивается с вопросом выбора организации. Кто-то начинает заниматься частным бизнесом, предпринимательской деятельностью, руководящей работой, а кто-то — работой по найму по трудовому договору, что означает подчиненное положение. Но кем бы человек ни был — руководителем, менеджером по продаже, юристом или учредителем, — в любом случае он столкнется с проблемой адаптации сотрудников в организации [4, с.56].

Во многих организациях процесс адаптации работника к условиям труда происходит стихийно, а, следовательно, результат адаптации непредсказуем. Процесс может растянуться во времени, в таком случае производительность труда не высокая, его психологическое состояние подавленное, поэтому в современных условиях возрастает значимость управления адаптацией работника, которая в целом повышает эффективность производства.

Адаптацию работника можно определить как процесс «внедрения» в организацию, приспособления к трудовой среде, условиям и режиму работы, а также к социальной среде организации. Адаптация влечет изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды, что повышает эффективность выполнения трудовых функций, способствует достижению более высоких результатов [2, с.14].

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В контексте организации это можно рассмотреть как, процесс активного приспособления человека к новой среде. У сотрудника происходит знакомство с организацией и её деятельностью, и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды.

Процедуры адаптации персонала помогают облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Однако практика показывает, что 73 % людей, уволившихся с работы в течение первого года трудовой деятельности, приняли это решение уже в первый месяц своего пребывания в новой организации. Как правило, новый сотрудник в организации сталкивается с большим количеством трудностей. Основная масса которых порождается отсутствием информации о порядке работы, месте расположения и т. д. Специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать избежать большего количества проблем, возникающих в начале работы [1, с.60].

Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать скрытый потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Однако для руководителя информация о том, как в его подразделении организован процесс врабатывания новых работников, тоже может быть полезен. Он может сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Условно, процесс адаптации/привыкания новичка можно разделить на следующие основные этапы.

Первый этап. Представляет собой оценку уровня подготовленности новичка к работе. Она необходима, поскольку на ее основе, можно разработать наиболее эффективную программу адаптации. Если же сотрудник уже имеет специальную подготовку, и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его привыкания будет минимальным.

Лабиринт Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны не привычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности организации, внешняя инфраструктура и персонал, новичок попадает в какой-то степени в не знакомую ему ситуацию.

Врабатывание нового сотрудника должно предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения.

Второй этап. Он включает в себя практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, следует уделять условиям, которые создаются для новичка в организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники отдела кадров.

Таким образом, формирование кадрового состава — одна из наиболее существенных и значимых областей работы менеджера по персонал.Так же, стоит отметить, что для разработки программы найма необходимо провести анализ кадровой ситуации в регионе, разработать процедуры привлечения и оценки кандидатов, провести адаптационные мероприятия по включению новых сотрудников в организацию.

Литература:

  1. Кибанов А. Я. Современное управление и аттестация персонала: Учебное пособие/ А. Я Кибанов. — М., Экзамен — 2014.-344с.
  2. Костикова О. Н. Система формирования заработной платы с учетом стимулирующих выплат в современных организациях/ О. Н. Костикова// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015.-№ 1.-С.13–18.
  3. Волина В. А. Методы адаптации персонала/ В. А. Волина// Управление персоналом — 2012 — № 13 — С.46–48.
  4. Менеджмент организации. Под ред. Тебекина А. В., Касаева Б. С. — М.: КноРус, 2012–260 с.
Основные термины (генерируются автоматически): новых сотрудников, адаптации сотрудников, жизнь организации, изменение собственного поведения, процесс адаптации работника, процессу адаптации сотрудников, адаптации новых сотрудников, трудовых ресурсов организации, проблемой адаптации сотрудников, вопросом выбора организации, социальной среде организации, управления персоналом, производственными особенностями организации, Процедуры адаптации персонала, корпоративную культуру организации, процессе адаптации, эффективную программу адаптации, нового сотрудника, технология деятельности организации, новой организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос