Авторы: Лимонова Дарья Викторовна, Мальцева Елена Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Лимонова Д. В., Мальцева Е. В. Социальный тренажер «Защити себя сам» в системе социально-педагогической профилактики буллинга среди младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1474-1477.



Существуют различные теоретические подходы к определению понятия буллинг. В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Исследователи различают «моббинг» как насильственные действия группы в адрес индивида, «буллинг» как насильственные действия одного индивида по отношению к другому или же рассматривают их как разные стороны одного явления — социальной агрессии, когда доминантный индивид (или группа) намеренно причиняет беспокойство другому. В определении понятия буллинг мы придерживаемся позиции Роланда (Roland,1988), согласно которой буллинг как более широкое понятие включает в себя моббинг. Таким образом, буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации (Роланд (Roland,1988).

Выделяют две основные формы школьного буллинга [2, с. 43]:

  1. Физический школьный буллинг — умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

  1. Психологический школьный буллинг — насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т. д.);

обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);

школьный кибербуллинг — унижение с помощью мобильных телефонов, интернета, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

Актуальность темы обусловлена распространенностью данного явления в школьной среде. Наиболее высокие показатели участия подростков, как в единичных, так и в частых проявлениях буллинга, имеют такие страны, как Австрия, Эстония, Германия, Латвия, Литва, Швейцария и Украина. Самые низкие показатели в Чешской республике, Словении и Швеции [1, с. 60].

В Российских школах 19 % мальчиков и 10 % девочек в возрасте 11 лет хотя бы один раз участвовали в издевательстве и преследовании другого ребенка, в возрасте 13 лет эти показатели повышаются — 25 % мальчиков и 15 % девочек, а в возрасте 15 лет снижаются — 17 % мальчиков и 9 % девочек [1, с. 60].

Таким образом, многие ученики скорее поддерживают, чем останавливают притеснителя. Главный вопрос состоит в следующем: как превратить (уже существующее) отрицательное отношение к буллингу в антибуллинговое поведение в конкретных ситуациях? Решение данного вопроса нам видится в своевременной профилактике буллинга в начальной школе. С этой целью нами был разработан социальный тренажер «Защити себя сам».

Цель использования социального тренажера «Защити себя сам» — способствовать формированию эффективной модели поведения младшего школьника в типичных для буллинга ситуациях.

Социальный тренажер представляет собой компьютерную программу, предлагающую ребенку разрешить текстовые и видеозадания, отражающие характерные для школьного буллинга ситуации. Материал для видеозаданий подобран в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Например, используются фрагменты из мультфильмов «Гадкий утенок», «Чучело-мяучело», детского юмористического журнала «Ералаш» и другие. Тренажер предусматривает решение ребенком 15 текстовых и видеозаданий в течение 40–45 минут.

Каждый вариант ответа ребенка сопровождается разъяснением следствия его выбора. В случае неверного ответа ребенку предлагается выбрать другой, наиболее оптимальный вариант. Таким образом, ребенок продвигается в разрешении ситуаций в удобном ему темпе и в соответствии с собственным выбором получает обратную связь — рекомендацию по выработке оптимального поведения в каждом конкретном случае. Программа составлена таким образом, что ребенок не перейдет к следующей ситуации, не познакомившись с оптимальным вариантом разрешения предыдущей.

Результатами прохождения социального тренажера «Защити себя сам» являются:

− выявление уровня готовности ребенка к грамотному разрешению ситуаций буллинга;

− формирование модели эффективного поведения младшего школьника в типичных для буллинга ситуациях.

Использование социального тренажера «Защити себя сам» позволит на практике осуществить индивидуализацию и дифференциацию процесса воспитания и социализации младших школьников, выстроить индивидуальную траекторию профилактической деятельности.

Обращение к отечественной мультипликации и кинематографии обеспечивает заинтересованность детей, увлеченность процессом работы с тренажером. Ниже представлены примеры двух из трех предусмотренных уровней готовности ребенка к грамотному разрешению ситуаций буллинга (предусмотрены 3 уровня: высокий, средний и низкий), что также может послужить диагностическим материалом для педагогов.

Социальный тренажер «Защити себя сам» прошел первичную апробацию среди учащихся младших классов МБОУ СОШ № 16 и МБОУ СОШ «Физико-математический лицей» г. Глазова и получил одобрительные отзывы со стороны детей и педагогов. Не смотря на доступность информации в школах о номерах телефонов доверия для детей, учащиеся демонстрировали удивление и заинтересованность ими, получив эту информацию по мере прохождения программы.

Литература:

  1. Никонова Р. Г. Буллинг как проблема современной школы // Безопасная школа: стоп насилие, Волгоград, 2010, c. 59–73.
  2. Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг // Безопасная школа: стоп насилие, Волгоград, 2010, c. 42–44.
Основные термины (генерируются автоматически): Социальный тренажер, тренажер «Защити, Социальный тренажер «Защити, младших школьников, социального тренажера «Защити, школьный буллинг, понятия буллинг, школьного буллинга, насильственные действия, Психологический школьный буллинг, Физический школьный буллинг, определению понятия буллинг, социальный тренажер «Защити, английского языка буллинг, определении понятия буллинг, Безопасная школа, МБОУ СОШ, социально-педагогической профилактики буллинга, школьного буллинга ситуации, насильственные действия группы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос