Dwelling environment of cities is not only Healthy apartment, but also healthy environment of dwelling microdistrict, providing of real communication of citirens with recreation zone, and architectic planned solutions corresponding with hygienic requirements as well. Factors of unfavorable rural dwelling environment give to human complex, and combinative effect, and in the result of it the immune potential of human decreases. Both specifically and non specifically, appearing in the rising of morbidity, the changing in tolerant of body to affecting other factors, in disordering of rehiabilitation process, pscychoemotional disorders in the result of impossible creating of Healthy life style.
At present, sanitary condition of air environment of populated area is astimated by many indications, but one of the integral indication, characterizing condition of air environment, is count of negative aeroions in 1sm3 of air. Such investigation was not made before in Tashkent.
Key words:environment, electric condition of atmospheric air, aeroions.
Жилая среда городов — это не только здоровое жилище, но здоровая среда жилого микрорайона, обеспечение доступной связи горожан с зонами рекреации, а также архитектурно-планировочные решения, соответствующие гигиеническим требованиям [7,8,9,11]. Факторы неблагоприятной городской жилой среды оказывают на человека комплексное, комбинированное и сочетанное действие, в результате чего снижается иммунный потенциал человека, как специфический, так и неспецифический, выражающийся в возрастании заболеваемости, изменении резистентности организма к воздействию других факторов, в нарушении восстановительных процессов, психоэмоциональных нарушениях из-за невозможности организации здорового образа жизни [11]. По расчетам Добринского А. А. с соавт. [4] общая структура и функциональное зонирование города определяет его качество на 20 %, селитебная территория — на 25 %, производственная территория — на 15 %, ландшафтно-рекреационная зона — на 20 %, санитарно-экологическое состояние среды — на 20 %.
Многочисленные гигиенические исследования подтверждают, что показателей качества городской среды довольно много. Они призваны характеризовать город с различных точек зрения. Многие из них представляют собой некоторые количественные показатели, например, уровень шума, загрязнение воздушного и водного бассейна города, транспортная нагрузка на городских магистралях, уровень промышленного производства, демографические характеристики, количество и состояние жилого фонда и т. п. [5], поэтому городская среда представляет собой комплекс абиотической и социальной сред, совместно и непосредственно оказывающих влияние на состояние здоровья людей [10,13]. Дунаев В. Н. с соавт. [14] подчеркивают, что в последние десятилетия влиянию на организм человека химических факторов уделяется достаточно много внимания, тогда как оценке значимости физических факторов — явно недостаточно.
Важным физическим фактором воздушной среды является содержание в ней аэроионов. Положительное биологическое действие легких аэроионов известно давно и даже используется как фактор оздоровления [2, 3, 12, 15, 16]. Что касается роли легких и тяжелых аэроионов как непременной характеристики атмосферного воздуха, то информация о них идет в основном в плане оценки электрического состояния воздуха [6], хотя даже в учебники вошло понятие о том, что содержание в атмосферном воздухе легких ионов, их униполярность являются важными показателями чистоты воздуха [1]: чистый воздух содержит 1500–5000 легких ионов в 1см3, тогда как в загрязненном воздухе городов концентрация таких ионов снижается до 100 и менее в 1см3.
В настоящее время санитарное состояние воздушной среды населенных мест оценивается по многим показателям, но одним из интегральных показателей, характеризующих состояние воздушной среды, является количество отрицательных аэроионов в 1см3 воздуха. В г. Ташкенте таких исследований ранее не проводилось.
Цель исследования: оценка санитарного состояния воздушной среды г. Ташкента по количеству отрицательных аэроионов в 1см3 воздуха.
Задачи исследования:
- Определение количества отрицательных ионов в атмосферном воздухе г.Ташкента в зависимости от инфраструктуры территории и сезона года
- Оценка полученных данных
Объекты иметоды исследования
Измерено количество отрицательных аэроионов на территории жилых массивов в центре и на периферии г. Ташкента: объектами исследований явились махалли Оклон и Сархумдон Шайхантохурского района, махалля Хайрабад и 6 квартал Чиланзарского района, а также махалля Бадамазор и 19 квартал Юнусабадского района.
Содержание в воздухе аэроионов измерено в 6 точках каждого квартала посезонно. Измерения проведены прибором МАС-01, прибор проверен в январе 2006 г.
Результаты исследования.
При проведении исследований в Шайхантохурском районе оказалось, что в среднем в махалле Оклон концентрация отрицательных аэроионов на 30 % выше, чем в махалле Сархумдон: соответственно 508 и 392 на 1см3. При этом в центре махалли Оклон концентрация отрицательных аэроионов была в 3–4 раза ниже, чем на периферии махалли, а в махалле Сархумдон в центре концентрация аэроионов была 3–10 раз ниже, чем на периферии.
Количество отрицательных аэроионов в воздухе исследуемых жилых кварталов Чиланзарского района в теплый период года оказалось более низким, чем в холодный период. В то же время в теплый период года количество легких аэроионов было большим в махалле Хайрабад, а в холодный период — в 6-квартале. Однако эти различия были недостоверны.
Обращает на себя внимание тот факт, что в центре и 6-жилого квартала, и махалли Хайрабад количество отрицательных аэроионов как и в теплый, так и в холодный периоды года было в 1,6–4,5 раза меньше, чем на периферии.
В Юнусабадском районе исследована махалля преимущественно индивидуальной застройки (Бадамзар) и жилой массив преимущественной застройки многоэтажными жилыми зданиями (19 квартал). Отмечено, что в махалле индивидуальной застройки имеет место меньшая проветриваемость массива, обусловленная особенностями его планировки. В 19-квартале в теплый период года количество отрицательных аэроионов в центре массива и на периферии не имело резких различий и составило 300,0±21,4. В махалле Бадамзар в центре массива содержание аэроионов почти 2 раза меньше, чем на периферии, а среднее их количество в 1см3 составило 244,0±32,0. В холодный период года количество легких аэроионов в 19-квартале составило 480,0±67,0 в 1см3, а в махалле Бадамзар 369,0±38,0 в 1см3.
Заключение
Полученные результаты позволяют заключить, что количество отрицательных ионов в воздухе г. Ташкента в наибольшей степени связано не с территориальным размещением жилых массивов, а с уровнем их озеленения и качеством проветривания.
Литература:
- Румянцев Г. И. (ред.) Гигиена. Учебник для вузов. / М.,2001.-607с.
- Чижевский А. Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским. / М., 1999–120с.
- Добринский А. А., Косиборд Н. Р., Пивкин В. М. и др. Гигиенические основы решения территориальных проблем (на примете КАТЭКа). — Новосибирск, 1987.-245с.
- Губернский Ю. Д., Исмаилова Д. И., Орлова Н. С., Мельникова А. И. Гигиенические аспекты организации жилой среды и здорового образа жизни населения. //Сб.н.тр.- М.,1987.-С.27–35.
- Бондаренко В. М. и др. Влияние объемной активности радона на концентрацию аэроионов и напряженность электрического поля.// М. Гигиена и санитария.- 2003.-№.С.15–17
- Губернский Ю. Д. Проблемы гигиены жилой среды.// М. Гигиена и санитария.- 1987.-№ 2.-С.4–6.
- Губернский и др. Оценка риска воздействия на здоровье населения химических веществ, загрязняющих воздух жилой среды.// М. Гигиена и санитария.- 2002.-№ 6.-С.27–30.
- Губернский Ю. Д., Калинина Н. В. Социально-гигиенический мониторинг жилой среды.// М. Гигиена и санитария.- 2004.-№ 5.-С.15–16.
- Губернский Ю. Д. Концепция «экополиса» эколого-гигиенический подход к планированию и созданию населенных мест.// М. Гигиена и санитария.- 2001.-№ 1.-С.13–17.
- Губернский Ю. Д., Калинина Н. В., Мельникова А. И. Эколого-гигиенические аспекты организации мониторинга жилой среды..// М. Гигиена и санитария.- 1997.-№ 3.-С.46–49.
- Гуськов А. С. и др. Гигиеническая оценка генотоксических эффектов при искусственной ионизации воздуха.// М. Гигиена и санитария.- 2005.-№ 6.-С.33–35.
- Денисов Л. А. Значение социально-гигиенического мониторинга в управлении качеством окружающей среды и здоровья населения. // М. Гигиена и санитария.- 2000.-№ 5.-С.3–4.
- Дунаев В. Н. и др. Вклад физических факторов в комплексную антропогенную нагрузку промышленного города. //М. Гигиена и санитария.- 1998.-№ 6.-С.58–61.
- Захарченко М. П., Захарченко В. М., Захарченко М. М., Анфимов В. Н. и др. Проблемы гигиенической диагностики здоровья в медицине окружающей среды. // М. Гигиена и санитария.- 2005.-№ 6.-С.67–70.
- Шандала М. Г. Опыт гигиенической разработки проблемы физических факторов окружающей среды. //М. Гигиена и санитария.-1999.-№ 4.-С.3–8.