Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Кадиров, А. А. Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах / А. А. Кадиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1455-1456. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31113/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Ключевые слова: учебный план, электротехника, лаборатория, эффективность, педагогическая технология

В профессионально-технических колледжах в процесе обучения лекционные и лабораторные учебные занятия неразрывно связаны друг с другом. В процессе учебы учебный план и программа считаются основными документами. Указанные в учебном плане учебные предметы, порядок изучения каждого предмета, советы и контроль являются обязательными для всех групп. Учебный план – это государственный документ, который определяет виды профессионально-технических колледжей, цели и задачи, количество учащихся и сроки обучения. Документы, входящие в учебный план – это квалификационные требования, план тем и учебные программы.

Квалификационные требования являются нормативным документом, в котором собраны основные требования, предъявляемые к знаниям и профессиональному уровню будущего специалиста. В них описываются знания, необходимые для сознательного и правильного выполнения специалистом работ в кругу той или иной профессиональной деятельности.Тематический план составляет часть учебного плана, в котором указываются названия и порядок, а также время, отведенное для теоретических, лабораторных, практических занятий и производственного образования. Учебные планы определяют объём каждого учебного предмета,содержание и порядок его обучения.

В новом учебном плане и программах материалы распределены по учебным годам, предусмотрено вооружение учашихся знаниями и навыками (квалификациями) по новой технике, обучение в учебных мастерских, лабораториях и площадках для упражнений, ознакомление с новыми технологическими процессами. Основное внимание уделено развитию самостоятельного мышления, воспитанию сознательного и творческого отношения к труду.

Кроме того, пристальное внимание уделяется повышению эффективности учебных занятий на научной основе, непрерывности целостности, наглядности, соответствия содержания учащимся, активности и сознательности обучения, полного усвоения знаний, навыков, квалификаций и индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Правильное пользование лабораторным оборудованием в процессе обучения помогает учащимся усвоить полностью знания, касающиеся электротехники, что помогает повышению их квалификации.

Я. А. Каменский, описавший важность процесса усвоения знаний, наблюдая за телами и процессами, чувствами и пониманием на лабораторных занятиях, писал так: «Учащиеся, те вещи, которые они могут чувствовать - они обязательно должны познать посредством своих органов чувств, т. е. то, что они могут увидеть - увидев глазами, то, что они могут услышать - услышав своими ушами, то, что они могут понюхать - понюхав, то, что они могут потрогать своими руками — потрогав.

То, что можно познать сразу несколькими органами чувств - надо познать их по возможности с участием этих нескольких органов чувств.

Для того чтобы дать знания детям и обучить всему, надо обучать на основе непосредственного наблюдения и чувств».

Принцип сознательности и активности обучения на лабораторных занятиях предусматривает организацию обучения на основе сознательного, творческого усвоения научных знаний.

Этого можно достичь только активностью учащихся во время лабораторных занятий.

Если этот принцип в процессе теоретических занятий мы можем увидеть в сознательном усвоении предмета, то при выполнении лабараторных заданий это проявляется в правильности методов измерения и своевременном выполнении, пользовании полупроводниковыми приборами.

Учитель контролирует (следит) за эффективностью проводимых лабораторных занятий. В целях обеспечения полного освоения навыков изучаемая лабораторная работа непрерывно повторяется в маленьких группах.

Этот учебный процесс проводится следующим образом:

− В целях крепкого усвоения лабораторного занятия многократным повторением способов измерений;

− Во время изучения свойств полупроводников, обратив внимание на самостоятельное усвоение навыков учащимися;

− Создать у учащихся навыки самостоятельного пользования литературой и данными;

− При формировании навыков переходить от простых измерений к сложным и проводить уроки в специально оборудованных помещениях.

Индивидуальное отношение к каждому учащемуся требует создания условий, которые обеспечивают им всестороннее изучение предметов, своевременное оказание им помощи, проявления инициативы и творческих способностей у учащихся.

Для того чтобы принять во внимание (учесть) способности и качества, свойственные каждому отдельному учащемуся, необходимо провести беседу с каждым учеником отдельно.

Имеет большое значение правильный выбор организационных форм лабораторного занятия. В них предусматриваются место и порядок проведения урока, деятельность учащихся и разделение их на группы, значение и цель связи между учениками и учителем.

Организационные формы уроков определяются учебно-воспитательными задачами профессионально-технических колледжей и зависит от методов обучения.

Литература:

  1. А. И. Хонбобоев, Халилов. Общая электротехника и основы электроники. Т.:ЦПИУЛ. 2004 г.
  2. Т. Ю. Артюгина.Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие. Архангельск: АО ИППК РО, 2009 г.
  3. А. С. Каримов и другие. Электротехника и основы электроники. Т.:Укитувчи. 1995 г.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный план, занятие, учащийся, знание, лабораторное занятие.


Похожие статьи

Организация учебной деятельности во время лекционных...

Организация учебной деятельности учащихся на уроках информатики должна способствовать приобретению глубоких и прочных знаний

Учителя планируют лабораторные работы и практические занятия и их объемы, при помощи учебных планов и рабочих программ по...

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам.

Занятие по комплексному применению знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д.

Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы кафедры и...

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в

В ходе проведения практического занятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить

выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с...

Семинар как форма организации учебного занятия

семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

- проблемно-лабораторные занятия(групповая работа)

Основные термины (генерируются автоматически): развивающее обучение, урок, учитель, учебный процесс, ученик, учащийся, знание, групповая работа, учебная задача, игра.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся...

Формы организации УИД обучающихся на внеурочных занятиях: образовательные

учебно-исследовательская деятельность учащихся, курс «основы безопасности

Современное состояние проблемы формирования правовых знаний у учащихся старших классов в процессе...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от

Но план семестра должен быть выполнен, следствие чего у обучающегося и преподавателя

На своих занятиях я применяю метод устного контроля знаний обучающихся, так как считаю, что при...

Организация внеучебной воспитательной работы учащихся...

Ключевые слова: лекционные занятия, практические занятия, лабораторные занятия

4. Расширить, углубить, а также применить на практике полученные знания учащихся.

Организация личностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах.

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

Понимая, что урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса, думаю над тем, как вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, воспитать у них потребность в знаниях по химии и биологии и тем самым получить конечный результат...

Организация учебной деятельности во время лекционных...

Организация учебной деятельности учащихся на уроках информатики должна способствовать приобретению глубоких и прочных знаний

Учителя планируют лабораторные работы и практические занятия и их объемы, при помощи учебных планов и рабочих программ по...

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам.

Занятие по комплексному применению знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д.

Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы кафедры и...

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в

В ходе проведения практического занятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить

выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с...

Семинар как форма организации учебного занятия

семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

- проблемно-лабораторные занятия(групповая работа)

Основные термины (генерируются автоматически): развивающее обучение, урок, учитель, учебный процесс, ученик, учащийся, знание, групповая работа, учебная задача, игра.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

проблемная ситуация, проблемное обучение, занятие, обучающийся, высшее образование, лабораторное занятие, мыслительный процесс, техническое средство обучения, решение проблемы, задача.

Роль практических занятий в технических вузах

Ключевые слова: фундаментальные знания, специфические знания

График учебного процесса в соответствии с учебным планом утверждается ученым советом.

Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся...

Формы организации УИД обучающихся на внеурочных занятиях: образовательные

учебно-исследовательская деятельность учащихся, курс «основы безопасности

Современное состояние проблемы формирования правовых знаний у учащихся старших классов в процессе...

Организация внеучебной воспитательной работы учащихся...

Ключевые слова: лекционные занятия, практические занятия, лабораторные занятия

4. Расширить, углубить, а также применить на практике полученные знания учащихся.

Организация личностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах.

Похожие статьи

Организация учебной деятельности во время лекционных...

Организация учебной деятельности учащихся на уроках информатики должна способствовать приобретению глубоких и прочных знаний

Учителя планируют лабораторные работы и практические занятия и их объемы, при помощи учебных планов и рабочих программ по...

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам.

Занятие по комплексному применению знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д.

Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы кафедры и...

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в

В ходе проведения практического занятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить

выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с...

Семинар как форма организации учебного занятия

семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

- проблемно-лабораторные занятия(групповая работа)

Основные термины (генерируются автоматически): развивающее обучение, урок, учитель, учебный процесс, ученик, учащийся, знание, групповая работа, учебная задача, игра.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся...

Формы организации УИД обучающихся на внеурочных занятиях: образовательные

учебно-исследовательская деятельность учащихся, курс «основы безопасности

Современное состояние проблемы формирования правовых знаний у учащихся старших классов в процессе...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от

Но план семестра должен быть выполнен, следствие чего у обучающегося и преподавателя

На своих занятиях я применяю метод устного контроля знаний обучающихся, так как считаю, что при...

Организация внеучебной воспитательной работы учащихся...

Ключевые слова: лекционные занятия, практические занятия, лабораторные занятия

4. Расширить, углубить, а также применить на практике полученные знания учащихся.

Организация личностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах.

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

Понимая, что урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса, думаю над тем, как вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, воспитать у них потребность в знаниях по химии и биологии и тем самым получить конечный результат...

Организация учебной деятельности во время лекционных...

Организация учебной деятельности учащихся на уроках информатики должна способствовать приобретению глубоких и прочных знаний

Учителя планируют лабораторные работы и практические занятия и их объемы, при помощи учебных планов и рабочих программ по...

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам.

Занятие по комплексному применению знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д.

Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы кафедры и...

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в

В ходе проведения практического занятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить

выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с...

Семинар как форма организации учебного занятия

семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

- проблемно-лабораторные занятия(групповая работа)

Основные термины (генерируются автоматически): развивающее обучение, урок, учитель, учебный процесс, ученик, учащийся, знание, групповая работа, учебная задача, игра.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

проблемная ситуация, проблемное обучение, занятие, обучающийся, высшее образование, лабораторное занятие, мыслительный процесс, техническое средство обучения, решение проблемы, задача.

Роль практических занятий в технических вузах

Ключевые слова: фундаментальные знания, специфические знания

График учебного процесса в соответствии с учебным планом утверждается ученым советом.

Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся...

Формы организации УИД обучающихся на внеурочных занятиях: образовательные

учебно-исследовательская деятельность учащихся, курс «основы безопасности

Современное состояние проблемы формирования правовых знаний у учащихся старших классов в процессе...

Организация внеучебной воспитательной работы учащихся...

Ключевые слова: лекционные занятия, практические занятия, лабораторные занятия

4. Расширить, углубить, а также применить на практике полученные знания учащихся.

Организация личностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах.

Задать вопрос