Повышение адаптационно-приспособительных возможностей организма часто болеющих детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Дергунова, Г. Е. Повышение адаптационно-приспособительных возможностей организма часто болеющих детей / Г. Е. Дергунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1147-1150. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31090/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность. Острые респираторные заболевания доминируют в общей структуре заболеваемости детей. В силу имеющихся анатомо-физиологических особенностей организм ребенка не обладает достаточным уровнем резистентности к возбудителям инфекционных заболеваний [3, с. 12]. У детей отмечается незрелость макрофагально-фагоцитарного звена и склонность к незавершенному фагоцитозу, сниженная продукция интерлейкинов и интерферонов, низкая цитотоксическая активность лимфоцитов и естественных киллеров, снижение активации комплемента, снижение концентрации IgA, замедленное образование антител. Максимальная заболеваемость ОРЗ среди детей отмечается в возрасте от 6 месяцев до 6 лет и составляет от 4 до 8 заболеваний в год. Этих детей относят к группе часто болеющих детей (ЧБД) в зависимости от возраста и на основании критериев, предложенных А. А. Барановым и В. Ю. Альбицким (2003) [1, с. 31]. В зарубежной литературе используется термин: дети с рекуррентными инфекциями респираторного тракта. Установлено, что у ЧБД нарушаются процессы роста, развития, созревания функциональных систем организма, происходит формирование хронической патологии ЛОР-органов, легких, почек, желудочно-кишечного тракта, ЦНС, аллергических заболеваний [4, с. 5; 5, с. 138].

Проведены многочисленные исследования по определению факторов, способствующих формированию группы часто болеющих детей свидетельствуют, что у ЧБД иммунная система не имеет грубых первичных и приобретенных дефектов, но характеризуется крайней напряженностью процессов иммунного реагирования в результате длительного и повторного антигенного воздействия на организм ребенка [6, с. 134].

Исследованиями последних лет выдвинуто положение а наличии различных типов индивидуального энергетического статуса организма и о существовании скрытой формы относительной недостаточности цитоэнергетического статуса организма –«энергодефицитный диатез». У людей с энергодефицитным диатезом отмечается своеобразное течение заболеваний, у детей наблюдается повышенная частота заболеваемости респираторными инфекциями, соединительнотканных нарушений, вегетативные дисфункции и т. д. [2, с. 10]

Целью данного исследования явилось изучение эффективности профилактической терапии с применением иммуномодуляторов и препаратов, улучшающих обменные процессы (энероготропные препараты).

Материал иметоды исследования. Нами проведено в течение 2-х лет наблюдение за 60 детьми в возрасте 3–6 лет с рецидивирующими респираторными заболеваниями до 6–8 раз в год. Именно в этом возрасте в связи с началом посещения детских организованных учреждений отмечается учащение заболеваемости, но у наблюдаемых детей частота заболеваемости превышала показатели заболеваемости по данным В. Ю. Альбицкого и А. А. Баранова (2003) [1, с. 25].

Результаты исследования. После перенесенных респираторных заболеваний у наблюдаемых детей отмечались в клинике симптомы астенического синдрома (быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, раздражительность, снижение аппетита, в ряде случаев нарушение сна и др.), у детей с хроническими очагами инфекции функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и другие функциональные расстройства.

В начале наблюдения после перенесенного острого респираторного заболевания проводилось лечение в период реабилитации, а затем с профилактической целью в осенне-весеннее время.

Все наблюдаемые дети были разделены на две группы: 1-ая группа (30 детей), где с профилактической целью применялись иммунномодуляторы,

2-ая группа (30 детей), где профилактические курсы иммунномодуляторов проводились одновременно с препаратами энерготропного действия.

Всем детям рекомендовали организацию рационального режима дня и полноценное, достаточное по длительности сон; исключение переутомления, длительные прогулки без переохлаждения, ограничение посещения мест большого скопления людей; полноценное питание с учетом склонности к аллергии; прием поливитаминов, проведение закаливающих процедур в разумных пределах и др. Детям с наличием хронической ЛОР-патологии проводилась санация хронических очагов инфекции соответствующими специалистами.

При проведении профилактического противорецидивного лечения учитывались индивидуальные особенности ребенка. У детей с наличием хронической патологии носоглотки (хронический тонзиллит, синусит, аденоидит) назначали бактериальные лизаты местного действия (ИРС19, имудон), при повторных поражениях нижних отделах респираторной системы (бронхиты, пневмонии) — бактериальные лизаты системного действия (бронхо-мунал по соответствующей схеме). Применение иммунномодуляторов дает повышение иммунного ответа организма в течение 2 -3 месяцев, но у детей со сниженной способностью иммунного ответа в большинстве случаев необходимо проводить повторные курсы терапии.

В 1-ой группе детей 10 детей получали ИРС19 в течение 3-х недель, 10 детей — имудон по 1 табл. 4 раза в день в течение 10 дней; 10 детей — бронхо-мунал 1 капсула 3,5 мг 1 раз в день натощак в течение 10 дней с перерывом 20 дней в течение 3-х месяцев.

Во 2-ой группе 10 детей получали ИРС19, 10 детей — имудон, 10 детей — бронхо-мунал по выше перечисленным схемам. Детям второй группы одновременно с иммунномодуляторами назначали тиотриазолин, который обладает антиоксидантным, мембраностабилизирующим, противовоспалительным, иммуномодулирующим действием, стимулирует регенерацию клеток. Назначение этого препарата было обусловлено ещё тем, что у всех детей отмечались астеновегетативные расстройства, функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и другие симптомы функциональных нарушений. Тиотриазолин назначали в дозе 2 мг/кг массы тела 2–3раза в день в течение 20– 30 дней перорально.

Критерии эффективности профилактического лечения оценивали при клиническом обследовании детей в катамнезе, изучении медицинской документации и подсчете инфекционного индекса (ИИ) и индекса острой заболеваемости (ИОЗ), которые высчитывали по следующим формулам:

ИИ= число эпизодов ОРИ в год/ возраст ребенка (годы)

ИОЗ= число эпизодов ОРИ/ число месяцев наблюдения.

Наблюдения в течение 1 года показали, что у детей обеих групп снизилась частота заболевания в год. До проведения профилактических курсов частота эпизодов респираторных инфекций за год в 1-ой группе составляла 6,6±0,1, во 2-ой группе — 6,5±0,2 средняя продолжительность респираторного заболевания -12,3±0,3 и 13,6±0,4 дней соответственно в 1-ой и 2-й группах.

После 1-ого года наблюдения у детей 1-ой группы частота заболеваний в год составляла 5,6±0,1, во 2-й группе — 4,5±0,9 (Р<0,01), средняя продолжительность респираторной инфекции в 1-ой группе — 10,0±0,2, во 2-ой группе — 8,0±0,2 дней (Р<0,001).

Показатели ИИ в 1-й группе составлял — 1,4±0,1, во 2-ой группе -1,1±0,07 (Р<0,05), показатель ИОЗ — 0,23±0,006 и 0,19±0,004 (Р<0,001) соответственно группам. Однако у детей 1-ой группы повторные респираторные заболевания наблюдались через 2–1,5 месяца после проведенного курса иммуномодулирующей терапии, что вызывало необходимость проведения повторных курсов реабилитационной терапии.

У детей 2-й группы рецидивы респираторных наблюдались через 3–2,5 месяца, что указывало на более быстрое повышение иммунных способностей организма, снижало необходимость проведения повторных курсов реабилитационной терапии.

В 1-ой группе 20 детям были проведены 3 курса иммунномодулирующей терапии, через каждые 2 месяца, а во 2-ой группе повторные курсы (3 курса) комплексной терапии (иммунномодуляторы и энерготропные препараты) проведены 10 детям, остальные дети получали 2 курса терапии (осень и весна).

Профилактические курсы терапии на 2-ом году наблюдения проводили, начиная с середины осени (октябрь-начало ноября) и обязательно весной соответственно детям 1-й и 2-й группам.

После проведения сезонных профилактических курсов лечения в течение второго года наблюдения частота респираторных инфекций в 1-ой группе снизилась до- 4,8±0,1, во 2-ой группе — 4,1±0,1 (Р<0,001), средняя продолжительность заболевания составляла в 1-ой группе — 7,4±0,3, во 2-ой группе -5,5±0,1 дней (Р<0,001). Показатели ИИ в 1-ой группе составляли — 1,23±0,08, во 2-ой группе — 1,06±0,007 (Р<0,05), ИОЗ — 0,21±0,005 и 0,17±0,005 (Р<0,001) соответственно группам.

Заключение. Проведенные исследования указывают на необходимость проведения иммунномодулирующей терапии у часто болеющих детей, что способствует снижению частоты рецидивов респираторных заболеваний. При совместном применении иммунномодулирующих препаратов и средств, способствующих нормализации клеточного энергообмена, повышаются адаптационно-приспособительные возможности детского организма.

Литература:

  1. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А., Камаев И. А., Огнева М. Л. Часто болеющие дети. — Н. Новгород: Изд-воНГМА, 2003. — 180 с.
  2. Афиногенова В. П., Лукачев И. В., Костинов М. П. Иммунотерапия: механизм действия и клиническое применение иммунокорригирующих препаратов // Лечащий врач. — 2010. — № 4. — С. 9–13.
  3. Коровина Н. А., Заплатников А. Л., Чебуркин А. В., Захарова И. Н. Часто и длительно болеющие дети; современные возможности иммунореабилитации: Рук-во для врачей. — М., 2001. — 250 с.
  4. Коровина Н. А., Заплатников А. Л. Острые респираторные инфекции у детей: современные возможности иммунопрофилактики и иммунотерапии // Вестник педиатрической фармакологии и нутрициологии. — 2007. — Т.4. — № 4, — С.4–9.
  5. Самсыгина Г. А., Коваль Г. С. Проблемы диагностики и лечения часто болеющих детей на современном этапе // Педиатрия. — М., 2010. — Т. 89. — № 2. — С. 137–145.
  6. Юшков В. В., Юшкова Т. А. Рациональное использование иммуномодуляторов у детей // Лечащий врач. — 2009. — Т.4. — С. 55–59.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, день, течение, заболевание, организм ребенка, профилактическая цель, сердечно-сосудистая система, число эпизодов ОРИ, энергодефицитный диатез.


Похожие статьи

Формирование стрессоустойчивости как залог психического и физического здоровья детей

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста

Формирование физиологических резервов и адаптационных способностей организма под влиянием дыхательных техник

Изменения психовегетативного состояния у лиц с хроническим бронхитом на фоне реабилитационных программ

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Частота и характер адаптационных реакций у больных с туберкулезом легких

Похожие статьи

Формирование стрессоустойчивости как залог психического и физического здоровья детей

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста

Формирование физиологических резервов и адаптационных способностей организма под влиянием дыхательных техник

Изменения психовегетативного состояния у лиц с хроническим бронхитом на фоне реабилитационных программ

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Частота и характер адаптационных реакций у больных с туберкулезом легких

Задать вопрос