Библиографическое описание:

Марченко М. Н., Лапченко А. К. Фирменный стиль как средство формирования имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1610-1612.



В данной статье рассмотрена роль фирменного стиля в формировании имиджа учебного заведения. Актуальность данной темы связана со слабой проработанностью вопросов создания фирменного стиля образовательных учреждений как в учебно-методической, так и в научно-популярной литературе. В то же время спрос на работу над имиджем и фирменным стилем растет в связи с высоким уровнем конкуренции как со стороны государственных, так и негосударственных образовательных учреждений.

Ключевые слова: фирменный стиль, корпоративный стиль, фирменный стиль как средство формирования имиджа, образовательное учреждение.

В образовательной сфере давно действуют законы рыночной экономики. Для учебных заведений всех типов и видов актуальны вопросы выживания в конкурентной среде и поддержания положительного имиджа. Более того, нынешние реалии требуют не разовых действий, а систематической работы по управлению репутацией образовательного учреждения.

Любое образовательное учреждение является открытой, взаимодействующей со множеством социальных институтов, социально-воспитательной системой, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, используя слова «конкурентоспособность», «рынок», «образовательные услуги» и др. Стабильный позитивный имидж образовательного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения.

Имидж представляет собой целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально — психологическое воздействие на кого-либо, с целью популяризации, рекламы, обретения устойчивого признания, авторитета. Как считают общепризнанные теоретики отечественной и зарубежной рекламы Ривс, Д. Огилви, О. Феофанов, «имидж является грамотно выдуманным и умело созданным образом услуги, который неотразимо влияет на ожидания и процесс принятия решения о покупке или предпочтении в процессе выбора услуги». Еще недавно сочетание слов «имидж школы» звучало, по меньшей мере, необычно. А сейчас все больше руководителей общеобразовательных учреждений задумываются над целенаправленной работой в этом направлении.

Формирование имиджа учебного заведения состоит в том, чтобы обеспечить согласование реальных достоинств образовательных услуг и привнесенных специалистами достоинств (таких как имидж учреждения), учитывая при этом критерии, нормы и предпочтения потребителей услуг, а также состояние других, аналогичных по масштабу и сфере деятельности организаций. Таким образом, образовательное учреждение должно стремиться к тому, чтобы его образ в сознании целевых аудиторий как можно больше соответствовал образу, сконструированному специалистами.

Формированию положительного имиджа учебного заведения способствует фирменный стиль. Фирменный стиль — это комплекс постоянных визуальных и текстовых элементов, идентифицирующий принадлежность к конкретному образовательному учреждению и отличающий образовательное учреждение от конкурентов, формирование уникального имиджа учреждения. В отношении термина «корпоративный стиль» можно сказать следующее — его определение практически совпадает с «фирменным стилем», нередко эти два термина даются в скобках: корпоративный (фирменный) стиль и наоборот фирменный (корпоративный). Возможно, лучше использовать термин «фирменный стиль» под описание стиля предприятия, занятого в сфере бизнеса и предоставлении услуг, но не связанного с образованием. Если рассмотреть эти два понятия стилистически, то в отношении образовательных организаций, больше подходит термин «корпоративный стиль». В научных работах и статьях, посвященных внутренней жизни учебного заведения, очень часто речь идет о: корпоративной культуре, корпоративной этике, корпоративных отношениях и т. д.

Главной задачей в работе над фирменным стилем образовательного учреждения является создание уместного, уникального, неповторимого, выразительного и запоминающегося образа, чтобы он точно соответствовал целевой аудитории клиента и был легко адаптируемым. Простота помогает людям запомнить дизайн фирменного стиля. А так же его легко выполнить, чтобы он продержался как можно дольше. Фирменный стиль должен способствовать идентификации образовательного учреждения, для этого используются специальные элементы и образы. Символы позволяют логотипу быть понятным для любой аудитории.

Работа над имиджем, фирменным стилем начинается с создания таких визуальных сообщений как товарный знак, логотип, фирменный блок, фирменный слоган, фирменная гамма цветов, фирменный набор шрифтов и прочие фирменные константы (эмблемы фирмы, схемы верстки, формат изданий, корпоративный герой, оригинальные сигнатуры и пиктограммы и др.).

В образовательных учреждениях фирменный стиль помогает учебному заведению лучше продвигать свои основные услуги — образовательные, поэтому является одним из основных средств борьбы за потребителя. Без выразительного образа вряд ли возможно отличаться от соседей — конкурентов, без этого многое будет обречено на незапоминаемость.

Первое, что может привлечь взгляд потребителя, оказавшегося в учебном заведении — это общий стиль оформления. Продуманность дизайна, стильно подобранная мебель, цветовая гамма и т. д., т. е. в первую очередь происходит зрительное восприятие. Если, на этом этапе знакомства с учебным заведением получена позитивная информация, то появляется возможность донести до потребителя больше информации. В образовательных учреждениях часто проводятся различного рода мероприятия, которые должны сопровождаться различного рода инструментарием, благодаря которым они могут позиционировать себя: визитками, буклетами, ручками, блокнотами, брелоками, папками и т. д., обязательно с фирменными логотипами. Это одна из возможностей, благодаря которой учебному заведению не придется лишний раз переплачивать за рекламу. Все элементы — предметы фирменного стиля могут неоднократно использоваться и напоминать хозяевам этих вещей о самом образовательном учреждении — на это они рассчитаны. Все изделия должны быть сделаны качественно — ручки должны писать, блокноты должны быть удобными для записи, кепки должны быть прочными, иначе экономия создаст дополнительные трудности (некачественные вещи потребители свяжут с именем учебного заведения). Сами элементы, которые составляют фирменный стиль, должны вызывать положительные эмоции у клиентов. Если фирменный стиль разработан по всем правилам качественного представления — это скажется на количестве клиентов, которые придут в учебное заведение за образовательными услугами. На сегодняшний день, когда конкурентная ситуация заставляет включаться в борьбу за каждого потребителя, не думать о создании позитивного образа — это значит проигрывать конкурентам [1].

Важно отметить, что в сфере образовательных услуг сильное влияние госсектора, а значит, и эту особенность необходимо учитывать в процессе создания бренда. Любое учебное заведение должно ориентироваться не только на свою основную аудиторию (первая группа: дети и их родители, обучающиеся, студенты; вторая группа: партнеры, спонсоры), но и заботиться о положительном имидже в глазах третьей группы — органов госрегулирования. Другими словами, элементы фирменного стиля должны быть одинаково понятными и узнаваемыми для разных сегментов аудитории.

Фирменный стиль образовательного учреждения воздействует на потребителя с разных сторон:

 с функциональной: фирменный стиль сообщает максимум полезной информации и гарантирует стабильность потребительских свойств образовательных услуг;

 с психологической: создаются устойчивые, долгосрочные положительные отношения с потребителем (лояльность);

 с культурной стороны, являющейся базой, основой фирменного стиля: отражает систему ценностей, традиций и норм, которые разделяют целевая группа потребителей и образовательное учреждение.

Таким образом, фирменный стиль — это некое впечатление об образовательном учреждении и его услугах. Любое образовательное учреждение при появлении на рынке создает о себе положительное или отрицательное впечатление, которое неизбежно появляется, как только потребитель узнает о новом вузе. Стихийное формирование потребительского впечатления может оказаться не в пользу образовательного учреждения (потребители могут не разобраться в достоинствах его образовательных услуг, не оценить преимуществ, преувеличить имеющиеся недостатки и даже придумать новые). Управление фирменным стилем, напротив, выявляет все достоинства образовательного учреждения и его услуг, выделяет в выгодном свете его из общей массы похожих образовательных учреждений.

Профессиональное создание и управление фирменным стилем дает следующие результаты:

 более высокие объемы продаж и цен;

 четкая сегментация рынка;

 создание барьеров для входа на рынок образования;

 возможность с низкими затратами входить на новые рынки;

 снижение затрат на продвижение;

 относительная защита от маркетинговых действий конкурентов, кризисов;

 лучшая реакция посредников на известные образовательные учреждения и их услуги, чем на неизвестные;

 лояльность потребителей;

 юридическая защита уникальных свойств образовательных услуг;

 укрепление организационной культуры образовательного учреждения.

Таким образом, фирменный стиль в жизни учебного заведения выполняет следующие важные функции:

 имиджевая функция. Формирование и поддержка быстро узнаваемого, оригинального и привлекательного образа компании, что способствует повышению ее престижа и репутации. Положительное восприятие фирмы целевой аудиторией переносится и на ее продукцию. Многие люди считают качество товаров с известным товарным знаком, намного превосходящим качество анонимных изделий и готовы заплатить за них больше.

 идентифицирующая функция. Фирменный стиль способствует идентификации товаров и рекламы, указывает на их связь с фирмой и их общее происхождение.

 дифференцирующая функция. Выделение товаров и рекламы фирмы из общей массы аналогичных. Он является определенным «информационным носителем» и помогает потребителю ориентироваться в потоке товаров и рекламы, облегчает процесс выбора.

Подводя итог, необходимо сказать, что фирменный стиль является наиболее очевидной, формализованной частью культуры образовательного учреждения. Он непосредственно связан с образом (имиджем) образовательного учреждения, который обращен и адресуется в две стороны: к внутренней жизни учебного заведения и внешней. Фирменный стиль — это основное средство формирования имиджа учебного заведения, в котором участвуют все виды рекламы и PR и который улучшает отношение потребителя к фирме, воспринимается как своего рода гарантия качества услуг, помогает закреплять желательные для образовательного учреждения потребительские предпочтения, резко повышает эффективность рекламы, позволяет экономить средства.

Таким образом, были сделаны выводы о роли фирменного стиля в формировании имиджа образовательного учреждения, которые целесообразно использовать в образовательном процессе высших учебных заведений [2; 3].

Литература:

  1. Федько Н. Г., Федько В. П. Маркетинговые коммуникации,- Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2002 г. 380 с.
  2. Ажгихин С. Г., Марченко М. Н. Типы принятия решений в процессе проектной деятельности//21 century: fundamentalscienceandtechnology. Vol.2. NorthCharleston, 2014. C. 86–89.
  3. Марченко М. Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству// Международный журнал экспериментального образования // 2013. № 11–13. С. 201–203.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного учреждения, фирменный стиль, фирменного стиля, учебного заведения, Фирменный стиль, образовательное учреждение, имиджа учебного заведения, имиджа образовательного учреждения, фирменным стилем, средство формирования имиджа, образовательных услуг, стиль образовательного учреждения, формирования имиджа образовательного, жизни учебного заведения, стилем образовательного учреждения, имидж образовательного учреждения, образовательных учреждений, репутацией образовательного учреждения, ресурс образовательного учреждения, идентификации образовательного учреждения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос