Эффективность деятельности каждой компании обусловливается следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. В то же время в коллективе любой компании имеется такая сфера, которая не поддается формальной регламентации, поэтому очень важно уделять внимания такому аспекту организационной культуры как ценностно-нормативная структура. Используя современные методики управления, можно с легкостью добиться успеха в развитии ценностно-нормативной структуры.
Ключевые слова: ценностно-нормативная структура, организационная культура, стиль руководства
Управление современной организацией невозможно эффективно осуществлять без учета особенностей ее организационной культуры. Несмотря на то, что за рубежом данное направление стало актуально еще в начале 1980-х годов, в России, как показывает изучение публикации Мешкова А. Ю., пик интереса к данной проблематике наблюдается в настоящее время. Большинство успешных организаций страны активно внедряют в систему менеджмента корпоративные правила и стандарты поведения, разрабатывают кодексы этики членов компаний, особое внимание уделяют внутриорганизационным ритуалам и мифам и др. В соответствии с этим изменились и требования, предъявляемые к менеджерам по персоналу, которые должны обладать необходимыми знаниями по управлению и развитию ценностно-нормативной структуры организации.
Изучение теоретических источников по данной проблеме (Шеин Э., Мешков А. Ю.) раскрывает понятия «организационная культура» и «ценностно-нормативная структура».
Организационная культура — это совокупность основных убеждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой, по мере того как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться всем членам в качестве правового образа восприятия, мышления и отношения людей к конкретным проблемам [1].
Ценностно- нормативная структура — это ядро организационной культуры, которое включает в себя ценности организации в большей или меньшей степени, разделяемые всеми членами организации. Эти ценности, как правило, не осознаются, но именно они являются стержнем человеческой составляющей любой организации. Ценности не только могут выражаться в поведении и языке, они обусловливают выбор, который делает организация, решения, которые принимаются [2].
Что касается, специфики ценностно-нормативной структуры, здесь она напрямую зависит от ряда факторов, таких как:
– отраслевая принадлежность,
– форма собственности,
– особенности профессиональной деятельности [3].
Нами проводилось исследование ценностно-нормативной структуры на базе компании ООО УК «Империя мебели» и ИП Ким С. В. «Штыковские пруды».
Обе организации являются коммерческими и представляют следующие отрасли: компании ООО УК «Империя мебели» — торговая отрасль, ИП Ким С. В. «Штыковские пруды» — сфера обслуживания.
Исследование ценностно-нормативной структуры проводилось методом интервьюирования и анкетирования руководителей подразделении, для рядовых сотрудников было проведено только анкетирование.
На первом этапе диагностики нами было проведено интервью с руководителями подразделении. Из беседы выяснилось, что обе компании нацелены на максимизацию прибыли, однако попытки достижения данной цели с помощью изменения ассортимента, предложения новых услуг и т. д. не дали полного результата.
В данном случае руководители компаний не приняли во внимания эффект непосредственной связи между качеством внутрифирменных процессов, качеством внешнего сервиса (удовлетворенность потребностей клиентов) и прибылью компании. Для успешной деятельности организации важно, чтобы их сотрудник имел правильные ценностные ориентации, а соответственно был лоялен, и имел приверженность к своей компании [4].
Итак, на первом этапе диагностики, нами было принято решения выявить тип организационной культуры компаний ИП Ким С. В. «Штыковские пруды» и ООО УК «Империя мебели», для того, чтобы выявить, нет ли противоречии между типом организационной культуры и ее ценностно- нормативной структурой. Анкетирования проводилось с помощью методики «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей» К. Камерона и Р. Куинна. Ее авторы анализируют модель как вспомогательное средство для упорядочения и толкования широкого многообразия организационных явлений.
Методика позволяет построить профиль организационной культуры в координатах конкурирующих ценностей: гибкость и дискретность — стабильность и контроль, внешний фокус и дифференциация — внутренний фокус и интеграции, а также позволяет определить доминирующий тип культуры в организации и степень принятия этой культуры сотрудниками и тем самым определить направления развития и изменений в организации [5].
В выборку для проведения данного исследования входили: ключевые сотрудники ООО УК «Империя мебели и ИП Ким С. В. «Штыковские пруды»: работники управляющей компании (офиса), работники розничной сети «Империя мебели», и работники сферы обслуживания в «Штыковских прудах».
По итогам анкетирования удалось выявить:
- Компания «Империя мебели» относится к адхократическому типу организационной культуры;
- В организации «Штыковские пруды» преобладает организационная культура клана и иерархии.
Анкетирование для выявления основных ценностей компании было принято решение провести с помощью «Методики анализа степени разделяемости ценностей организации» В. Козлова (адаптация З. В. Якимовой). Анкета состоит из перечня высказываний. Высказывания в свою очередь отражают ту или иную организационную ценность. Методика позволяет проводить количественный и качественный анализ степени разделяемости ценностей организационной культуры компании.
В своей методике В. Козлов выделяет два фактора от которых зависит степень разделяемости ценностей в организации:
- Информирование сотрудников о ценностях, а также умение сотрудников в них ориентироваться;
- Система поощрения.
Для участников анкетирования лист опросника предоставляется без колонки «Ценность» — данная колонка необходима при обработке результатов.
Анализ опросных бланков проходит следующим образом:
- Данные, полученные в результате опроса работников фирмы переносятся в таблицу и ранжируются по степени значимости для опрашиваемых. На первом месте должно оказаться высказывание, отмеченное наибольшим числом респондентов.
- Ценности, которые занимают первые пять мест, считаются наиболее значимыми. Коэффициент совпадений ценностей для каждого из высказываний (Ксцi) можно посчитать по формуле
(1)
где Ксцi — коэффициент совпадений ценностей для каждого из высказываний [6].
Поскольку, содержание методики частично отвечала задачам исследования, то по результатам интервьюирования с руководящим составом организаций, методика была модифицирована под индивидуальные запросы каждой из компании.
В инструкцию анкеты было добавлено обращения, цели анкетирования, краткое описания техники прохождения анкеты.
Также в анкету были добавлены поля для заполнения: выбор должности респондента («руководитель» или «специалист» в анкете для офисных работников, для сотрудников розничной сети и сферы обслуживания графа, где можно вписать свою должность), графа «пол», графа возраст (20–30, 30–45, 45–55, 55–61, 61 и старше), графа «сколько лет в компании» (до 1г., 1–5 л., 6–10 лет, 11–15 лет, 16–20 лет).
В анкету для «Империи мебели», была добавлена такая ценность как «клиентоорированность» для нее были подобраны высказывания:
- Клиент — основа нашей работы;
- Счастливый клиент — лучший стимул к работе;
- Клиент не может быть просто удовлетворен. Клиент должен быть доволен;
- Лучший маркетинг — внимание к своим клиентам.
Также из обеих анкет исключены высказывания:
- Жизни ради работы;
- Успех фирмы — мой успех.
Важно отметить, что данное анкетирование было проведено как с рядовыми сотрудниками, так и с руководителями, для того, чтобы рассмотреть, передаются ли ценности, разделяемые руководством, нижним звеньям управления.
Итак, по результатам анкетирования руководителей в обеих организациях можно сделать вывод, что организационные культуры организации являются сформировавшимися и непротиворечивыми. Ценностно-нормативные структуры соответствуют типам организационной культуры.
Сравнение результатов анкетирования руководящего состава и рядового персонала обеих компаний показало, что в их ценностно-нормативных структурах некоторые различия.
В ООО УК «Империя мебели» и ИП Ким С. В. «Штыковские пруды» в структуру взаимоисключающих ценностей рядовых сотрудников входит «информация», когда у руководящего состава данная ценность является доминирующей. Поэтому, можно сделать вывод о том, что в компаниях существует проблема недостатка информированности рядовых сотрудников: страдает качество коммуникации (потеря и преобразование информации).
Внутренняя информационная политика является важнейшим инструментом влияния на поведение персонала. Если сотрудники в организации плохо информированы по вопросам, которые стоят у них на первом месте, то у них может значительно снизиться эмоциональный настрой на работу, и они не смогут работать с полной отдачей.
Потребность в том, чтобы быть информированным, избавиться от состояния неопределенности, неизвестности в отношении очень важных для себя вопросов, является одной из базовых потребностей человека.
Информация относится к категории ценностей — средств, поэтому принятие и непринятие их членами организации может существенным образом влиять на достижение целей организации.
Для развития ценностно-нормативной структуры организационной культуры и решения данной проблемы предлагаем внедрить следующие организационные мероприятия:
- Регулярные планерки для рядового персонала;
- Инструктажи сотрудников, обратная связь, проводимая руководителями;
- Система поддержания инициатив сотрудников.
Также важно обратить внимание на двустороннюю связь. Не только руководство должно информировать сотрудников, но и сотрудники должны информировать руководство. Руководству компании следует получать от сотрудников следующую информацию:
- о текущем состоянии дел (способствует эффективному контролю руководителя над сотрудниками);
- мнения по изменению установленного порядка деятельности (усиливает вовлеченность сотрудников и создает чувство причастности и лояльности к организации);
- отношение к нововведениям (уменьшает неизбежное сопротивление со стороны персонала);
- экспертное мнение по разным вопросам (помогает привлечь работников организации и облегчает принятие решения руководителю).
Не менее важное значение в эффективном информировании сотрудников играет система внутренней рекламы в организации, которая делится на четыре группы:
- Информационные (корпоративные СМИ, интернет сайт компании, стенды, листовки, сообщения);
- Аналитические (мониторинг персонала, анкетирование);
- Коммуникативные (корпоративные праздники, обучение персонала, адаптационные тренинги, профессиональные соревнования и т. д.)
- Организационные (планерки, собрания, выступление руководства, совещания, разработка и внедрение корпоративных стандартов и т. п.).
Итак, грамотная организация внутренних информационных потоков — это усовершенствование и расширение ценностно-нормативной структуры организационной культуры. Потому, как ценностно- нормативная структура является ядром организационной культуры, данные мероприятия по ее улучшению, помогут не только улучшить внутриорганизационные процессы, но и удовлетворить основную цель любой коммерческой организации, а именно: максимизировать прибыль.
Литература:
- Шеин Э. Г. Организационная культура и лидерство / Э. Г. Шеин.- 4-е изд. — М.: Питер, 2012.- 352 с
- Мешков А. Ю. Структура корпоративной культуры/ А. Ю. Мешков// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки.- 2012. — № 10. — С. 148- 150.
- Масилова М. Г. Организационная культура вуза: нетрадиционные подходы к восприятию и изучению/ М. Г. Масилова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2015. — № 1. — С. 52–57.
- Лучков В. Что такое клиентоориентированность / В. Лучков // Бизнес-журнал. — 2010. — № 5. — С. 56–57.
- Ерестова А. В. Методы диагностики организационной культуры / А. В. Ерестова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013.- № 11–1. — С. 15- 18.
- Якимова З. В. Корпоративная культура: как инструмент привлечения и удержания персонала /З. В. Якимова, И. А. Супцарел//Тезисы докладов второй региональной научно-практической конференции «Управление персоналом: как привлечь, удержать и мотивировать ценных сотрудников -2011». 27 октября 2011 г. — Великий Новгород.: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. С. 46–50.