Библиографическое описание:

Охлопкова Е. А. Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского в оценке И. В. Кудряшова и Ю. А. Курдина // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 58-60.



Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского — выдающегося писателя-реалиста второй половины 19 века — и сегодня привлекают к себе внимание читателей, прежде всего, точным знанием системы ценностей народа, отражённой в быте и фольклоре, горячей любовью ко всему исконно русскому. Действительно, писатель воплотил в своих литературных трудах общественно-исторические события поистине тяжелого времени, а также, описав духовные традиции и обычаи народа, сумел раскрыть истоки национальной аксиологии [3, С. 69–74].

П. И. Мельников-Печерский был высоко оценен современниками: Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым др. В советское время о нем не раз говорили, как об одном из крупнейших знатоков русского языка и обычаев старины, однако полностью отрицая мысль о собирательской деятельности и личных фольклорных записях писателя [10, С. 213–217]. Все были убеждены, что в результате книжного фольклоризма был создан превосходный роман-дилогия «В лесах» и «На горах».

В современном литературоведении вокруг художественного наследия писателя не утихают споры, среди которых вопросы об особенностях жанра, композиции, стиля дилогии «В лесах» и «На горах», мастерстве использования художественных средств [9, С. 411–415]. Решение этих ключевых проблем в контексте фольклоризма П. И. Мельникова вне сомнений поможет уяснить современному читателю формирование основ художественного сознания писателя и по достоинству оценить вклад Мельникова в историю русской литературы и фольклористики.

Для освещения значимых и спорных вопросов личности и творческого наследия П. И. Мельникова-Печерского преподавателями Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского Кудряшовым И. В. (кандидат филологических наук, доцент) и Курдиным Ю. А. (кандидат филологических наук, доцент) была издана монография «Дилогия «В лесах» и «На горах» в контексте творчества П. И. Мельникова-Печерского».

В монографии рассматриваются значимые вопросы личности и творчества П. И. Мельникова-Печерского как раннего, так и позднего периода. Особое внимание в книге уделено становлению П. И. Мельникова как писателя-реалиста и видного фольклориста второй половины 19 века [1, С. 5–10]. Обращение к поэтике дилогии «В лесах» и «На горах» -вершине творчества писателя-позволяет проследить эволюцию художественного мастерства Мельникова и открыть читателю новые грани таланта писателя.

Научный труд Кудряшова И. В. и Курдина Ю. А «Диалогия «В лесах» и «На горах» в контексте творчества П. И. Мельникова-Печерского» состоит из 5 глав, содержит приложение — две автобиографии П. И. Мельникова, а также библиографический список основной литературы по творчеству писателя, который дает возможность читателю глубже окунуться в актуальные проблемы современного мельникововедения.

В первой главе «Художественное наследие П. И. Мельникова» авторами была тщательно изучена критика различных литературоведов относительно трудов П. И. Мельникова. Были проанализированы статьи М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Пыпина, С. Венгерова, А. И. Богдановича, Н. А. Янчука, А. А. Измайлова, А. В. Маркова и др., отражающие их отношение к творческому наследию Мельникова. Все это помогло авторам монографии прийти к выводам о том, что проблема литературно-фольклорных связей в творчестве писателя, прежде всего в дилогии «В лесах» и «На горах», изучена недостаточно глубоко и полно, но имеет принципиальное значение для оценки Мельникова в контексте истории русской литературы второй половины 19 века. В исследованиях, посвященных творчеству Мельникова-Печерского, по мнению Курдина Ю. С. и Кудряшова И. В., мало внимания уделено идейно-эстетическим функциям фольклорных элементов [8, С. 125–128].

Авторы монографии говорят о том, что русские фольклорные прецедентные тексты, широко используемые в дилогии П. И. Мельникова-Печерского, непосредственно формируют представление о двоеверии, то есть совмещении в мировосприятии языческих и христианских представлений. Русские духовные стихи, занимающие основное место во 2-й части дилогии, выполняют разнообразные художественные функции: характеризуют образы, подчеркивают душевное состояние героев, а также выражают авторское художественное сознание [4, С. 122–124].

Во второй главе «От «Красильниковых» к дилогии «В лесах» и «На горах» авторы описывают периоды творчества П. И. Мельникова и дают оценку основным его произведениям. Также представлена подробная характеристика героев литературных трудов Мельникова, приведены цитаты, отражающие основные идеи произведений. Не остаются без внимания и изобразительно-выразительные средства и приемы, используемые П. И. Мельниковым, анализируются их функции и свойства.

«Если в начале 40-х годов,- рассуждает Ю. А. Курдин, – начинающий литератор вводил народнопоэтические элементы в словесную ткать беллетристических произведений внешне механически, упрощенно, то в произведениях 50-х годов, а затем в дилогии, народная поэзия оказывается органически сплавленной с содержанием и стилем произведений, становясь полноправным компонентом поэтики» [2, С. 138–139].

«Писатель обогатил сказ, создал целую систему неповторимых эпитетов и метафор, выявил эстетическую ценность русского фольклора, описывая народным языком обрядовую поэзию, установил точность исторических языковых описаний в портретах персонажей, дал великолепные образцы устной народной речи», – пишут Ю. А. Курдин и И. В. Кудряшов в созданной монографии [6, С. 132].

Анализ показал, что портрет, являясь неотъемлемой частью единой художественной системы произведения и одним из средств характеристики литературного персонажа, активно участвует в создании целостных образов на страницах дилогии П. И. Мельникова-Печерского.

Составители монографии выявили то, что в создании целостного образа героя романистом используются разные типы портретных описаний, образующих собственную систему, все части которой находятся в определенных отношениях между собой [5, С. 118–120]. Характер связей элементов этой системы носит самый разнообразный характер: взаимодополнения и взаимоисключения, соответствия и контраст и т. д.

В третьей главе «Ученый и художник» автор приходит к выводам о том, что процесс формирования эстетических взглядов Мельникова неотделим от общественного движения и литературно-художественной практики его времени, поэтому и предпосылки становления фольклоризма писателя нужно усматривать, прежде всего, в идейных исканиях 30–40-х годов 19 века.

Также Ю. А. Курдин и И. В. Кудряшов считают, что «избрав основным местом действия дилогии Нижегородский край, в силу исторически сложившихся причин ставший к середине 19века крупнейшим культурным и торгово-промышленным центром, Мельников стремился отразить в произведении судьбу всей страны в сложный, переломный этап ее развития» [11, С. 110–112]. Именно с этой целью, по мнению Ю. А. Курдина, автор «вплетает» повествование о быте нижегородцев в рамки общерусской жизни, используя фольклорно-этнографический материал, почерпнутый из уст народа, сборников и трудов современных ему фольклористов и этнографов. Авторы монографии уверены, что столкновение двух миров в переломные для русского общества 50-е годы определило организацию композиции дилогии на философском уровне: национальная жизнь в прошлом – «В лесах» и национальная жизнь в настоящем и в будущем- «На горах», — и предопределило судьбы героев произведения.

В четвертой («Вершина мастерства») и пятой (Народнопоэтическая основа «В лесах» и «На горах») главах говорится о том, что обильный фольклорно-этнографический и лексический материал, находясь в полном соответствии с многообразием выражений народной жизни, показанной в произведении, не носит иллюстративный характер, как в обычном «этнографическом» сочинении. Фольклор является, с одной стороны, нераздельной частью того жизненного материала, который составляет основу книги, а с другой- важным художественным средством [7, С. 250–252].

Ю. А. Курдин утверждает, что именно проблематика народной жизни, многостороннее исследование коренных основ русской действительности помогли писателю обрести свой путь в литературе и выйти из мировоззренческого тупика начала 60-х годов и затем, от псевдонаучной» книжки «О русской правде и польской кривде», шагнуть к большому реалистическому полотну, отразившему российскую действительность.

Исследование дилогии «В лесах» и «На горах» в контексте творчества писателя позволило авторам монографии вскрыть не только особенности мастерства П. И. Мельникова-Печерского, но и проследить сложный процесс становления его художественного сознания.

Таким образом составители монографии совершили колоссальную работу, исследовав с разных сторон жизнь и художественное наследие П. И. Мельникова-Печерского. Их труд вне сомнений поможет уяснить современному читателю формирование основ художественного сознания писателя и по достоинству оценить вклад Мельникова в историю русской литературы и фольклористики.

Литература:

  1. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Дилогия «В лесах» и «На горах» в контексте творчества П. И. Мельникова-Печерского: Монография. — Арзамас: АГПИ, 2002. – 302 с.
  2. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Проблемы изучения творческого наследия П. И. Мельникова-Печерского // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. К 100-летию со дня рождения писателя» г. Арзамас, 21–23 октября 2004 г. — Арзамас: АГПИ, 2004. — С. 138–154.
  3. Кудряшов И. В. К вопросу о философской проблематике романа-дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» / И. В. Кудряшов. // Православие и русская литература: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Православие и русская литература. Вузовский и школьный аспект изучения» г. Арзамас, 22–24 мая 2003 г. — Арзамас: АГПИ, 2004. — С. 69–74.
  4. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Старообрядческое Заволжье в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». // Старообрядчество: история, культура, современность: тезисы научной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» г. Москва, 24–25 апреля 1996 г. Вып. 6. — М., 1996. — С. 122–126.
  5. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Путь от гордыни к смирению (философия и поэтика образов дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах») // Художественный мир русского романа. Новые аспекты изучения в вузе и школе. Вып. 1: сб. науч. тр. — Арзамас: АГПИ, 1997. — С. 118–128.
  6. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Эстетика и поэтика народной поэзии в портретных описаниях персонажей дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: сб. науч. тр. — Арзамас: АГПИ, 2001. — С. 130–140.
  7. Кудряшов, И. В. Гармония «ума» и «сердца» в философии дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» / И. В. Кудряшов. // Соотношение рационального и эмоционального в литературе и фольклоре: материалы Международной научной конференции г. Волгоград, 21–24 октября 2003 г.: В 2 ч. — Часть I. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 250–254.
  8. Курдин Ю. А. Традиционная культура Арзамасского края в её историческом становлении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 11–1 (41). — С. 125–128.
  9. Курдин Ю. А. Фольклорная сокровищница России // Личность. Культура. Общество. 2007 № 2. — С. 411–415.
  10. Курдин Ю. А. Подвижники народоведения//Мир науки, культуры, образования. № 7–1 / 2009, С. 213–217.
  11. Курдин Ю. А., Пряников А. В., А. С. Гациский и П. И. Мельников о проблемах демографии Нижегородской губернии в 60-е годы XIX века. Сборник статей по материалам V Международной научной конференции, 2015, С. 110–115.
Основные термины (генерируются автоматически): «В лесах», «На горах», Курдин Ю, дилогии П, дилогии «В лесах», Мельникова-Печерского «В лесах», творчества П, контексте творчества П, творческого наследия П, творчество П, вклад Мельникова, наследие П, Курдина Ю, художественного сознания писателя, русской литературы, контексте фольклоризма П, страницах дилогии П, основ художественного сознания, художественного мастерства Мельникова, периоды творчества П.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос