В исторической судьбе России насчитывается множество завоеваний, осад и оборон городов, походов. Одним из таких является Казанский поход 1552 года, сыгравший важную роль в истории России, поскольку он ознаменовал полный разгром воинства хана Едигера и сменил расстановку сил на огромной территории бывшей империи Чингисхана [1, С.73]. При размышлении о данном событии возникают соответствующие вопросы. Каковы были причины столь решительного и поворотного поступка первого русского царя Ивана IV? Что поспособствовало победе над Казанью, ведь совершались походы на нее и в предшествующие годы? Они также венчались успехом, но ни одному русскому государю не удавалось долго удержать город под своим контролем. И каковы же были последствия взятия Казани?
Данные вопросы отразились во многих работах по истории и литературе. Книжники, описывавшие те времена, по-разному относились к личности самого царя, Ивана Грозного, однако все без исключения придавали Казанскому походу огромное значение, давшему поворотный толчок для Руси.
Что же побудило царя пойти на Казань? Думаю, на это не так сложно ответить. Еще в середине XV века из остатков распадавшейся Золотой Орды сформировалось Казанское ханство. Оно быстро приобрело военную мощь и стало опасным соседом для граничащих с ним государств. Основой его политики были нападения, разграбление жителей и захват пленных для продажи на восточных рынках. Неудивительно, что оно представляло угрозу и для русского населения. Казанские феодалы неоднократно пытались захватить Москву. А к середине XVI века опасность со стороны татар усилилась в связи с ростом могущества Турции. Через посредничество Крымского ханства Казань вошла в соглашение по борьбе с Русью с Турцией [4].
Русское государство начало вести борьбу с Казанью еще со времен правления Василия Темного, позже ее с успехом продолжил его сын Иван III. Затем с переменным успехом Василий III [4]. И вот, наконец, покорение последней угрозы со стороны татар на Востоке стало важнейшей задачей молодого Ивана Грозного.
Таковы были причины походов на Казань с политической и военной точки зрения. Однако у нас есть и другая немаловажная сторона. Рассмотрим покорение ханства с духовного аспекта. Здесь особую роль сыграл псковский старец Филофей. Его мессианские идеи повлияли как на самого царя, так и на его окружение. Величественная концепция данных идей заключалась в следующем «Москва — III Рим», а впоследствии «Новый Иерусалим» — главный «идеал-образ» идеи богоизбранности. Это значило, что Москва — истинный центр христианства в его православной форме, а народ — ее представители, которые должны продвигать верную, спасительную силу всему белу свету, сокрушая супостатов, в особенности мусульман [1, С. 81]. Однако эта идея имела западные корни и влияла в значительной силе практически только в северо-западных русских землях. Отсюда следовало, что идея «Нового Иерусалима» имела более обширный и общий характер, была явная связь Московской Руси с наследием Православного Востока [1, С. 87]. Следует сказать, что впервые начали уподоблять Москву с «Новым Иерусалимом» еще в конце XV века. Это видно из «Изложений пасхалий» митрополита Зосимы, где «Новому Иерусалиму» уподобляется Константинополь, а Москва — это «Новый град Константина». Откуда следует, что и Москва опосредованно уподобляется «Новому Иерусалиму». Однако, после гибели Константинополя в 1453 году, Москва берет на себя его роль, становясь главным городом истинного христианства. Ее основная задача — распространение православия и борьба с «басурманами» [1, С. 87]. Теперь становится очевидным, что Казанское ханство — есть центр схизматиков, то есть людей, внесших раскол в истинную христианскую веру, принесших ей вред, и есть явная угроза, которую необходимо ликвидировать.
В XVI веке появляются некие символы превращения Русского государства в Святую Русь. И одним из значительных стала икона «Благословенно воинство Небесного Царя», известная также под названием «Церковь воинствующая». Она была создана в середине века, во время борьбы с Казанью, и находилась в Успенском соборе близ Царского места [1, С. 87–88].
Эта икона представляет собой весь религиозно-мистический и всемирно-исторический смысл бытия России на земле. Она показывает панораму всемирной истории — от битвы византийского императора Константина со своим врагом Максенцием до взятия Казани. Следовательно, покорение Казани приравнивается к великим битвам христиан во имя Христово, во имя защиты святой веры. А сам Иван IV уподобляется императору Константину, почитающемуся как равноапостольный святой, поскольку первый признал христианство за государственную религию в 304 году [1, С. 88].
На иконе православное воинство идет от горящей крепости, возможно покоренной Казани в 1552 году, к Небесному Иерусалиму. Данное содержание значило, что Русь, наконец, поняла духовный смысл своего существования на земле и осознала цель своего исторического развития. Это не что иное, как стремление в Царствие Небесное, спасение и вечная жизнь в Небесном Иерусалиме. Именно поэтому Русь стала ассоциироваться не столько с «Третьим Римом», сколько с «Новым Иерусалимом» [1, С. 88].
Вот в чем видится значение, духовный смысл Казанского похода. Всем известно, что Иван Грозный венчался на царство, пройдя обряд миропомазания. И был первым царем на Руси, ибо ни один из московских великих князей до него этого не делали. Что же это значило? А то, что Иван IV принял на себя задачу осуществления мессианских идей. И главная его задача состояла в том, чтобы нанести удар по наиболее близкому, опасному центру другого мира — мира ислама. Отсюда и Казанские походы.
Первые 1548 и 1550 годов не привели к падению враждебного государства. И только осенний поход 1552 года принес свои победные плоды. Еще при втором походе царскому войску удалось совершить закладку крепости Свияжска в 25 км от Казани. Он стал опорной базой в победном походе [5].
Его подготовка началась весной 1552 года. По Оке и Волге была отправлена «судовая рать» с запасом продовольствия и артиллерией для войска. Переправы через Волгу между Васильсурском и устьем Камы были заняты сильными отрядами, а в Свияжске уже находились три полка. В Муроме, Кашире и Коломне также располагалась часть войск, которая должна была отразить крымских татар, если бы те пришли на помощь Казани. Численность русского воинства насчитывала примерно 90 тысяч человек, 30 тысяч из которых — конница. У царя было 150 осадных орудий и немало легких пушек [5].
16 июня 1552 года главное войско во главе с царем выступили из Москвы. По дороге великий князь отправил полки на помощь Туле, которую крымские татары попытались штурмовать. Однако это закончилось тяжелым поражением для них, ибо русские полки настигли татар на реке Шиворонь. Здесь была совершена ошибка крымского хана, поскольку он не дождался, пока Иван IV удалился с армией так далеко, что не успел бы отразить угрозу Туле [5].
1 июля, собравшись в Коломне, было принято решение двигаться двумя колоннами: правая должна идти через Рязань и Мещеру, левая, где находился царский полк, — через Владимир и Муром. Соединившись у Борончеева городища на реке Суре, московская рать прибыла в Свияжск. Оттуда началась переправа через Волгу, продолжавшаяся три дня [5].
19 августа началась осада Казани. Татарский хан Едигер отказался сдаваться. Гарнизон Казани насчитывал около 30 тысяч человек. Кроме того, близ Казани в Арском лесу, татары построили укрепление, где находился отряд князя Епанчи в несколько тысяч всадников, угрожавший московской рати с тыла [5].
Иван Грозный был непреклонен в стремлении взять Казань любой ценой. Его даже не смутила неожиданная буря, уничтожившая часть судов с запасами и осложнившая их положение. 30 августа половина русского войска двинулась против отряда Епанчи. Битва в Арском лесу принесла большие потери татарам. Они отступили в свое укрепление. Однако московские воеводы штурмовали Арскую крепость, и Епанча с остатком своего войска бежал, не представляя больше какой-либо угрозы своими набегами [5].
В то время, когда русская рать двинулась на штурм Казани, Иван IV предложил татарам капитулировать, на что снова получил отказ. Тогда армия не стала медлить и пошла на приступ. Ратникам удалось ворваться в город, завязался рукопашный бой. Татары отчаянно защищали его, они смогли оттеснить противника обратно к стенам. Но Иван ввел в бой половину царского полка, отбросившего татар к ханскому дворцу. Практически все осажденные были перебиты или пленены. И только отряду, буквально в 6 тысяч человек, удалось уйти в лес через реку Казанку [5].
Надо сказать, что стратегический план Ивана Грозного, а именно провести войско на подступ к Казани практически без потерь, был выполнен. Кроме того, ему удалось это сделать в кратчайшие сроки, если сравнить скорость передвижения его армии с нормами, принятыми уже в более современной России. Его сухопутная рать проходила в день примерно до 30 км.
Таким образом, благодаря походу было нанесено поражение центру мусульманства и приобретена новая территория. Однако Иван Грозный не ограничился только захватом Казани. Русские казаки сумели освоить несколько миллионов квадратных верст территории по Волге, Яику (Уралу), Тереку [1, c.81]. А вскоре, в 1556 году печальный пример Казани побудил сдаться без боя на милость царя Астраханское ханство. Позднее было осуществлено победоносное завоевание Сибири.
В результате начались миграционные движения населения. Следует заметить, что миграция людей происходила еще в XV-XVI вв., но имело в основном северный вектор и северо-восточный. Рассматривая эти земли с экономической стороны, можно смело заявлять, что они малоперспективны. Даже, несмотря на трудолюбие и неприхотливость русских поселенцев, эта местность не могла сполна удовлетворить их потребности. На севере Восточноевропейской равнины не было возможности вырастить достаточное количество хлебных злаков, даже таких, как ячмень и рожь. На этой местности могли жить в лучшем случае сотни тысяч людей, не более [1, С. 81].
Но в корне меняется дело после взятия Казани, после ликвидации ее политической мощи. Ведь теперь на территории Поволжья, Предуралья и Зауралья можно было заселить миллионы людей. Иван Грозный открыл дорогу для колонизации русского крестьянства, ремесленников, купцов к теплым пажитям на огромные плодородные, богатые сырьевыми ресурсами земли [1, С. 82].
Обратим внимание на то, что начиная с этого момента, поволжские земли становятся основным экономическим регионом России. Поволжье набирает все большее и большее значение, в то время как Великий Новгород его теряет. Здесь разводят крупный рогатый скот, коней, выращивают хлеб, тут огромные рыбные запасы. Российское государство приобрело такие земли, которые позволили в несколько раз увеличить экономический потенциал [1, С. 82].
В следующем XVII веке начинаются иноземные интервенции. Что может быть хуже захвата центров государства: Москвы, Новгорода, Смоленска, Пскова, Коломны? Однако Россия выстояла и, более того, победила сильных врагов. Благодаря чему? Потому что в ее распоряжении оставались огромные ресурсы Поволжья [1, С. 82].
Завоевание Казани отвечало политическим и экономическим интересам, как Москвы, так и большого количества народных масс. Рассуждая о социальных последствиях, надо сказать, что Иван IV стал наделять землей служилых людей, в особенности дворянство. А те начали организовывать свои хозяйства, приглашая на землю московских крестьян. Однако возникает вопрос, почему же их? Объясняется тем, что степень эксплуатации и интенсивности труда могли выдержать только те люди, которые уже привыкли к феодальному земледелию. А население Приволжья просто не справилось бы, ибо они привыкли к легкому труду. Обратим внимание на то, что ни одно татарское селение не было дано в вотчину дворянина. Их повинности были невелики по отношению к собственникам земли. Поэтому и трудовой потенциал был невысок. Примечательно, что и в XIX веке местные монастыри не опирались на здешние трудовые ресурсы, а старались привозить крестьян из какой-нибудь Нижегородской, Ярославской губерний. Однако, другая ситуация была на мордовских землях, где вотчины были уже не в новинку, а основаны пришедшими туда татарскими мурзами. Их приучили работать до «седьмого пота» [1, С. 82–83].
После того, как Иван Грозный занял приволжские земли, татарское население попало в льготные условия. Оно освобождалось от барщины и обременительных феодальных оброков, переводясь на казачье положение. Это было сделано с той целью, что Московскому государству не хватало легкой конницы, а татары без проблем ее восполняли. Они обязаны были приходить на службу на коне и с каким-либо оружием (лук, стрелы, копье и даже сабля). Это имело военное значение для Руси. Татарская конница долго служила государству, начав себя изживать лишь во времена Северной войны. Вследствие чего Петр I ее расформировал. 150 лет, находясь в положении русского казачества, татары служили Руси. Многие из них становились дворянами, но лишь приняв христианство по доброй воле. Об этом свидетельствуют обильные, знатные дворянские семьи, которые происходят от ордынских, казанских и крымских корней. Достаточно сказать о таких знаменитых полководцах, как Кутузов и Суворов [1, С. 83].
Таким образом, происходила русская дворянская колонизация, но она проходила только там, где возможно было заняться интенсивным земледелием. Коренное же население либо оставалось свободными земледельцами, платившими привычный ясак (пушнина, мед и прочее), либо включалось в низшее служилое сословие — казацкое [1, С. 83].
Рассмотрим также культурное значение взятия Казани. Свидетельством всенародного признания данного события явилось строительство многочисленных храмов — памятников в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ибо в день Покрова пала Казань. И главным архитектурным памятником стал Покровский собор на Красной площади, известный как собор Василия Блаженного (1555–1561гг.) [1, С. 73]. Также небывалый доселе подъем был вызван в литературе, зодчестве и средневековой культуре. Ярким примером стало введение на Руси книгопечатания. Составлялся «Лицевой свод» при активном участии самого царя. Это иллюстрированная летопись, демонстрирующая историю Руси вплоть до царствования Ивана Грозного [1, С. 73]. События Казанского похода отразились во многих литературных произведениях и фольклоре. О победе Ивана Грозного рассказывают «Повесть о взятии Казани», написанная в Троице-Сергиевом монастыре (1553г.), «История о великом князе Московском» князя А. М. Курбского (1573г.). Выдающимся литературным памятником явилась «Казанская история» (1564–1565гг.) [1, С. 73–74].
Завершая, хочется подчеркнуть судьбоносность для Арзамасского края победы царя. Арзамасская сторона стала важной составной частью государства, процветающим регионом России (она была включена в состав державы). Вознеслись над привольными равнинами Тешинского края дозорные башни крепости. Сотни ратников и десятки пушечных стволов Арзамасской твердыни подчеркивали могущество московского царя на сотни верст [1, С. 84].
Казанский поход сыграл неоспоримо важную роль для истории России. Молодой царь, Иван Грозный, одержал победу над Казанским ханством. Однако она принесла освобождение и соседним государствам, ибо от врага страдали все. Российское государство встало на путь развития, оно смогло в несколько раз увеличить свой экономический, политический, социальный, культурный потенциал. Не случайно в честь этого события строились многочисленные памятники культуры, церкви. Казанский поход 1552 года полностью изменил политическую карту Евразии.
Литература:
- Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного: Учебное пособие / АГПИ им. А. П. Гайдара; по ред. Ю. А. Курдина; авт.-сост.: Е. В. Кузнецов, А. С. Кудряшова, Ю. А. Курдин, С. В. Перевезенцев. — Арзамас: АГПИ, 2005. — 275 с.: ил.
- Исторические песни. Народная поэзия Арзамасского края / Авт. проекта Ю. А. Курдин; сост. Ю. А. Курдин, Т. В. Михайлова, Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов, А. В. Харлов, М. П. Шустов; науч. ред. Ю. А. Курдин; АГПИ им. А. П. Гайдара, — Арзамас: АГПИ, 2006. — 247с., ил.
- Курдин Ю. А. Традиционная культура Арзамасского края в её историческом становлении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 11 (41) 2014, часть 1, С. 125–127.
- http://pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/09_tom/Moiseeva/Moiseeva.pdf (дата обращения 20.03.2016 г.)
- http://federacia.ru/encyclopaedia/city/kazan/ (дата обращения 20.03.2016 г.)