Библиографическое описание:

Волкова А. А. Тема начала и конца в поэзии Юрия Александровича Курдина // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 68-70.



У каждого начала есть конец, а конец всегда возвещает новое начало: жизнь рождается из смерти. В природе всё происходит циклически. Каждый день кончается закатом, а затем снова приходит рассвет. Времена года сменяют друг друга: кончается зима, наступает весна. Подобно временам года меняются и периоды жизни человека: у каждого возраста человека есть свое начало и свой конец, который ведет к новому началу. Каждый человек переживает бесконечный поток начал и финалов: зарождение жизни, рождение, детство, отрочество, молодость, зрелость, старость.

Юрий Александрович Курдин — поэт Арзамасского края. В его произведениях отражается истинный патриотизм, безграничная любовь к природе, единство человека и природы. А если с головой окунуться в его творчество, то можно отметить еще одну тему, которая связывает все творчество воедино – это тема конца, конца как начала чего-то нового, еще неизведанного, манящего. Творчество Юрия Александровича многогранно, как и сама жизнь.

В сборнике философских стихотворений «Лирические отступления» собраны произведения двух авторов, одним из которых является Юрий Александрович. Первая часть сборника-собрание стихотворений «Маяки судьбы», которое представляет творчество Курдина [2, с. 52]. Само название «Маяки судьбы» уже несёт определенный смысл. У каждого человека своя судьба, которая имеет начало и конец. Так называемые «маяки» в судьбе человека- это своеобразные «станции жизни», её этапы: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость. Доходя до конца одной «станции», человек приходит к началу другой, и так до «конечной». «Маяки судьбы» разделено на три части, каждая из которых имеет своё название:

1. «Где ты домик мой заветный»;

2. Календарь жизни;

3. «Сердцебиение встречи случайной».

Мы коснемся первой и последней части. Однако надо сказать, что вторая часть собрания стихотворений «Календарь жизни» начинается со стихотворения «Прощание»:

О, слёзы матери моей

И долгий взгляд усталых глаз,

В чужом краю за много дней

Они вспомянутся не раз [1, С. 13].

Стихотворение называется «Прощание», то есть последнее свидание перед разлукой. В произведении два прощания: во-первых, это прощание с матерью. Мать, которая всегда была рядом с сыном, оберегала его, заботилась о нем, не хочет отпускать сына, который покидает родной дом, но понимает, что это неизбежно: сын вырос:

Лабиринт Куда, надежда ты моя,

Так рано крылья распустил,

Ведь даже ворон в те края

Еще костей не заносил.

Растила, думала, ждала,

Что не останусь я одна,

А только старость подошла-

И никому я не нужна… [1, С. 13].

Во-вторых, это прощание с детством и юностью, проведенными в родных стенах отчего дома. Пришёл конец юности. Сделав шаг вперёд, покинув родимый дом, лирический герой оказался у самого начала собственной зрелости.

Где кончается юность — там начинается зрелость. В молодости приходит конец юношеским мечтам и грёзам, здесь лежит начало суровой реальности жизни. Происходит переосмысление жизненных ценностей, меняются взгляды на жизнь:

Не надо лишних утешений,

Что мир велик и долог век,

Не только для больших свершений

Лабиринт На свет родится человек [1, С. 17].

Зрелость является началом взрослой жизни. Сталкиваясь с первыми трудностями и неудачами, лирический герой испытывает новые, незнакомые чувства: разочарование, обиду, острое чувство несправедливости, страх. Со всем этим он сталкивается впервые, и не знает, как с ними справиться, и жизнь кажется ему «тяжелым сном»:

Потом за множеством смешного

Увидит в горечи судьбы,

Что в суете житья земного

И не рабы мы и рабы.

Но, не найдя пути в иному

И жизнь назвав тяжелым сном,

Пойдёт тихонько к гастроному

Огонь души залить вином [1,с. 17].

Но зрелость полна не только трудностей, но и любви, переполняющей сердце:

Весной и я как будто вновь расцвёл,

Наполнившись весельем и мечтою.

Лабиринт И звонкий май любовь с собой привёл,

И тает грусть за синей теплотою… [1, С. 29]

Так заведено, что у всякой любви есть конец. И осознавать это всегда очень тяжело, ведь молодое сердце пылает огнём любви, хочет любить. Но несчастная любовь-это опыт, пусть и горький:

Вспомнится не раз крыльцо высокое

И печаль от горьких слов твоих…

Не бывает счастье одинокое,

А бывает счастье для двоих.

Не сложилась жизнь-так уж не сложится,

Зря друг друга незачем винить.

Ссорами обида только множится,

Ссорами любовь не заменить… [1, С. 32]

Со временем в жизнь приходит новая любовь, а с ней — новые ощущения, новые чувства. Возникает осознание того, что конец той несчастной любви является началом новой, настоящей, крепкой, истинной любви, которая выжила под всеми ударами судьбы:

Улыбались цветы в апреле,

Лабиринт Так доверчиво вслед кивали,

Но повеяли вдруг метели-

Голубые цветы увяли.

Лишь одна пламенеет роза,

Распускаясь пышней и краше…

Не боится она мороза,

И цветок этот-чувство наше! [1, С. 35]

Приходит конец зрелости, и наступает период мудрости. Человек меняется, в этот период происходит его наивысшее духовное и интеллектуальное развитие. Начало этого этапа отражено в стихотворении «Календарь»:

Жизни моей календарь

Августом зрелымозначен…

Юности пыл не растрачен,

Но не спешу я, как встарь,

В августе мыслишь иначе… [1, С.18]

Лабиринт Происходит новое переосмысление жизненных ценностей, жизненного пути. Оглядываясь назад на все пройденные «станции жизни», автор задаётся вопросом: правильный ли путь он выбрал? Оказавшись на середине жизненного пути, автор как бы подводит итог:

В сердце отпел соловей…

На половине дороги

Встали судьбы моей дроги.

Жизни прошедшей моей

Август подводит итоги... [1, С. 18]

Потом придет старость, но ее время еще не пришло, ведь Ю. А. Курдин продолжает развиваться, двигаться вперед, мечтать: его этап мудрости еще не достиг своего конца. Важно то, что избранный аспект прочтения лирики Ю. А. Курдина способствует развитию такого качества человека как «интуиция, которая предстает во множестве проявлений: чувстве такта, сопереживания, угадывания, предупредительности и др». [5, С. 79)] На этой основе возникает необходимость культурного разума, позволяющего рассматривать образы начала и конца как события и факты окружающего мира в их взаимосвязи и взаимообусловленности, вырабатывающего способность к созданию и прочтению культурного контекста отдельных элементов бытия [5, с. 79)]

Конец — это тот предел, последняя грань чего-либо в пространстве или во времени, а также примыкающая к этому пределу часть, кусок [3, с. 84]. Конец-это не всегда точка, темнота, но чаще это переход в иное качество. Вся жизнь человека — это череда концов и начал. Даже смерть — это еще не финал жизни. Можно в последующих работах рассмотреть феномен смерти с холистических позиций, привлекая к решению поставленных задач данные физиологии, медицины, социологии и философии [3, С. 172–184].

Литература:

  1. Кондаков С., Арзамасская сторона. Арзамас: АГПИ, 2001. 82 с.
  2. Курдин Ю., Пяткин С. Лирические отступления: Арзамас: АГПИ, 2001. 76с.
  3. Музрукова Е. Б., Фандо Р. А. Редукционизм и холизм в познании живого: методологический диалог // Эпистемология и философия науки. 2014. Т. XXXIX. № 1. С. 172–184
  4. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, Мир и образование 2016. 1376с.
  5. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Иномирность и иномерность как метафоры социального и культурного развития современника// Обсерватория культуры. 2015. № 6. С. 74–80
  6. Fando R. A., Valeeva E. V. Conflict harmonization between natural-science and art education // Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th — 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643–646.
Основные термины (генерируются автоматически): «Маяки судьбы», переосмысление жизненных ценностей, Юрия Александровича, Юрий Александрович, друг друга, «станции жизни», Юрия Александровича Курдина, конец юношеским мечтам, жизненного пути, Юрий Александрович Курдин, Творчество Юрия Александровича, периоды жизни человека, стихотворений «Маяки судьбы», своеобразные «станции жизни», начало суровой реальности, стихотворений «Календарь жизни», сборнике философских стихотворений, название «Маяки судьбы», началом взрослой жизни, новое переосмысление жизненных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос