Библиографическое описание:

Пантурова Е. В. Образ дороги в лирике Ю. А. Курдина // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 77-79.



В литературе существует круг тем, который традиционен для всех народов, именно к их числу относится тема дороги. Дорога — древнейший образ-символ, поэтому встречается и в фольклоре, и в творчестве классиков, и в произведениях современных поэтов [4, С. 413]. Не удивительно, что наш поэт-земляк Ю. А. Курдин в своих стихотворениях также обращается к этому образу. «В образной энергии концентрируется сгусток человеческого переживания, облагороженный художественным видением происходящего. В образной энергии усиливаются сознательные и бессознательные процессы, производя человечность как результативный продукт этой деятельности» [6, С. 17]. Дорога в поэзии Ю. А. Курдина — образ, несущий изобразительную, коммуникативную, информационную и нравственную энергию.

Дорогу как элемент пейзажа мы довольно часто встречаем в лирике Ю. А. Курдина:

1) стихотворение «Осень»:

Я прихожу сюда, как в тихий храм,

Унять печаль, согнать с души тревогу,

И красный лист падет к моим ногам,

Сухим ковром устелет мне дорогу [3, С. 7];

2) стихотворение «Таежная романтика»:

Загрущу — опять уединюсь

И пойду тайгою по пороше [3, С. 10];

3) стихотворение «Где ты, домик мой заветный…»:

Вот тропинка-паутинка

До колодца пролегла [3, С. 4].

Уходя от житейской суеты, лирический герой стремится к нетронутой человеком природе, поэтому данный символ в стихах Ю. А. Курдина обычно связан с уединением, размышлением и созерцанием.

Символика «дороги» не ограничивается только объектом материального мира: вся наша жизнь есть путь от рождения до смерти, состоящий из множества тропинок, дорожек, путей.

Уже древние люди осознавали, какое огромное значение в их жизни играет дорога — расстояние до цели. В процессе эволюции человек понял, что если запомнить это расстояние, то можно вернуться назад, подробнее обследовать свой путь в следующий раз, передать знания о нем другим. Способность запоминать дорогу, а в дальнейшем и оставлять отметки на ней, резко противопоставила человека остальным животным. Метить маршрут и безошибочно находить дорогу назад способны и муравьи, однако осознать и выразить ее, вспомнить о ней, находясь вдалеке, они не в силах. Жизненный путь человека, то есть дорога, — это архетип, выражающий не только физическое, но и духовное движение.

В стихотворениях «Уводит дальняя дорога…» [3, С. 12] и «Прощание» [3; С. 13] судьба направляет героя прочь от родного дома, но чем дальше он от него, тем сильнее связь с милым краем («Уводит дальняя дорога — И ближе сердцу отчий кров» [3; С. 12]). Эта связь является тонкой тропинкой из воспоминаний, ведущей назад к Родине («В чужом краю за много дней Они вспомянутся не раз» [3, С. 13]). Она позволяет человеку, словно по своим следам, вернуться домой, даже когда в реальности он не может это сделать. Эта способность мысленно выкладывать свой путь из образов, сохранившихся в памяти, находиться в двух местах одновременно (в одном — телом, в другом — душой) является прерогативой только человека.

Жизнь людей невозможна без движения, именно оно явилось одной из главных причин прямохождения, а следственно, и эволюции. Человеку нужно было передвигаться все быстрее, чтобы выжить, нужно было видеть дальше и освободить пару конечностей для прокладки маршрута и защиты себя в нем, ведь путь подразумевает столкновение с самыми разными обстоятельствами и проблемами. Корни самого слова «путь» следует искать в и.-е. *pont, что означает «преодоление», «дорога, изобилующая неожиданностями, опасностями» [1, С. 343]. Путь — метафора глубоко содержания.

У многих народов существуют два символа, противопоставленные друг другу — прямой путь и петляющий путь. Прямой всегда ассоциируется с верным решением, с честностью, с благородством и правдой. Кружный же путь — дорога лукавства, слабости и глупости. Былинные богатыри всегда предпочитали «прямоезжую» тропу. В народе закрепились убеждения: «Дело право — гляди прямо» [2, С. 105]; «За прямым путем — правда» [2, С. 110]. В стихотворении «Дума хлебороба» [3, С. 16] Ю. А. Курдин пишет: «Васильки синеют — светят вдоль дороги» — интересная картина, похожая на указатели для самолета на взлетно-посадочной полосе, т. е. для героя они показывают верный путь, правильное направление. Не случайно далее следуют строки: «Ты развей мне, ветер, на душе тревоги, Чтоб простое сердце в радости забилось, А плохое в жизни быстро позабылось» [3, С. 16]. Автор хочет избавиться от негативных чувств, эмоций, не брать их с собой в путь, чтобы не оступиться из-за них, не сойти с прямой дороги.

В следующем стихотворении «Не надо лишних утешений…» [3, С. 17] появляется такая мысль: верный путь — путь, которым ведет человека жизнь. Автор призывает людей быть довольными дорогой, которая им предназначена, принять ее:

Не только для больших свершений

На свет родился человек;

А кто-то на простом заводе

Откроет в жизни свой закон;

А долг его — трудиться честно

И обрабатывать других [3, С. 17].

Печальную учесть людей, пытающихся искать другую дорогу, не предназначенную им судьбой, он описывает в последнем четверостишии:

Но, не найдя пути к иному

И жизнь назвав тяжелым сном,

Пойдет тихонько к гастроному

Огонь души залить вином [3, С. 17].

В стихотворении «Календарь» Юрий Александрович сравнивает дорогу жизни со сменой времен года: «Жизни моей календарь Августом зрелым означен» [3, С. 18]. Прошли года молодости, осталось позади бурное цветенье лет, и на его пути появляется новый поворот — наступает осень. Осень, как новый период бытия, означает, что наступила зрелость, а легкомыслие и бесплодные мечтания остались в юности. Осень подталкивает к размышлению, рассуждению о прожитых годах, их оценке:

Жизни прошедшей моей

Август подводит итоги [3, С. 18].

Символично, что август — конец лета, начало осени; август — это и время рождения Ю. А. Курдина. Так, герой ступает на новую тропу с запасом опыта, с покорностью.

Идея неизбежности, принятия своей судьбы встречается также в стихотворениях «Вспомнится не раз крыльцо высокое…» [3, С. 32] и «В плену сомнений и тревог…» [3, С. 33]. Фатальность здесь звучит особенно остро из-за любовной темы, подчеркивается одновекторность земного пути, невозможность что-то поменять, изменить направление дороги в прошлом («Не сложилась жизнь — так и не сложится» [3,С. 32]; «Что не задалось, то не уладится» [3, С. 32]; «Не суждено — так не случится» [3; 33]). Однако герой все же возвращается, как отмечено ранее, с помощью тропинки из воспоминаний:

Вспомнится не раз крыльцо высокое

И печаль от горьких слов твоих [3, С. 32].

Повторное прохождение той же части пути без возможности что-то изменить, может только навевать грусть. Однако оба стихотворения завершаются примирением с судьбой («Годы беспокойные прошли» [3, С. 32]; «Я на Судьбу не уповаю» [3, С. 33]).

Подводя итог, можно сказать, что образ дороги в поэтическом творчестве Ю. А. Курдина не ограничен бытовым явлением, а, наоборот, чаще используется в сакральном смысле, является связующим прошлого, настоящего и будущего. Судьба ведет человека, а он следует за ней по предназначенному ему пути.

Литература:

  1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия. М.: Прогресс, 1995. — 456 с.
  2. Даль В. И. Пословицы русского народа — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2005. — 616 с.
  3. Курдин Ю., Пяткин С. Лирические отступления. Стихи разных лет. — Арзамас: АГПИ, 2001. — 76 с.
  4. Курдин Ю. А. «Фольклорная сокровищница России» // Личность. Культура. Общество. 2007, № 2. — С.411–415.
  5. Курдин Ю. А. Мифологические рассказы Арзамасского края // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI№ 1 (46–47). С. 89–94.
  6. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. С. 15–19.
  7. Fando R. A., Valeeva E. V. Conflict harmonization between natural-science and art education // Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th — 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643–646.
Основные термины (генерируются автоматически): Курдин Ю, верный путь, Жизненный путь человека, образной энергии, поэтическом творчестве Ю, лирике Ю, поэт-земляк Ю, поэзии Ю, стихах Ю, петляющий путь, прямой путь, сгусток человеческого переживания, следующем стихотворении «Не, рождения Ю, стихотворении «Дума хлебороба», «В чужом краю, сердцу отчий кров», and practice conference, произведениях современных поэтов, between natural-science and.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос