Библиографическое описание:

Шувалова Е. С. Лестница духовного благоденствия в лирике Курдина Ю. А. // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 81-83.



Лестница духовного благоденствия в лирике Курдина Ю. А.

Шувалова Екатерина Сергеевна, с

Лестница — один из символических образов, закрепившихся в культуре с древнейших времён, благодаря которому происходит определение места человека в существующем мироздании, его положения между небесным и земным, духовным и материальным.

Лестница связывает различные миры, становясь путём восхождения или нисхождения от одного к другому. Она являет собой движение по вертикали, где подъём приобретает символическое значение преодоления земного притяжения и вместе с тем победы, превознесения духа над плотью и, следовательно, приобретения блага, а спуск приравнивается к несчастьям и грехопадению.

Известно, что в христианской теологии образ небесной лестницы используется для пояснения уровней духовного восхождения, каждый из которых очищает душу человека и приближает его к Богу. Китайская мифология предполагает, что человек должен преодолеть двадцать восемь небес-ступеней, чтобы вырваться из круговорота жизни и смерти и обрести вечность. В символическом сознании восхождение вверх связывается с желанием познания вершины, с высоты которой перед человеком открываются новые перспективы; ею объясняется стремление к идеалам и покорению ранее недосягаемого. Образ лестницы связан с постоянным поиском самого себя, с открытием собственной иномерности. Человек- «иномер» живет по принципам диалектической триады, которая также составляет и ядро православного догмата об Отце, Сыне и Духе. Во-первых, в этой триаде нет отрицания, а лишь повторение пройденного и единение с ним на новом уровне, во-вторых (и это главное). Здесь возникает третье состояние — Духа (святости, образования, времени и т. д.), берущего на себя не только открытие истины, но и тяжесть ответственности» [5, С. 77–80]. Образ лестницы становится в литературе интегрирующим образом, выявляющим пространство иномерности человека, то есть пространство его духовного богатства.

Лестница приобретают значения человеческих благ. Её вершина и движение вверх символизируется с добродетелью, духовным богатством, знанием, совершенством, стремлением, святостью, счастливою судьбой. Подножие и спуск представляется как деградация, болезнь, опасность, лишения и несчастья. Стремление к самосовершенствованию и восхождению вверх по лестнице нравственного и духовного развития заложено у некоторых людей с самого рождения [6, С. 23–26].

Ступени лестницы наполняются аллегорическим смыслом, олицетворяя человеческое сознание, преодолевающее путь бытия и оттого овладевающее прибавляющейся силой. Ступени приобретают смысл жизненных этапов, духовного подъёма, нравственных уровней, которые должен превозмочь человек.

Образ лестницы многозначен в истории культуры и литературы. В лирике Юрия Александровича Курдина он приобретает смысл пути к жизненному счастью и духовному богатству, душевному спокойствию и благоденствию. Наш поэт-земляк в своём творчестве, близком каждому, проникнутом любовью к родине, наполненном философскими размышлениями, поднимает темы, затрагивающие читателей своей искренностью и естественностью. В его стихотворениях ощущается знание жизни и знание того, из чего состоит его собственное человеческое счастье. Лирический герой в произведениях Курдина Ю. А. повествует о том, что его волнует и радует, что превозносит его на вершину символической лестницы. Её ступени — те составляющие, благодаря которым лирическим героем достигается душевное благополучие. Рассмотрим некоторые из них:

Ступень первая — дом.

В жизни каждого человека дом — это обитель, защищающая и хранящая. Это твердыня, дающая человеку безопасность и ощущение надёжности, уверенности. Это семейный очаг, символ уюта, света и тепла. Дом, центр упорядоченной и надёжной жизни, являет собой одну из главных составляющих человеческого благополучия.

Так считает и лирический герой Курдина Ю. А., ласково, любовно называя дом «домиком», наделяя его образ эпитетом «заветный», то есть особо ценный и дорогой сердцу, желанный и связанный с важными, нежными воспоминаниями. Герой обращается к дому, как к своему знакомому, своему старому другу, привлекая притяжательное местоимение «мой» и тем самым стирая нематериальную границу, облекая дом в значение «родной». Лирический герой обращён лицом к дому, как к свету, к теплу.

Где ты, домик мой заветный –

Три оконца налицо.

Там берёзка в час рассветный

Наклонилась над крыльцом [3, С..4].

Вторая ступень — семья.

Семья — одна из самых важных ценностей в жизни человека. Это оплот любви, поддержки и надёжности в неспокойном и равнодушном мире. Семья вносит в мир человека душевное спокойствие, чувство целостности и единения с близкими людьми. Она — естественная и значимая часть этой жизни, дарующая тепло и уют, осознание собственной важности и ощущение крепкой опоры.

У лирического героя Курдина Ю. А. эта ступень определяется любовью к матери, которая является самым родным и близким человеком, создающим, рождающим семейный очаг и уберегающим его от невзгод. Мать у поэта — маяк, её уроки, наставления, её любовь светят герою на всём жизненном пути, ведут его к благополучию и счастью:

Не надо, мама, грустных слов,

Ты как маяк в моей судьбе [3, С. 13].

Образ матери ограждает лирического героя от негативных эмоций, он является тем, к чему герой мысленно обращается в трудные моменты и у которого ищет защиты, тёплых чувств и мудрого совета:

В минуту грусти и тоски

Припомнил я в который раз

Благословение руки

И нежный взгляд печальных глаз [3, С.13].

Третья ступень — любовь.

Чувство любви — самое главное и самое сильное человеческое чувство. Любовь вдохновляет человека, ведёт его вверх по духовной лестнице. Сила любви заключается в её преображающем эффекте, способном вылечить душу, подтолкнуть её на великие подвиги, открыть для понимания красоты, добра, истины. Она является чем, без чего невозможно полное, цельное ощущение счастья.

Это подтверждает и Курдин Ю. А. в своих стихотворениях:

Не бывает счастье одинокое,

А бывает счастье для двоих [3, С. 32].

Для лирического героя любовь является путеводной звездой на трудном и тернистом пути жизни. Он обращается к высшим силам, прибегает к мольбе, то есть в стремлении к светлому чувству возвышается духовно:

Молю, чтобы вела по жизни нас

Любви взаимной светлая дорога [3, С. 37].

Четвёртая ступень — единение с Богом.

Для православного человека любовь к Богу и единение с ним является частью душевного спокойствия. Эта целостность уравновешивает душу. Быть в единстве с Богом, значит быть в гармонии со своей жизнью, созерцать истину.

Курдин Ю. А., несомненно, православный человек. Влияние религии и её проникновение в сферы жизни поэта, а вместе с тем и в его внутренний мир, отражаются в его поэзии. Вера, живущая в людях, ведёт их к просветлению, обретению чистоты и к достижению вершин духовной лестницы:

Встанет крест над селом моим –

Явит в душах людских просветленье [3, С. 22].

Пятая ступень — единение с природой.

Творческие люди, в том числе прозаики и поэты, тонко чувствуют связь с природой. Она оказывает очищающее воздействие, дарит жизненные силы и вдохновляет на творческую деятельность. Находясь в гармонии с природой, человек находится в гармонии с самим собой, облагораживается его духовное начало. Русский человек как никто другой понимает и чувствует эту связь.

В стихотворениях Курдин Ю. А. подчёркивает эту зависимость. В его лирике в богатой гамме присутствуют элементы пейзажа, соотнесённые с внутренним состоянием лирического героя, для которого природа — это храм, место излечивающее душу и помогающее обрести благодать:

Я прихожу сюда, как в тихий храм,

Унять печаль, согнать с души тревогу [3, С. 7].

Шестая ступень — благополучие родины.

Курдин Ю. А. не единожды затрагивает в своих стихотворениях тему любви к родине. Как для русского человека ему небезразлична судьба России, взрастившей его как поэта и как личность, наградившей творческим вдохновением, рождённым в красоте и богатстве русской культуры и просторов. Поэт величественно называет родину «Матерь Святая Россия!» [3, С. 24]. Для него она является олицетворением материнской защиты и любви, праведности и незыблемости, а её процветание — составляющей его счастья.

И бьётся сердце поневоле –

Как хороша моя страна! [3, С. 12]

Седьмая ступень — поэтическое слово.

Поэзия для поэта — это его собственный мир идей, эмоций, протестов, а слово — орудие создания этого мира. Возможность выразить свои чувства и мысли, творчески воссоздать на бумаге внутренний мир и отразить на ней проблемы мира реальности для писателя является не только способом самовыражения, но и путём к его душевному благополучию.

В своих произведениях Курдин Ю. А. говорит о Слове, «тысячелетьями гранённом», и о его роли в его собственной жизни и в жизни каждого поэта:

Не зря его святые тайности,

Впадая в прелести и крайности

Постичь пытаются поэты! [3, С. 21]

И:

В плену сомнений и тревог

От тяжких дум изнемогаю,

Стихи печальные слагаю [3, С. 33].

Таким образом, в лирике Курдина Ю. А. образ лестницы выражается через те аллегорические ступени, подъём по которым приводит человека к духовной вершине, а, следовательно, и к душевному благоденствию. Семь ступеней: дом, семья, любовь, единение с природой, единение с богом, родина и поэтическое слово составляют внутреннюю целостность и благополучие лирического героя Курдина Ю. А. Человек может преодолеть путь вверх, обретая эти блага и, соответственно, вознестись к вершине, а может, потеряв или не овладев ими, совершить спуск и лишиться ощущения счастья. Юрий Александрович Курдин показал в своих стихотворениях оба направления движения по символической лестнице, доказывая этим, что именно из перечисленных выше благ-ступеней и создаётся душевное благополучие.

Литература:

  1. Курдин Ю. А. Фольклорная сокровищница России. Личность. Культура. Общество. 2007. № 2. С.410.
  2. Курдин Ю. А., Пяткин С. Н. Стихи разных лет. — Арзамас: АГПИ, 2001. — 78с.
  3. Морозов И. В. Основы культурологии. Архетипы культуры /Минск: ТетраСистемс, 2001. — 607с.
  4. Фандо Р. А. Биоэтика и евгеника: аксиологический диалог // Биоэтика. 2014. № 1. С. 23–26
  5. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Иномирность и иномерность как метафоры социального и культурного развития современника// Обсерватория культуры. 2015. № 6. С. 74–80
  6. Энциклопедия символики и геральдики.

URL: http://www.symbolarium.ru(Дата обращения: 01.04.2016)

  1. Fando R. A., Valeeva E. V. Conflict harmonization between natural-science and art education // Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th — 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643–646.
Основные термины (генерируются автоматически): Курдина Ю, Курдин Ю, лирике Курдина Ю, лирического героя, героя Курдина Ю, Образ лестницы, лирического героя Курдина, Лестница духовного благоденствия, герой Курдина Ю, произведениях Курдина Ю, стихотворениях Курдин Ю, душевное благополучие, произведениях Курдин Ю, Лирический герой, семейный очаг, лирического героя любовь, Образ лестницы связан, благополучие лирического героя, образ небесной лестницы, Образ лестницы многозначен.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос