Библиографическое описание:

Сергеев В. А. Образ простора в творчестве Юрия Александровича Курдина // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 79-81.



Что такое простор? Этот образ многократно упоминается в разных областях нашей жизни: математике, физике, религии. А что такое простор в языке литературы и, в частности, поэзии? Если внимательно прислушаться к поэтическому языку, то можно узнать, в чем его художественно-семантические свойства. В первую очередь, простор — нечто бесконечное, уходящее вдаль и не имеющее преград. Простор подразумевает под собой полную свободу для человека, безграничность его возможностей. Человек на просторе чувствует себя особенным, например, в отличие от заточения среди стен, где он ощущает себя ущемленно и подавленно. На природе он сливается с ней воедино: единство человека и природы не разграничивается. С одной стороны, эта бескрайняя даль и ширь может пугать, но, с другой, — может привлекать, благодаря полному соединению индивида и бесконечности простора. Благодаря подобному единству, характеру природы, она может оставить свой след в характере, мировосприятии человека, отношении к своему собственному народу, нации, воспитании патриотичности [3]. Образ простора — образ, наполненный гуманитарной энергией. Энергия — всегда мысль, этой действие. «В образной энергии концентрируется сгусток человеческого переживания, облагороженный художественным видением происходящего. В образной энергии усиливаются сознательные и бессознательные процессы, производя человечность как результативный продукт этой деятельности» [6, С. 170].

В своем труде «Судьба России» Н. Бердяев написал, что «русская душа ушиблена ширью, она не видит границ, и эта безграничность не освобождает, а порабощает ее… Эти необъятные русские пространства находятся и внутри русской души и имеют над ней огромную власть…» [1]. Несмотря на свое единство с русским простором, человек полностью от него зависит и находится под его же властью. И зачастую он беспомощен в его организации, чувствуя даже беспомощность. В отличие от европейского населения, в русском человеке отсутствует так называемая узость, сосредотачивающая в себе энергию, полученную за счет небольшого пространства души. Русский человек широк, как и земля, на которой он обитает, поэтому в нем бушует славянский хаос, не поддающийся управлению. Находясь под властью простора, человек не поддается дисциплине, а также ее обучению — он тонет в нем. В этом и заключается судьба русского народа [1].

Простор можно рассматривать как внутреннюю, так и внешнюю судьбу человека. На первый взгляд, простор представляется лишь как географический фактор. Но с другой, более глубокой и философской точки зрения, — это внутренний и духовный фактор души русского человека. Это особая «география русской души», которая способствовала поклонению простору. В поэзии часто можно увидеть эпитеты, при помощи которых постоянно сравнивают душу русского человека, с чем-то великим, необъятным, широким.

Тема простора многократно прослеживается в творчестве современного поэта Ю. А. Курдина, перекликаясь с фрагментами грусти, пути, патриотизма, любви.

Любовь к родной стране, патриотизм — одна из ярких черт его поэзии. Любовь к нескончаемому родному краю, бескрайнему простору в строчках заставляет проникнуться ими:

Уводит дальняя дорога –

И ближе сердцу отчий кров.

Где у родимого порога

Березка в шелесте ветров [5, С. 12].

Одновременно, эти бескрайние дороги ведут к родному дому и куда-то в бесконечность, за горизонт — навстречу к неизвестному. Само проникновение в эти просторы делает человека добрым, гостеприимным, доброжелательным. Укрепление этих качеств зависит от характера странствия: чем опаснеепуть, тем лучше и крепче становятся эти качества. Это отличительная черта славянского народа.

Простор не только порождает вышеперечисленные, положительные качества, но и порождает грусть, печаль, тоску и другие человеческие эмоции. В лирике Ю. А. Курдина особо не выделяется ни одна из этих эмоций, а скорее, представлен их сложный синтез, причем непостоянный, а меняющий свою степень эмоциональности, в зависимости от ситуации. Это есть — «творение» простора.

Во все концы уходят вдаль

Поля, деревни, огороды…

Не умалить твою печаль

Край увядающей природы…

И только боль да плач души в

В твоих истерзанных просторах,

В твоей немеющей тиши

И в редких птичьих разговорах [5, С. 15].

Очень заметна взаимосвязь самого автора с его родным краем. Он чувствует его боль, сочувствует ему, разговаривает с ним. Размышления автора наталкивают мысли об утрате ценности родного края для людей: люди не берегут его, а разрушают посредством физического воздействия. Это может закончиться плачевно для всего славянского народа, ведь необъятный русский простор, бок о бок с которым он живет, способствует воспитанию терпимости, неприхотливости — так же черты национального характера. Об этом свидетельствуют даже древние памятники: например, Святослав спал на земле во время похода, не имея шатра. Такими же качествами было наделено и его войско. Так и воспитывалась с древних времен выносливость народа.

Неоглядная российская ширь зачастую пугает европейцев. Ведь они не могут похвастаться такими большими просторами.

За яровыми в чистом поле

Церквушка белая видна…

И бьется сердце поневоле –

Как хороша моя страна [5, С. 12].

Если жителей Европы пугают неоглядные дали, то русского человека они гипнотизируют, вводят в транс. Мировосприятие европейца ограничено пространство, т. е. дальше определенных пределов оно выйти не может, у русского же мировосприятие ничем не ограничивается, не имеет рамок — он видит этот мир иначе. Душа Европы представляется по-разному: она ограничена и ее душа слишком прозрачна, но в то же время души русского и европейского людей похожи [3]. Кругозор русской мысли должен быть достаточно широким и в то же время далеким от других. Отсюда, возможно, и идет внезапное и сильное неприятие русским посягательства на его свободу, простор самореализации идей и возможностей. Логично, что иное мировоззрение не могло родиться под воздействием непостижимой силы простора [1].

Русская душа требует странствий, анархии. Лирический герой в некоторых стихотворениях Ю. А. Курдина представляется странником — самым свободным и, наверное, счастливым человеком на земле:

Потом за множеством смешного

Увидит в горечи судьбы,

Что в суете житья земного

И не рабы мы и рабы.

Но, не найдя пути к иному

И жизнь назвав тяжелым сном,

Пойдет тихонько к гастроному

Огонь души залить вином [5, С. 17].

Образ странника является не только личным, но собирательным — в нем сосредоточено величие и целеустремленность русского народа. Ходя от места к месту, странник мог стать отшельником, жить в полной отдаленность от мирской суеты, созерцая пустоту, а также употреблять вино, используя его как антидепрессант. Открытое пространство, простор, неоглядная ширь — обязательное условие для рефлексии и самопознания. Феномен простора предполагает не статичность, а полную свободу движения, выбора жизненного пути, осознание того, что человек-странник. Что может быть самым страшным испытанием при взаимодействии с простором? Это статичность и неподвижность. Она лишает всего, чем должен обладать русский человек.

Влияние простора сказывается не только на качествах человека, его воспитании, восприятии и мировоззрении, но и на взаимоотношении с другими людьми. Простор — неотъемлемая часть любви [4].

Зыбкий мостик под ногами,

Тонкой ивы силуэт…

Над речными берегами

Звезд вечерних робкий свет.

На дощечке нам не тесно –

Мы едины — ты и я!

И поет о счастье песню

Акши светлая струя [5, С. 31].

Если рассмотреть эти строки, то можно сделать вывод, что роль простора играет здесь определенную, и, весьма важную роль. Посредством простора дается общая картина, и нам становится понятно, что лирического героя с героиней связывают любовные чувства [2]. Образ реки, данный автором, символизирует счастье и наивысшую точку радости обоих.

Юрию Александровичу свойственно чувство слитности с природой, ее антропоморфизация. Его описания всегда конкретны и детализированы. Каждая единица живой природы показана как что-то единственное и неповторимое («Тонкой ивы силуэт», «Улыбались цветы в апреле», «Лишь одна пламенеет роза», «Пленяет роща праздничным нарядом».) [5]. Так же зачастую образы живой природы олицетворены и сравниваются с живым человеком. Автор с особым чувством раскрывает душу природы, простора, его окружающего. Он не перестает удивляться красоте мира, его многообразию. Лирический герой Юрия Александровича всегда внимателен и чуток к природе. Странник, или же влюбленный юноша не является пассивным наблюдателем, а творцом своей жизни, открывающим для себя прекрасное в природе [7].

Творчество Юрия Александровича Курдина очень многообразно, многогранно, обширно. Множество тем фигурирует в его творчестве: патриотизм, любовь и др. Но одной из главных тем является тема простора, включающая в себя любовь к родной земле, к окружающей природе, неохватному миру [8]. В стихотворениях много картин простора, даже в стихотворении, не имеющего отношения к природе, простор играет главную роль. В каком-то смысле, Юрий Александрович — художник. Он знает жизнь природы (простора), ее характерные особенности, понимает ее противоречия. При анализе стихотворений можно убедиться, что ничто иное, как жизненный опыт и наблюдение послужили источниками вдохновения. Прослеживаются тенденции к обращению к национальному характеру в стихотворения. Юрий Александрович понимает национальные черты характера, колорит, а также интерпретирует философские корни фольклора [3]. Внимание к взаимоотношению между человеком и местом, где он живет приводит к более глубокому понимаю не только характера своей нации, но и характера других наций тоже. Произведения Юрия Александровича отражают взаимосвязь человека и природы, воспитывает любовь не только к ближнему, но и к родному краю. Стихотворения пропитаны патриотизмом, любовью и иногда грустью. Поэтическая позиция синтезирует и поэтическое дарование, и научные знания. Это дает нам увидеть природу в динамике, в вечном борении/взаимодействии с человеком, а не статично, мертво [7]. Такой прием дает возможность более глубоко понять суть и величие простора, глубокую любовь поэта к родному краю. Любви Юрия Александровича к своему краю остается лишь завидовать. «И бьется сердце поневоле — как хороша моя страна!» [5].

Литература:

  1. Бердяев Николай, Судьба России (сборник статей 1914–1917). Режим доступа: http://royallib.com/read/berdyaev_nikolay/sudba_rossii_sbornik_statey_1914___1917.html#0
  2. Курдин Ю. А. Природные святыни в народном православии Арзамасского края // Приволжский научный вестник. 2013. № 8–2 (24). С. 89–94
  3. Курдин Ю. А. Фольклорная сокровищница России. Личность. Культура. Общество. 2007. № 2. С.410.
  4. Курдин Ю. А. Традиционная культура Арзамасского края в ее историческом становлении. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 11–1 (41). С 125–128.
  5. Курдин Ю. А., Пяткин С. Н. Лирические отступления. Стихи разных лет — Арзамас: АГПИ, 2001. — 78 с.
  6. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. С. 15–19.
  7. Чанкаева Любовь Альбертовна, Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева // Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. фил. н., Майкоп, 2006. — 185 с.
  8. Fando R. A., Valeeva E. V. Conflict harmonization between natural-science and art education // Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th — 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643–646.
Основные термины (генерируются автоматически): Юрия Александровича, Юрия Александровича Курдина, русского человека, родному краю, Образ простора, русского народа, души русского, творчестве Юрия Александровича, души русского человека, славянского народа, душу русского человека, Произведения Юрия Александровича, Любви Юрия Александровича, герой Юрия Александровича, Творчество Юрия Александровича, Лирический герой, судьба русского народа, полную свободу, сердце поневоле, Курдин Ю.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос