Автор: Патрахина Татьяна Николаевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.05.2016

Библиографическое описание:

Патрахина Т. Н. К вопросу о сущности и содержании научной дефиниции «стратегия» в экономике // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 893-895.



В статье предпринята попытка обзорного описания подходов к определению сущности и содержания научной дефиниции «стратегия» с позиции российских и зарубежных исследователей. Автор выявляет общее и различное в подходах, рассматривая эволюцию взглядов представителей различных научных школ и направлений в сфере стратегического управления.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование.

Понятие «стратегия» прочно вошло в состав управленческих терминов, а особенно оно стало актуальным, когда проблема реагирования организации на турбулентность внешней среды в условиях неопределенности приобрела большое значение.

В настоящее время действия управленцев не могут сводиться к реагированию на происходящие изменения, экономическую эффективность современной организации определяет умение руководства выбирать стратегию и осуществлять комплексное планирование на долгосрочный период.

Стратегия является основным инструментом долгосрочного управления развитием современной организации, на основе которого обеспечивается её стабильная конкурентоспособность в условиях турбулентной внешней среды.

Тема стратегического управления привлекала внимание с древнейших времен. Первые упоминания понятия «стратегия» относятся к эпохе античности. В большей степени использование данного определения было свойственно области военного искусства. Стратегией называли искусство разворачивания войск в бою.

По мнению зарубежных исследователей Ф. Котлера, Р. Бергера, Н. Бикхоффа, основная часть базовых военных стратегий не потеряли своей актуальности в современном менеджменте: концентрация ресурсов, внезапность, инновации, организация и коммуникация, координация задач и ресурсов, учет своих сил и возможностей — все это ключевые понятия для тех, кто ежедневно принимает управленческие решения в современных условиях [6, с. 15].

Несмотря на то, что тема стратегического управления имеет длительную историю формирования и развития, в настоящее время в научной литературе не сформировалось единого мнения в отношении сути и содержания понятия «стратегия». Как считает профессор Б. Г. Литвак «общепризнанного определения нет и, когда обсуждается стратегия развития организации, нередко каждый из обсуждающих понимает этот термин по-своему [8, с. 229]».

Так «Большой экономический словарь» дает следующую трактовку «стратегия — искусство руководства; общий план ведения этой работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития [1, с. 396]. Данное определение подчеркивает, что стратегия — это общий план работы, т. е. авторы указывают на взаимосвязанность понятий «стратегия — план».

Классики зарубежного менеджмента так же под стратегией понимают «общий, всесторонний план достижения целей [9, с. 696]».

Гарвардская школа бизнеса стратегию трактовала как метод определения конкурентных целей организации.

По У. Брэддику, стратегия — это «продуманные долговременные задачи, поставленная перед собой цель и составление плана, чтобы ее достичь [2, с. 24]».

В отличие от У. Брэддика, профессор Высшей школы менеджмента Р. Л. Дафт обозначил стратегию, не как процесс, а как итог планирования: стратегия (strategy) — план, описывающий направленное на достижение целей организации распределение ресурсов и ее порядок действий во внешней среде.

М. Портер определял стратегию как способ реакции на факторы внешней и внутренней среды, при этом основная задача стратегии — это достижение организацией долгосрочных конкурентных преимуществ [14, p. 226].

Авторы учебника по стратегическому менеджменту А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд к стратегии относили комбинацию методов конкуренции и организации бизнеса, направленную на удовлетворение клиентов и достижение целей организации [12, с. 14].

Определяя сущность и содержание понятия «стратегия», российские исследователи, обращают внимание, что это система, которая требует сбалансированности процессов и их составляющих, как важное условие достижения долгосрочных целей «стратегия представляет собой сбалансированную систему долгосрочных целей и программ, проектов, мероприятий, необходимых для их достижения [3, с. 101].

В свою очередь А. П. Егоршин стратегией называет «обобщающую модель действий, необходимых для определения перспективных целей развития социально-экономической системы [4, с. 315]». Также рассматривают стратегию в качестве модели М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, С. А. Широковских: «стратегия — качественно определенная, обобщенная модель долгосрочных действий организации, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей посредством распределения и координации ресурсов [11, с. 252]».

Э. М. Коротков следующим образом определил стратегию «направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью, совокупность ориентиров и ограничений, которые указывают направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью [5, с. 65]».

Р. А. Фатхутдинов к стратегии относил программу, план и генеральный курс субъекта управления, которые необходимы для достижения стратегических целей [13, с. 41].

Особый интерес представляет подход к определению понятия «стратегия», предложенный профессором И. К. Ларионовым, в его интерпретации «стратегия — сложное, интегрированное понятие, образованное на основе взаимодействия ряда элементов фундаментального порядка [7, с. 16]». Автор предлагает формулу структуры интегрированного понятия:

СИП =

где СИП — структура интегрированного понятия;

— сумма основополагающих элементов, образующих понятие;

ИН — интегрирующее начало, объединяющее в единую систему механическую сумму элементов, а также лежащие в их основе элементы ее функционирования.

Стратегия управления в экономике, с позиции И. К. Ларионова, это систематизированная совокупность мер стратегического управления как социально-экономическими процессами и структурами всех уровней, так и социально-экономическими аспектами всех видов человеческой деятельности на всех уровня [7, с. 16].

Современные справочные издания включают термин «стратегия экономическая», понимая под ней «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты [10, с. 409].

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что термин «стратегия» — это широко используемое понятие в экономике. Как показывает анализ научной литературы, четкая дефиниция данного термина до настоящего времени не сформировалась. Основная причина разногласий среди исследователей состоит в том, что стратегия — это динамичный процесс, который подвержен влиянию факторов внешней и внутренней среды.

В настоящее время среди российских и зарубежных исследователей термин «стратегия» нашел отражение в следующих синонимичных понятиях: «план», «система», «модель», «направление развития», «систематизированная совокупность мер». Общим для данных терминов является понимание стратегии как процесса, основой которого является деятельность организации, направленная на достижение долгосрочных целей в условиях конкуренции.

Литература:

  1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна — М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
  2. Брэддик У. Менеджмент в организации. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
  3. Гусева И., Синицына С. Прогнозирование как этап стратегического управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. — № 11–12. — 2012. — С. 97–102.
  4. Егоршин А. П. Основы менеджмента: учебник для вузов. — 3-е изд. доп. и перераб. — Н. Новгород: НИМБ, 2012. — 320 с.
  5. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента. — М.: ДеКА, 2004. — 896 с.
  6. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф.; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 143 с.
  7. Стратегическое управление: учебник для магистров / Под ред. докт. экон. наук, проф. И. К. Ларионова. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 235 с.
  8. Литвак Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 507 с.
  9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД», 1995. — 704 с.
  10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 512 с.
  11. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, С. А. Широковских. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 256 с.
  12. Томпсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: Юнити, 1998. — 577 с.
  13. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. 7-е изд. испр. и доп. — М.: Интел-Синтез, 2005. — 448 с.
  14. Porter V. Competitive strategy. — New York: Free Press. — 342 p.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегического управления, понятия «стратегия», Стратегический менеджмент, целей организации, долгосрочных целей, достижение целей организации, научной дефиниции «стратегия», зарубежных исследователей, термин «стратегия», долгосрочных целей «стратегия, достижение долгосрочных целей, план достижения целей, конкурентных целей организации, целей организации распределение, упоминания понятия «стратегия», систему долгосрочных целей, внешней среды, содержания понятия «стратегия», современной организации, стратегия развития организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос