Библиографическое описание:

Калищук М. Л., Булгакова О. М., Рожкова М. Г. Совершенствование структуры дебиторской задолженности с помощью АВС-метода анализа по материалам ООО «Кандагар-Крым» // Молодой ученый. — 2016. — №11.1. — С. 27-28.



Ключевые слова: дебиторская задолженность, АВС-метод, управление.

В основе исследования дебиторской задолженности положено распреде­ление дебиторской задолженности по целевым группам должников. Как правило, при этом используются маркетинговые подходы, основанные на исследовании поведения покупателей [2].

В группе таких методов выделяется метод АВС-анализа. Метод АВС - это способ выявления и учета расходов по видам деятельности предприятия, способ опре­деления и учета расходов по каждой операции отдельно. АВС-анализ связывают с именем итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето.

В основе этого метода лежит закон, открытый итальянским экономистом Парето, который говорит, что за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин, в данный момент этот закон больше известен как «правило 20 на 80». При изучении проблем дебиторской задолженности, этот метод можно сформулировать следующим образом: 80% суммы дебиторской задолженности может числиться за 20% должников [1].

Рассмотрим применение этого анализа. Последовательность проведения анализа включает расчет всех сумм за­долженностей всех клиентов предприятия. Затем - вычисление80% от этой суммы. Далее следует определить задолженность по списку, начиная с его части, где самые большие задолженности, ту часть потребителей, которые задолжали 80% общей суммы. Их число значительно меньше количества должников. Выделенная группа должников - первая и главная целевая аудитория, учитывая ее относительную немногочисленность и основную долю долга (80%).

Вот именно эта группа требует самого пристального внимания. Работа с этой категорией должников должна строиться на основе персонального подхода. Эти усилия оправданы сумма­ми долгов, которые будут возвращены.

Подобным же образом выделяются еще две груп­пы: самой небольшой будет первая, самой многочисленной - третья.

В основе классификаций дебиторских задолженностей лежат такие категории, как сумма долга и просрочка платежа.

Характеристика типов дебиторской задолженности, ранжированных по мере убывания суммы долга (согласно методу АВС), следующая: категория А – это самые весомые должники, работа с которыми требует постоянного и тщательного учета и контроля; категория В – чуть менее важные для предприятия должники, которые взвешиваются и проверяются регулярно, однако не столь часто, как предыдущие; категория С –Это самая широкая масса дебиторов с незначительными суммами долгов.

Часто, в зависимости от состояния структуры дебиторской задолженности может выделяться и категория самых «скромных» должников Д, носящих, обычно, для изучаемого предприятии незначительный «разовый» характер.

Сформулируем общие правила управления категориями дебиторов А, В, С.

Для работы с должникам категории А необходимы: регулярная оценка достоверности прогноза платежей;возможное введение льготных условий взаимодействия; ежедневное обновление данных в базе данных;постоянное отслеживание объемов заказываемых партий и регулярности взаимодействия.

Для должника категории, применяются те же меры, что и для категории А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.

Для управления дебиторами категории С выделим отдельные рекомендации:

- необходима оценка клиента на предмет продолжения отношений;

- фиксация информации о клиенте должна быть простой, контроль за состоянием долгов можно производить периодически (касается клиентов с мелкими суммами долгов);

- ужесточение условий платежей (для клиентов, ранжированных по срокам).

При совмещении градаций дебиторов по суммам и срокам получаем матрицу управления дебиторской задолженностью, включающую в себя 9 типов дебиторов.

Рекомендации матрицы «Группировка должников»:

1 – это, как правило, благонадежные постоянные дебиторы, которые могут рассчитывать на льготные условия.

2 – постоянные дебиторы с небольшой задержкой платежа. Тактика работы с ними, как правило, заключается в «мягких» напоминаниях об оплате по телефону о необходимости платежа.

3 – дебитор постоянно срывает срок оплаты. В качестве дальнейших действий может быть введение этому клиенту более низкого лимита по объему.

4 – благонадежные дебиторы, обеспечивающие предприятию стабильные доходы.

5 – дебиторы, обеспечивающие стабильный объем продаж с длительными сроками оборачиваемости платежей. Можно увеличить лимит по объему продаж, но при этом необходим тщательный контроль за движением возникающей задолженности.

6 – стабильные продажи, но срывающиеся сроки оплаты. Необходимо подписание акта сверки и графика предстоящих платежей.

7 – благонадежные дебиторы, но для ускорения оборачиваемости и максимизации дохода можно предложить таким контрагентам больший процент комиссии.

8 – как правильно, мелкие начинающие дебиторы. Можно попробовать наладить отношения, стимулируя продажи.

9 – дебиторы с низкими продажами и оборачиваемостью. Целесообразно или отказаться от взаимодействия, либо работать только по предоплате [2].

По предприятию ООО «Кандагар-Крым» была исследована группировка должников, представленнаяв таблице 1. Из нее мы видим, что большинство контрагентов – благонадежные и постоянные. Критических, с которыми стоило бы отказаться от взаимодействия, нет.

Таблица 1

Группировка должников предприятия ООО "Кандагар-Крым"

→ среднее время просрочки, дни

0 - 30 (С)

30 - 90 (В)

более 90 (А)

↓ объем, руб

Высокие (А)

3

1

0

Средние (В)

3

2

0

Небольшие (С)

1

2

0

Данный метод дает возможность сформировать целевые аудитории должников, к которым методы взыскания долга будут отличаться, что позволит выби­рать наиболее эффективные именно для этой категории способы взыскания [3]. Кроме то­го, к преимуществу можно отнести и выбор группы дебиторов, которые аккумулируют наибольшую сумму и которым необходимо уделить внимание в первую очередь.

Литература:

  1. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник – М.: Эксмо, 2010.
  2. Мальцева И.В. Политика управления дебиторской задолженностью на предприятии // Финансовый менеджмент: учебник – М.: Эксмо, 2010.
  3. Матушевская Е. А. Оценка экономической устойчивости судоремонтных предприятий Севастополя в современных условиях хозяйствования // Бизнес Информ. – 2014. – №6. – C. 253–256.
Основные термины (генерируются автоматически): дебиторской задолженности, структуры дебиторской задолженности, управления дебиторской задолженностью, суммы дебиторской задолженности, распреде­ление дебиторской задолженности, исследования дебиторской задолженности, проблем дебиторской задолженности, типов дебиторской задолженности, целевым группам должников, категорией должников должна, суммами долгов, Совершенствование структуры дебиторской, «скромных» должников Д, целевые аудитории должников, благонадежные дебиторы, количества должников, постоянные дебиторы, 20% должников, состояния структуры дебиторской, матрицу управления дебиторской.

Ключевые слова

управление, дебиторская задолженность, АВС-метод

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос