Предупреждение оптической дисграфии и дислексии у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.05.2016

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Пузина, Е. А. Предупреждение оптической дисграфии и дислексии у дошкольников / Е. А. Пузина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1525-1527. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30620/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Предупреждение оптической дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте является весьма актуальной проблемой, поскольку нет ни одного вида деятельности детей, на который не влияла бы пространственная ориентировка. Также она влияет и на письменную речь, которая становится фундаментом для дальнейшего обучения ребенка.

Предпосылки нарушения становления оптически грамотного письма и чтения могут возникать в результате нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Исходя из этого, считаем целесообразным, проводить работу по развитию данных функций, используя следующие задания.

Задания по развитию зрительного восприятия.

СЛОЖИ В КОРОБКИ.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: картинки, на которых изображены пуговицы разной формы и соответствующие им коробочки, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинки и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой. [1]

ИСПРАВЬ ОШИБКИ.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их». [1]

НАЙДИ ПАРУ.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш.

Проведение: ребёнку по очереди предъявляются карточки, и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду. Сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые. [1]

ЧТО ЗДЕСЬ СПРЯТАЛОСЬ?

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечёркнуты линиями различной конфигурации, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет по очереди карточки и просит найти спрятанные в них фигурки, назвать их и обвести цветными карандашами. [1]

ЧТО ЗАБЫЛ ДОРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: карточки с изображением предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши.

Проведение: ребёнку предъявляются по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукавов, стул без ножки и т. д., педагог просит назвать что изображено на рисунке, дорисовать и разукрасить. [1]

БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и размеру геометрическими фигурами, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию «Раскрась большие фигуры красным цветом, а маленькие синим». Затем просит сосчитать и записать их количество на карточке. [1]

Задания по развитию зрительного анализа и синтеза.

СОСТАВЬ КУБИК.

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.

Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на ней каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ.

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.

Оборудование: парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету.

Проведение: Педагог предъявляет два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие отличия, затем предлагает найти эти отличия и раскрасить картинки.

КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ПРИЗНАКОВ?

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.

Проведение: в игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков.

ФИГУРКА ИЗ ПАЛОЧЕК.

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.

Оборудование: счётные палочки.

Проведение: ребёнку предлагается рассмотреть фигурку из палочек, после чего он самостоятельно должен собрать такую же по образцу.

Задания по развитию зрительной памяти.

ШЕРЛОК ХОЛМС.

Цели: развитие зрительной памяти.

Проведение: игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет не которые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса».

Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3–4 изменений и постепенно увеличивать их число.

ЗАМЕТЬ ВСЁ!

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: предметные картинки.

Проведение: на наборном полотне педагог выставляет в один ряд 6–8 картинок с изображением самых разных предметов. На рассматривание изображений детям отводится не более 5–10 секунд, после чего они закрываются и детям предлагается перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены. Выигрывает тот, кто заметит и безошибочно назовет все предметы.

УГАДАЙ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому-либо признаку.

Проведение: детям предлагается рассмотреть картинки, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог произвести какие-либо изменения в их расположении. Открыв глаза, дети должны отгадать, что изменилось в расположении картинок.

Игра может повторяться неоднократно, при этом должно постепенно увеличиваться число картинок, которые в ней используются, а наиболее активные игроки должны быть названы и поощрены.

ОПИШИ ИГРУШКУ.

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: игрушки.

Проведение: предложите ребенку в течение минуты посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

ЗВЁЗДОЧКИ.

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: карточка со звёздочками.

Проведение: взрослый в течении 30 сек. показывает карточку с изображением звёздочек, расположенных в разнообразном порядке. Ребёнку надо запомнить и нарисовать их в таком же порядке.

Задания по развитию пространственных представлений.

МЯЧИК ПРЫГАЕТ ПО МНЕ, ПО ГРУДИ И ПО СПИНЕ.

Цель: закрепление знаний частей тела и ориентировки в, закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мяч.

Проведение: дети выполняют задания по инструкции взрослого.

Взрослый:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и нам улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С правой коленки да к левой ступне,

Только бы не запутаться мне. [2]

РОБОТ.

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.

Проведение: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды другого: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т. д.» [2]

ПТИЧКА И КОШКА.

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

Проведение: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:

«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». [2]

ДЕЛАЙ ТАК.

Цель: ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.

Оборудование: флажки.

Проведение: логопед поднимает флажок (выполняет другие действия) левой, правой рукой, двумя руками, ребенок повторяет движения одноименными руками, стоя позади взрослого, рядом с ним, напротив него. [2]

 

Литература:

 

  1.                Игровые упражнения для развития зрительного восприятия детей дошкольников // MAAM.RU. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-igrovye-uprazhnenija-dlja-razvitija-zritelnogo-vosprijatija-detei-doshkolnikov.html (дата обращения: 10.05.2016).
  2.                Игры и упражнения на развитие пространственной представлений у детей старшего дошкольного возраста. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/03/16/igry-na-razvitie-prostranstvennykh-predstavleniy-u-doshkolnikov (дата обращения: 10.05.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ, проведение, развитие, оборудование, карточка, ребенок, задание, картинка.


Похожие статьи

Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с ТНР

Причины возникновения и пути коррекции оптической дисграфии у обучающихся начальной школы

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть 2)

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Развитие зрительного восприятия в процессе коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

Похожие статьи

Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с ТНР

Причины возникновения и пути коррекции оптической дисграфии у обучающихся начальной школы

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть 2)

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Развитие зрительного восприятия в процессе коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

Задать вопрос