Рассматривая проблему эстетического воспитания и художественного образования студентов направлений образования «Изобразительное искусство и инженерная графика», «Профессиональное образование. Прикладное искусство», то есть в системе высшего художественно-педагогического образования в Республике, как важнейший фактор их профессионально- педагогической подготовки, необходимо ещё раз подчеркнуть наличие специфики постановки задач эстетического воспитания в высшем учебном заведении. Данная проблема в последние десятилетия исследовалась рядом как российских, так и узбекских исследователей. Так, к примеру учёный С. Булатов подчёркивает, что возрождённая в годы независимости национальная культура нашего народа, внёсшая огромный вклад в мировую художественную культуру, создаёт прочную базу для эстетического и нравственного воспитания молодёжи (3, с35)
Ещё в семидесятые годы прошлого века А. И. Буров (1, с. 175) в статье «К вопросу о системе эстетического воспитания» выделяет три направления, которые должен различать в своей деятельности учитель — воспитатель, осуществляющий процесс эстетического образования и воспитания учащихся:
- Материал обучения и воспитания, с которым он обращается к воспитаннику.
- Умение программировать результат эстетического воспитания, имея в виду поэтапные критерии эстетической воспитанности личности.
- Выработка на этой основе соответствующего педагогического процесса, определение методических приёмов.
Непосредственно в процессе обучения будущих бакалавров — педагогов общие задачи эстетического воспитания усложняются и расширяются одновременно сохраняя преемственность с задачами эстетического воспитания в средней общеобразовательной школе, а именно:
- Воспитание эстетической потребности и способности правильного понимания эстетического в науке, искусстве, в природе, в явлениях общественной жизни, в человеческих отношениях, в быту.
- Развитие эстетической восприимчивости, чувств, переживаний, взглядов, убеждений, эстетического вкуса на основе систематического и глубокого знакомства с произведениями искусств, с теоретическими вопросами эстетики и искусствоведения.
- Воспитание познавательной активности, интереса к миру прекрасного, к научным вопросам эстетики и эстетического воспитания, стремления к эстетическому самообразованию и самовоспитанию.
- Развитие у студентов педагогических и методических умений и навыков. Вносить элементы прекрасного в общественную и индивидуальную жизнь, осуществлять систему эстетического воспитания и образования учащихся.
Составной частью эстетического воспитания является эстетическое образование, то есть система научных знаний, умений и навыков в области эстетики разнообразных видов искусства, эстетического воспитания. Эстетическое образование приобретается студентами, прежде всего, в разнообразных формах учебного процесса в лекциях, практических и семинарских занятиях по гуманитарным и общественно — экономическим, естественно- научным, общеобразовательным, специальным и дополнительным предметам, дисциплинам эстетического цикла, курсовых и выпускных квалификационных работах, в процессе государственной педагогической практики, в разнообразных формах самостоятельного образования. Основу, сердцевину эстетического образования составляет художественное образование, то есть система мероприятий, направленная на раскрытие и познание мира прекрасного, художественно — эстетического отражённого в сознании человека посредством искусства и художественной деятельности. И здесь поистине неоценимое место принадлежит народному, декоративно — прикладному искусству.
Таким образом, сложное понятие «эстетическая подготовка» будущего учителя можно рассматривать как единство эстетического образования и эстетического воспитания, осуществляемых в содержании, разнообразных формах и методах учебно-воспитательного процесса, а также специальной деятельности вуза по эстетическому развитию личности. Этот сложный процесс направлен на общее духовное развитие личности и всегда имеет профессиональную направленность. Эстетическая подготовка будущего учителя в вузе — важнейшая составная часть всего процесса воспитания студенческой молодёжи, её общей и профессиональной подготовки (2,с.16).
В свете сказанного понятия «эстетическая» подготовка будущего учителя применительно к студентам вышеназванных направлений будет более точно отражено в понятии «художественно-эстетическая профессиональная подготовка», а понятие «эстетическое воспитание» уточнить, расширив и углубив до понятия «эстетическое воспитание и художественное образование».
Обобщение научных разработок, требований государственных стандартов позволяет выделить общие требования к специалисту-учителю средней общеобразовательной школы и профессиональных колледжей, которые во многом определяют собой содержание, характер художественно-эстетической профессиональной подготовки студентов. Такими общими требованиями к специалисту являются:
- В соответствии с требованиями теории и практики специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать широкой эрудицией и культурой, особенно в сфере национальной народной культуры и искусства.
- Специалист должен сочетать научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, уметь на практике применять принципы научной организации труда, постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.
- Учитель изобразительного искусства, черчения, а также прикладного искусства должен иметь педагогическое призвание, любовь к детям: организаторские качества (деловитость ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, самодисциплину) коммуникативные качества (справедливость, объективность, скромность, чуткость, тактичность): перспективно-гностические качества наблюдательность, понимание других людей, прежде всего детей, способность к творческому развитию и эстетическому совершенствованию.
Литература:
- Буров А. И. Эстетика. Проблемы и споры.- М., Искусство, 1975–54с.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя.- Казань. Изд-во Казань. ун-та, 1976.-68с.
- Булатов С. С. Санъат асарларида симметрия муаммоси. — Олий таълим тизимида мусиқа,тасвирий ва амалий санъат фанларининг долзарб муаммолари. Бухоро,2010.-145с.