Развитие художественно-творческих способностейна основе изучения и освоения различных техник и материалов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.06.2016

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Мусинова, А. С. Развитие художественно-творческих способностейна основе изучения и освоения различных техник и материалов / А. С. Мусинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1612-1615. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30591/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Требования сегодняшнего времени — развивать художественно-творческие способности дошкольников и ребёнка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческого воображения — одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребёнку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он смог почувствовать красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимать себя и других людей, выражать оригинальные идеи и фантазии, и стать счастливым человеком.

Нижеследующие принципы направлены на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1.      Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействие развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2.      Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности это развитие творческих способностей детей.
  3.      Принцип развивающего обучениязаключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Дети должны научиться думать, рассуждать, а также стремиться к творческим поискам и находкам, развивать наблюдательность.
  4.      Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнёра.
  5.      Принцип дифференциации, учёта индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  1.                Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Педагог должен опираться на следующие принципы обучения детей изобразительной деятельности:

  1. Принцип наглядности.
  2. Принцип доступности материала.
  3. Принцип построения программы от простого к сложному.
  4. Принцип повторности материала.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания будут служить стержневой основой педагогической технологии.

Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребёнка.

С этой целью педагогу рекомендуется провести ряд консультаций для родителей и воспитателей: «Натюрморт как средство художественно — эстетического развития личности в дошкольном возрасте», «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?.».., «Игрушки из бросового материала своими руками»; мастер — классы с целью повышения уровня владения педагогами практическими навыками и художественно — оформительской работой, специфическими техническими приемами: «Нетрадиционные способы рисования».

Совместное творчество педагога и детей.

На этапе совместного творчества детям можно предложить в игровой форме интересные темы, вместе со взрослыми ребята в процессе работы обдумывают и обсуждают содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какие материалы будут использованы, какой формат листа (если это рисунок).

Дети научатся выслушивать мнение своих сверстников, аргументировать своё, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности педагог придёт к выводу, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству.

Коллективные картины и панно вызовут у детей живой интерес. Такие работы станут для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие — удалены на расстояние («Подводный мир», «Чудо-Африка», «Зимние забавы»).

Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно педагог формирует стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей. Становление общественно-направленных мотивов сделают детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.

3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого

На таких занятиях всегда будет царить творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов педагог создаст эмоционально-радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети смогут раскрепоститься, проявить активность и инициативу, предложат смелые решения, интересные варианты исполнения, научатся обогащать замысел на основе наблюдений, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

В этом типе занятий руководство взрослого выразится: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом творческого мышления (индивидуального и коллективного), распределения планирования последовательности работы, и помощи в случае необходимости; в-третьих, в наблюдении реализации замысла, корректировке, согласованных действий на правах участника или заинтересованного зрителя; а также в положительном принятии результата деятельности и его применении.

Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, педагогу сразу станет ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем понравится рисовать тычками (отчасти из-за лёгкости применения и быстроты), восковыми мелками (внимание детей может привлечь их свойство — с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Комбинируя изобразительные материалы, многие дети будут применять в основном краски и кисти, но при этом дети активно будут использовать палитры, предпочтут готовым цветам, смешивание красок. Некоторым может понравится рисовать углем, но многих не устроит эта «грязная» работа, не понравится, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми могут оказаться цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравится работать в нетрадиционной технике («акватипия», «печать картофельными матрицами» и. т. д.), особый интерес вызывает применение природного и бросового материала, самоклеющейся пленки.

Когда дети уже овладеют достаточными умениями, преподаватель предложит им темы: сюжетное рисование по сказке, сочинённой совместно с детьми «Как снеговики за ёлкой ходили», «Ночь в зимнем лесу» (коллективное, по представлению), «Гуси-Лебеди» (по сказке). Например, при рисовании зимнего леса вдруг закончится бумага, и дети могут подумать, на чём ещё можно будет рисовать. Преподаватель предложит варианты: на доске, на стекле, а затем детям могут использовать рулон обоев с необычной фактурой (заранее приготавливаются варианты бумаги с разной текстурой). «Путешествуя на пароходе», дети «высадились» на красивый берег, решили, что это необитаемый остров, а оказались в жаркой Африке (так родилось занятие «Чудо-Африка»).

Часто дети рисуют как бы «наизусть» то, что у них лучше всего получается или повторяли тему и рисунок так, как рисовали на занятиях. Некоторые не могли удержаться от штампов (как общих — солнышко с лицом и лучиками — палочками, домик в виде квадрата — стен и треугольника — крыши; так и личных — например, рисование всех деревьев по одной и той же схеме, не обращая внимания на характерные особенности конкретного дерева).

Иногда в самостоятельной деятельности дети рисуют небрежно, как бы наспех, если только не было личной заинтересованности в предмете изображения (себя и всё что для него значимо ребёнок рисовал очень тщательно и детально, а других участников композиции более схематично и небрежно). Очень часто они считают свой рисунок законченным, хотя над ним ещё надо поработать: придать выразительность, сделать деталировку и исправить некоторые ошибки (в некоторых случаях выполнить последнее без ущерба для рисунка уже трудно).

Поэтому особое внимание педагог должен уделять анализу детских работ. Достижения ребёнка оцениваются с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку, которой придаётся позитивный характер. Поэтому часто на мини-выставках оказывались не только самые лучшие детские произведения, но и рисунки, отличавшиеся своеобразием, личными переживаниями и самовыражением каждого ребёнка.

Привлекать к анализу детей, обращая их внимание на то, что рисунки других надо оценивать не с позиции: «мне нравится этот рисунок потому, что я дружу с Наташей», а с позиции их выразительности.

Кроме этого, регулярно организовывать творческие выставки совместных работ детей и родителей, детей и воспитателей: «Закружила осень золотая», «Поэтический образ природы», «Зимушка-зима». Действительно можно увидеть интересные и оригинальные находки, свежие идеи. Дети увидят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и воспитателям, сотрудникам и гостям.

Подводя итоги, педагог сможет отметить, что у детей повышается не только уровень художественных способностей, но личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают положительные результаты проделанной работы:

‒          Дети приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнёрских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, станут смелее, инициативнее, научатся более свободно выражать свои мысли.

‒          Дети научатся помогать друг другу, выстраивать партнёрские отношения с педагогом, это придаст уверенности даже самым зажатым детям.

‒          Дети отойдут от стереотипных образов, их работы станут ещё ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.

‒          Дошкольники привыкнут к терминам и понятиям, научатся понимать их смысл.

Залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

  1.      Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребёнком.
  2.      Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.

Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками. Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой. Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля. Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

 

Литература:

 

  1.                Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л. С. Выготский. — Москва: «Просвещение», 1991. -168с.
  2.                Григорьева, Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»/ Г. Г. Григорьева. — Москва: издательский центр «Академия», 2000.- 214с.
  3.                Климова, Е.П. «Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия» / Е. П. Климова. — Волгоград: «Учитель», 2007. — 77с.
  4.                Казакова, Р. Г. Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» / Под ред. Р. Г. Казаковой. — Москва: ТЦ Сфера, 2004. — 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, способ получения изображения, штемпельная подушка, изобразительная деятельность, средство выразительности, плотная бумага любого цвета, гуашь, материал, педагог, смятая бумага.


Похожие статьи

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем...

способ получения изображения, штемпельная подушка, ребенок, изобразительная деятельность, плотная бумага любого цвета, пластиковая коробочка, материал, гуашь, тонкий поролон, бумага.

Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при...

способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушка, ребенок, плотная бумага любого цвета, цвет, гуашь, бумага, материал, пластиковая коробочка.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными...

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.

Развитие художественной одаренности младших школьников

способ получения изображения, средство выразительности, ребенок, смятая бумага, цвет, изобразительное искусство, плотная бумага любого цвета, лист акварелью, гуашь, бумага.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве.

В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. д.) до ста цветов и оттенков...

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем...

способ получения изображения, штемпельная подушка, ребенок, изобразительная деятельность, плотная бумага любого цвета, пластиковая коробочка, материал, гуашь, тонкий поролон, бумага.

Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при...

способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушка, ребенок, плотная бумага любого цвета, цвет, гуашь, бумага, материал, пластиковая коробочка.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными...

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.

Развитие художественной одаренности младших школьников

способ получения изображения, средство выразительности, ребенок, смятая бумага, цвет, изобразительное искусство, плотная бумага любого цвета, лист акварелью, гуашь, бумага.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве.

В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. д.) до ста цветов и оттенков...

Похожие статьи

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем...

способ получения изображения, штемпельная подушка, ребенок, изобразительная деятельность, плотная бумага любого цвета, пластиковая коробочка, материал, гуашь, тонкий поролон, бумага.

Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при...

способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушка, ребенок, плотная бумага любого цвета, цвет, гуашь, бумага, материал, пластиковая коробочка.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными...

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.

Развитие художественной одаренности младших школьников

способ получения изображения, средство выразительности, ребенок, смятая бумага, цвет, изобразительное искусство, плотная бумага любого цвета, лист акварелью, гуашь, бумага.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве.

В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. д.) до ста цветов и оттенков...

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем...

способ получения изображения, штемпельная подушка, ребенок, изобразительная деятельность, плотная бумага любого цвета, пластиковая коробочка, материал, гуашь, тонкий поролон, бумага.

Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при...

способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушка, ребенок, плотная бумага любого цвета, цвет, гуашь, бумага, материал, пластиковая коробочка.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными...

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.

Развитие художественной одаренности младших школьников

способ получения изображения, средство выразительности, ребенок, смятая бумага, цвет, изобразительное искусство, плотная бумага любого цвета, лист акварелью, гуашь, бумага.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве.

В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. д.) до ста цветов и оттенков...

Задать вопрос