Требования сегодняшнего времени — развивать художественно-творческие способности дошкольников и ребёнка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческого воображения — одна из главных задач дошкольного воспитания.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребёнку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он смог почувствовать красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимать себя и других людей, выражать оригинальные идеи и фантазии, и стать счастливым человеком.
Нижеследующие принципы направлены на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
- Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействие развитию другого и тем самым саморазвитию.
- Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности это развитие творческих способностей детей.
- Принцип развивающего обучениязаключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Дети должны научиться думать, рассуждать, а также стремиться к творческим поискам и находкам, развивать наблюдательность.
- Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнёра.
- Принцип дифференциации, учёта индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Педагог должен опираться на следующие принципы обучения детей изобразительной деятельности:
- Принцип наглядности.
- Принцип доступности материала.
- Принцип построения программы от простого к сложному.
- Принцип повторности материала.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания будут служить стержневой основой педагогической технологии.
Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребёнка.
С этой целью педагогу рекомендуется провести ряд консультаций для родителей и воспитателей: «Натюрморт как средство художественно — эстетического развития личности в дошкольном возрасте», «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?.».., «Игрушки из бросового материала своими руками»; мастер — классы с целью повышения уровня владения педагогами практическими навыками и художественно — оформительской работой, специфическими техническими приемами: «Нетрадиционные способы рисования».
Совместное творчество педагога и детей.
На этапе совместного творчества детям можно предложить в игровой форме интересные темы, вместе со взрослыми ребята в процессе работы обдумывают и обсуждают содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какие материалы будут использованы, какой формат листа (если это рисунок).
Дети научатся выслушивать мнение своих сверстников, аргументировать своё, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности педагог придёт к выводу, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству.
Коллективные картины и панно вызовут у детей живой интерес. Такие работы станут для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие — удалены на расстояние («Подводный мир», «Чудо-Африка», «Зимние забавы»).
Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно педагог формирует стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей. Становление общественно-направленных мотивов сделают детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.
3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого
На таких занятиях всегда будет царить творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов педагог создаст эмоционально-радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети смогут раскрепоститься, проявить активность и инициативу, предложат смелые решения, интересные варианты исполнения, научатся обогащать замысел на основе наблюдений, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.
В этом типе занятий руководство взрослого выразится: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом творческого мышления (индивидуального и коллективного), распределения планирования последовательности работы, и помощи в случае необходимости; в-третьих, в наблюдении реализации замысла, корректировке, согласованных действий на правах участника или заинтересованного зрителя; а также в положительном принятии результата деятельности и его применении.
Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, педагогу сразу станет ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем понравится рисовать тычками (отчасти из-за лёгкости применения и быстроты), восковыми мелками (внимание детей может привлечь их свойство — с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Комбинируя изобразительные материалы, многие дети будут применять в основном краски и кисти, но при этом дети активно будут использовать палитры, предпочтут готовым цветам, смешивание красок. Некоторым может понравится рисовать углем, но многих не устроит эта «грязная» работа, не понравится, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми могут оказаться цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравится работать в нетрадиционной технике («акватипия», «печать картофельными матрицами» и. т. д.), особый интерес вызывает применение природного и бросового материала, самоклеющейся пленки.
Когда дети уже овладеют достаточными умениями, преподаватель предложит им темы: сюжетное рисование по сказке, сочинённой совместно с детьми «Как снеговики за ёлкой ходили», «Ночь в зимнем лесу» (коллективное, по представлению), «Гуси-Лебеди» (по сказке). Например, при рисовании зимнего леса вдруг закончится бумага, и дети могут подумать, на чём ещё можно будет рисовать. Преподаватель предложит варианты: на доске, на стекле, а затем детям могут использовать рулон обоев с необычной фактурой (заранее приготавливаются варианты бумаги с разной текстурой). «Путешествуя на пароходе», дети «высадились» на красивый берег, решили, что это необитаемый остров, а оказались в жаркой Африке (так родилось занятие «Чудо-Африка»).
Часто дети рисуют как бы «наизусть» то, что у них лучше всего получается или повторяли тему и рисунок так, как рисовали на занятиях. Некоторые не могли удержаться от штампов (как общих — солнышко с лицом и лучиками — палочками, домик в виде квадрата — стен и треугольника — крыши; так и личных — например, рисование всех деревьев по одной и той же схеме, не обращая внимания на характерные особенности конкретного дерева).
Иногда в самостоятельной деятельности дети рисуют небрежно, как бы наспех, если только не было личной заинтересованности в предмете изображения (себя и всё что для него значимо ребёнок рисовал очень тщательно и детально, а других участников композиции более схематично и небрежно). Очень часто они считают свой рисунок законченным, хотя над ним ещё надо поработать: придать выразительность, сделать деталировку и исправить некоторые ошибки (в некоторых случаях выполнить последнее без ущерба для рисунка уже трудно).
Поэтому особое внимание педагог должен уделять анализу детских работ. Достижения ребёнка оцениваются с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку, которой придаётся позитивный характер. Поэтому часто на мини-выставках оказывались не только самые лучшие детские произведения, но и рисунки, отличавшиеся своеобразием, личными переживаниями и самовыражением каждого ребёнка.
Привлекать к анализу детей, обращая их внимание на то, что рисунки других надо оценивать не с позиции: «мне нравится этот рисунок потому, что я дружу с Наташей», а с позиции их выразительности.
Кроме этого, регулярно организовывать творческие выставки совместных работ детей и родителей, детей и воспитателей: «Закружила осень золотая», «Поэтический образ природы», «Зимушка-зима». Действительно можно увидеть интересные и оригинальные находки, свежие идеи. Дети увидят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и воспитателям, сотрудникам и гостям.
Подводя итоги, педагог сможет отметить, что у детей повышается не только уровень художественных способностей, но личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают положительные результаты проделанной работы:
‒ Дети приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнёрских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, станут смелее, инициативнее, научатся более свободно выражать свои мысли.
‒ Дети научатся помогать друг другу, выстраивать партнёрские отношения с педагогом, это придаст уверенности даже самым зажатым детям.
‒ Дети отойдут от стереотипных образов, их работы станут ещё ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
‒ Дошкольники привыкнут к терминам и понятиям, научатся понимать их смысл.
Залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
- Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребёнком.
- Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.
Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками. Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой. Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля. Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Литература:
- Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л. С. Выготский. — Москва: «Просвещение», 1991. -168с.
- Григорьева, Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»/ Г. Г. Григорьева. — Москва: издательский центр «Академия», 2000.- 214с.
- Климова, Е.П. «Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия» / Е. П. Климова. — Волгоград: «Учитель», 2007. — 77с.
- Казакова, Р. Г. Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» / Под ред. Р. Г. Казаковой. — Москва: ТЦ Сфера, 2004. — 128с.