Автор: Чарова Юлия Константиновна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 24.05.2016

Библиографическое описание:

Чарова Ю. К. Функционально-организационные факторы взаимодействия церкви и института образования, тенденции и перспективы развития // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1379-1380.



Из приоритетных направлений в церковно-государственных отношениях в современной России является образовательная сфера. В России колоссальное укрепление совместных отношений светского образования и русской православной церкви (далее по тексту — РПЦ), началось со времен перестройки, когда в 1999 году было совершено соглашение о взаимоотношении Министерства образования и РПЦ. В целом природа интегративного взаимодействия РПЦ и образования дозволено обусловить как социальное партнерство, целью которого является формирование общего социокультурного пространства в решении задач по обучению молодежи с точки зрения духовных отечественных традиций и православной культуры. В процессе целедостижения субъектами взаимодействия урегулируются следующие задачи: слияние церковных и государственных ресурсов в воспитании молодежи на основе традиционных для российских культурных ценностях в пределе существующей нормативно-правовой базы; формирование системы для взаимодействий между государственными и негосударственными образовательными учреждениями на основе осуществления коллективных методических, культурных, спортивных и других мероприятий; специализация педагогических работников религиозных дисциплин.

Так сформировались базовые позиции взаимодействия РПЦ и образования — взгляды мировоззренческого плюрализма, толерантности, светскости и толерантности, историзма, которые, в свой черед, детерминируются нормами права, которые регламентируют общую организационно-практическую инициативность РПЦ и образовательных структур.

Ценными предпосылками к развитию интеграции среди религиозной и образовательной сферами приходится присутствие мировоззренческих, социально-идентификационных и нормативно-правовых, организационно-педагогических базовых условий для подобный интеграции. Ежели социально-идентификационные и мировоззренческие обстоятельства находятся не в кругах государственного регулирования и рассчитывают косвенную регуляцию, в таком случае организационно-педагогические и нормативно-правовые базовые обстоятельства могут быть институциональными механизмами, а также регулироваться напрямую государством.

Социальное общество, в качестве базового коэффициента механизма организационного взаимодействия образования и РПЦ реализуется с помощью всеобщих усилий для достижения разработки учебно-методической базы религиозных дисциплин, подготовке педагогических работников и организации образовательного процесса. В качестве социального принципа интеграции религиозного и светского образования в новейшем российском обществе, может значиться светская конфессионально-ориентированный образец религиоведческого образования.

В основе оценки принципов и условий сотрудничества РПЦ и образовательных организаций формируются функционально-организационные обстоятельства взаимодействия РПЦ и образования:

‒ духовно-нравственное расстройство общества, вызванный изменением социально-политической идеологемы российского государства в перестроечное время, которое инициировало отбор новых мировоззренческих оснований к интегрированию общества;

‒ видоизменение с прагматической планом государственной политики по отношению к РПЦ, которое было направленно для эксплуатации религиозного потенциала РПЦ ради гарантии авторитета правительства в виде духовной легитимизации;

‒ зарождение противоречия среди новых социально-экономических условий и необходимостью в образовании педагогической базы для интеграции религиозных знаний, навыков, умений в учебно-воспитательную деятельность для современных российских светских школ;

‒ существование большого числа религиозно-ориентированных преподавателей, которые полагали, что либеральные ценности и правило гуманизма, которые, в свою очередь, лежат в основе новой системы образования, никак не могут обеспечивать развитие у молодежи «базовых ценностей»;

‒ умение РПЦ формировать положительные общественные мнения, а также консолидации своих же собратьев в гражданской среде.

Операция в целях обеспечения механизма взаимоотноошений РПЦ и образования охватывает много направлений, внутри которых дозволено сделать как приоритетную систему православного образования, а также и работу РПЦ в области светского образования. В общем для конструкции православного образования Москвы, присущи три основные проблемы: во-первых, отчужденность и изоляция в образовательном пространстве региона; во-вторых, неразрешенность вопроса передачи накопленного системой православного образования исследования в области духовно-нравственного развития муниципальной и государственной системам образования; в-третьих, некий дефицит квалификации педагогических работников для православного образования.

Что же до видов взаимодействия РПЦ и светских образовательных учреждений, то они, в свою очередь, отличаются главным образом по уровню регулярности (постоянное сотрудничество, единовременные акции), а также по порядку организации практической деятельности. На сегодняшний момент во взаимодействии РПЦ с государственными образовательными структурами происходит работа по отработке технологий, а также согласования процедур всеобщей подготовке преподавателей православной культуры, происходит разработка и экспертиза учебных руководств, нормативных укреплений правил взаимодействия.

Особого внимания достойно условие, сложившиеся на сегодняшний момент в сфере образования среднего общего образования из-за введения учебных часов с названием «Основы религиозных культур и светской этики». Представленная предложение вызвало мощный общественный диспут, который определил два подхода к данной теме — религиозный и секулярный.

Сообразно главному подходу (Д. Лескин, И. В. Понкин и др.), образование растущего поколения должно существовать неразрывно с воспитанием. Пробы лишить образование его религиозной части приводят, к расколу всех традиционных принципов (в первую очередь, о зле и добре), а также институтов (к примеру, семьи), как не обладающих рационализируемой базой, и к «расчеловечиванию» человека.

Адепты секулярного подхода отстаивают идею о нейтральном преподавании знаний и умений о различных вероисповеданиях в национальной системе образования и на знакомстве с разными религиозными традициями в отсутствии конкретного выделения родной религиозной традиции подростка. Так же они выступают вопреки введения предмета «Основы православной культуры» в базу школьных предметов, поясняя этим светскостью государства и большой риск клерикализации образования и общества в целом.

Русская православная церковь вовремя отреагировала на вызовы времени, еще раз доказывая, что в течение всей истории Церковь всегда имела существенное значение в жизни Государства Российского. Русская православная церковь ведет динамичный диалог с обществом по жизненным социальным проблемам. Проблемы демографии, поддержания семьи, проблемы наркомании из числа подростков, духовная помощь пребывающим в местах лишения свободы, подготовка юношества к браку, развитие детей на основах добродетели, покровительство над сиротами и стариками и многое другое — все находится в фокусе внимания православных священнослужителей.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что связь государства и церкви понемногу налаживается и общество готово верить в то, что церковь является не временным феноменом, который обречен на постепенное исчезновение, а в то, что церковь приносит силы для решения проблем.

Литература:

1. Иванов Иван, диакон «Взаимоотношения Церкви и государства во второй половине XVIII века» — Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010, 96с.

2. Тростников В. Н. «Бог в русской истории» — Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви (Издательство Московской Патриархии), 2010, 208с.

3. Бруггер В. «Разделение, равноправие, близость. Три модели отношений государства и церкви. Религиоведение».-Москва: Лепта, 2009, 151с.

  1. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / Инновации и инвестиции. 2015. № 11. С. 15–18.
Основные термины (генерируются автоматически): взаимодействия РПЦ, православного образования, светского образования, интегративного взаимодействия РПЦ, обстоятельства взаимодействия РПЦ, позиции взаимодействия РПЦ, видов взаимодействия РПЦ, организационно-практическую инициативность РПЦ, условий сотрудничества РПЦ, религиозного потенциала РПЦ, механизма взаимоотноошений РПЦ, умение РПЦ, взаимодействии РПЦ, работу РПЦ, педагогических работников, отношений светского образования, организационного взаимодействия образования, православного образования Москвы, систему православного образования, системой православного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос