В статье анализируются проблемы инвестиционной обеспеченности инноваций. Подчеркивается важность инвестирования социальных инноваций, играющих важнейшую роль в развитии территорий РФ. Рассматриваются процессы инвестирования инноваций в социальный сектор Оренбургского региона. Приводится уже имеющийся опыт инвестиционных проектов, имеющих перспективный потенциал для привлечения дополнительного капитала в социальную сферу региона.
Ключевые слова: инвестиции, научно-инновационный потенциал региона, социальные инновации, инвестиционный климат.
В одном из своих высказываний американский экономист Дж. Ю. Стиглиц отмечал, что российская экономика зависима от цен на нефть, иными словами, находится на «нефтяной игле». Падение цен на нефть показали, что данное высказывание является, к сожалению, очень точным: для того чтобы экономика Российской Федерации развивалась и рос ВВП страны необходимо обратить внимание на другие экономики развитых стран, которые показывают хорошее развитие и стабильный рост.
Изначально необходимо понять высокое значение диверсификации в экономике. Нельзя делать ставку только на одну отрасль, тем более в такой стране, как Российская Федерация. Для полноценного развития экономики России есть все необходимые компоненты, как сырье, так и кадры. Поэтому для достижения успеха необходимо заниматься инвестированием в различные отрасли экономики [10, с. 55].
Но также хочется отметить, что многие развитые экономики имеют стабильный рост за счет инвестиций в инновации. Главное понимать, что нельзя добиться успеха, применяя технологии прошлых веков и оборудование, которое по всем показателям отстает от оборудования, используемого конкурентом. Если обратиться к проблеме инвестиций, то абсолютная величина внутренних затрат на исследования и разработки в России (1,12 % к ВВП) в настоящее время в 12 раз ниже, чем в США. Анализ расходов федерального бюджета на науку свидетельствует о сокращении государственного финансирования науки гражданского значения с 0,53 % к ВВП в 2011 году до 0,37 % к 2016 году. В итоге Россия существенно отстает по такому показателю, как доля затрат на исследования и разработки в ВВП — 1,2 %, в то время как в постиндустриальных странах Запада в среднем 4,7 %, в Израиле — 4,3 %, в Финляндии — 4 %, в Швеции — 3, %, в Германии — 2,8 %. И это в условиях острой необходимости модернизации экономики и перехода к инновационному пути развития [1,2].
Таким образом, в конкурентной среде хорошо себя чувствует тот, кто имеет определенное преимущество. При прочих равных условиях большую роль играет применение инновационных разработок. Поэтому в последнее время многие страны инвестируют миллиарды долларов в инновации. Некоторые страны занимаются тем, что переманивают разработчиков, давая им все необходимое для исследований и разработок. Главной тенденцией развития экономики России для получения преимущества в конкурентной среде и отказа от «нефтяной иглы» должно быть инвестирование в инновационное развитие всех отраслей [10, с. 37].
Искать новые пути развития экономики заставила не только зависимость от стоимости барреля нефти, но и ухудшение экономических отношений с другими странами, возникшими в результате введения экономических санкций в отношении Российской Федерации. Появилась необходимость в импортозамещении. Таким образом, для быстроты развития этого процесса необходимы инвестиции в инновации в тех отраслях, в которых наблюдается высокая зависимость от импортных товаров.
При рассмотрении экономик развитых стран можно обратить внимание на то, что уделяется внимание развитию социальной сферы. Развитие социальной сферы дает толчок развитию всей страны в целом. Поэтому считаем необходимым рассмотреть инвестиции в инновации в социальной сфере Оренбургской области. Развитие социальной сферы послужит улучшению инвестиционного климата, так как инвестиции в социальную сферу экономики — это инвестиции в развитие всего общества. Это, прежде всего, здравоохранение, образование, культура и т. д. [4, с. 36]
Инвестиционную активность в сфере инноваций в социальную сферу проявляют государство и частное предпринимательство. Анализируя инновационную политику государства и деятельность в этой области частного предпринимательства, можно заметить, что в их основе находится управление изменениями с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, модификации различных сторон деятельности общества.
Инвестирование в инновации в социальной сфере — это повышение качества человеческого потенциала и обеспечение необходимой для нормального хода экономических процессов социальной стабильности в обществе [9, с. 37]. Таким образом, инвестирование в социальную сферу Оренбургской области и всей страны в целом, привлечет новые инвестиционные ресурсы из зарубежных источников, так как иностранные инвесторы будут больше уверены в стабильности ситуации в стране и регионе.
В стратегии инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года определены основные макроэкономические тенденции и их влияние на экономику Оренбургской области. Одной из таких тенденций является: исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и средне-технологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста. Влияние данной тенденции на экономику Оренбургской области объясняется тем, что формирование новой технологической базы у основных игроков мирового рынка, преимущественно в сферах медицины и биотехнологии, информационно-коммуникационных технологий, идет более высокими темпами, чем в Российской Федерации. В Оренбургской области разработок по этим направлениям практически нет [7].
На инвестиционном портале Оренбургской области представлены данные по инвестициям в область. При рассмотрении инвестиции в инновации в Оренбургской области необходимо обратить внимание на научный потенциал региона.
Научный потенциал области представлен:
– 2 самостоятельными институтами и 3 структурными подразделениями институтов Уральского отделения Российской академии наук;
– 2 научно-исследовательскими институтами Российской академии сельскохозяйственных наук;
– Оренбургским филиалом Южно-Уральского научного центра Российской академии медицинских наук;
– Оренбургским отделением Российской академии естественных наук;
– 35 высшими учебными заведениями и филиалами высших учебных заведений;
– отраслевыми научно-исследовательскими институтами;
– конструкторскими бюро;
– 2 центрами коллективного пользования (центром нанотехнологий в Оренбургском государственном университете и центр биотехнологий во Всероссийском НИИ мясного скотоводства).
В регионе работают 2 члена-корреспондента РАН, более 300 докторов и около 3 000 кандидатов наук, обучается свыше 900 аспирантов и около 30 докторов. Общее количество ученых в возрасте до 35 лет в области составляет более 2 000 человек [8].
Важнейшие задачи для области — это технологическая модернизация бюджетоформирующих отраслей, «взращивание» и точечная поддержка инновационных проектов в приоритетных отраслях, развитие малого бизнеса.
Приоритетными направлениями научной деятельности в регионе являются социальные инновации:
– медицина и биотехнологии (микрохирургия, разработка новых лекарственных препаратов, диагностика и лечение инфекционных заболеваний);
– сельское хозяйство (технологии и машины для производства пищевых продуктов и переработки сельскохозяйственной продукции);
– экология и природоохранная деятельность [6];
– энергосберегающие технологии, внедрение альтернативных источников энергии;
– производство новых конструктивных материалов [3].
Также на инвестиционном портале Оренбургской области представлен реестр инновационных проектов. В данном реестре находят свое отражение все названные приоритетные направления в инновационном сегменте области. В данном реестре находят свое отражение инновационные проекты, направленные на развитие социальной сферы Оренбургской области.
Среди проектов, представляющих биотехнологии можно назвать:
– новое направление фармацевтической промышленности представлено разработкой лекарственного препарата «Споробактерин». Получен принципиально новый лекарственный препарат, полноценно заменяющий антибиотики, ферментные препараты и стимуляторы иммунитета. «Споробактерин» является более дешевым по сравнению с другими наиболее близкими препаратами (стоимость проекта: 58 000 000 руб.);
– милиацил — ранозаживляющий препарат (милиацил — просяное масло) используется в лечении гнойных ран, трофических язв, ожогов, пролежней, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, острого варикотромбофлебита (стоимость проекта: 4 000 000 руб.);
– создание биоматериала «Гиаматрикс» (биокожа): область применения уникальной кожи — лечение ожогов, дерматология, гинекология и косметология (открытие оренбургских ученых уже применяют в израильских клиниках).
Инновационные проекты в Оренбургской области, направленные на развитие энергосберегающих технологий и внедрение альтернативных источников энергии:
– строительство ветроэлектростанции (ВЭС) на территории Оренбургской области установленной мощностью 150 МВТ. Стоимость проекта: строительство первой очереди ВЭС 23МВт (стоимость: 2392 млн. руб. в ценах 2-го квартала 2011 г.);
– производство солнечных панелей в городах Оренбурге и Орске (стоимость проекта: 30 000 000 руб.);
– автономный энергоэффективный дом. Создание технологии строительства домов с применением новейших энергоэффективных и энергосберегающих технологий, обеспечивающих комфортное проживание людей со значительным снижением капитальных и эксплуатационных затрат на отопление, горячее водоснабжение, очистку сточных вод и энергообеспечение, с возможностью строительства и эксплуатации таких объектов в районах, удаленных от центральных коммуникаций (стоимость проекта: 12 млн. руб.) и др.
Проекты, направленные на инновационное развитие в Оренбургской области производства новых конструктивных материалов:
– разработка ПТЭО «Внедрение «сухого» метода производства фтористого алюминия на ОАО «Криолит» (стоимость проекта: 19 293 913 руб.);
– технологии разработки комплексных добавок на основе функциональных продуктов строительной химии для активации качественных характеристик композиционных строительных материалов (стоимость проекта: 5 млн. руб.) и др. [3]
Среди вышеперечисленных проектов есть те, что затрагивают социальную сферу Оренбургской области, но есть те, что непосредственно с ней связаны:
– формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы. Данный проект разработан на базе ГБОУВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации и направлен на становлении системы знаний о здоровье подрастающего поколения, установление ценностных ориентаций на здоровье. Стоимость проекта: 800 000 руб.
– разработка новой интерактивно-аналитической системы мониторинга социально обусловленных заболеваний и коррекции психосоматических осложнений, обусловленных дезадаптивным поведением в новой образовательной среде студенческой молодёжи Оренбургской области. Данный проект разработан на базе ФГБОУВПО «Оренбургский государственный университет». Проект направлен на развитие и поддержку информационных ресурсов Оренбургской области с целью информационного обеспечения фундаментальных исследований, образовательных и социальных проектов в Оренбургской области по вопросу здоровьесбережения, донозологической диагностики и профилактики социально обусловленных заболеваний в молодёжной среде. Коррекция адаптационных способностей и функциональных резервов студентов как системы общедоступного донозологического контроля социально-значимых заболеваний (ВИЧ, наркомания, табакокурение, алкоголизм) в студенческой среде. Стоимость проекта: 800 000 руб.
Многие инновационные проекты Оренбургской области косвенно или прямо затрагивают социальную сферу экономики. Благодаря инвестициям данная сфера даст толчок многим другим направления экономики региона и экономики страны.
Бюджетные средства на развитие этих приоритетов будут направлены на создание индустриальных, промышленных парков, субсидирование создания и развития малых инновационных предприятий, подготовку инвестплощадок, стимулирование роста спроса на инновации.
К сожалению, Оренбургская область имеет не самые высокие рейтинги по инвестициям в инновации. В рейтинге Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий область занимает 58 место. В рейтинге инновационной активности Высшей школы экономики — 24 место. В рейтинге информационно-аналитического агентства «Matrix Prime» — средний уровень. Но в Оренбургской области ведутся значительные работы по улучшению инвестиционного климата, особенно в инновационные отрасли.
В Оренбургской области создана значительная нормативно-правовая база для поддержки и регулирования инвестиций в инновации. Среди нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиции в инновации можно назвать:
– «О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области» (Закон Оренбургской области от 16 ноября 2009 года № 3222/739-IV-ОЗ);
– «Об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности» (Закон Оренбургской области от 29 сентября 2009 года № 3072/692-IV-ОЗ);
– «О государственной поддержке молодых ученых в Оренбургской области» (Закон Оренбургской области от 27 сентября 2009 года № 3806/871-IV-ОЗ).
Также в области проходят различные конкурсные отборы научно-технических разработок. Корпорация развития Оренбургской области объявляет о проведении областного конкурсного отбора научно-технических разработок и изобретений «Оренбургские инновации — 2014» с целью их реализации и внедрения. Конкурс проводится согласно проекту «Инновационная Россия — 2020», разработанному министерством экономического развития Российской Федерации на основе «Концепций долгосрочного развития Российской Федерации» [5].
Очевидно, что в 21 веке, веке информационных технологий, необходимо делать ставку на инновации. Следовательно, необходимо заниматься инвестированием в инновационные отрасли экономики. Особенно необходимо обратить внимание на инвестирование в социальную сферу. Данные инвестиции будут иметь дальнейшие позитивные последствия в плане увеличения стабильности в обществе, так как будет улучшено качество жизни и улучшение инвестиционного климата, будет достигнута определенная стабильность в обществе, что даст инвесторам определенные гарантии и снизит риски. Российская Федерация отстает от лидирующих стран в этом показателе, поэтому государству необходимо принять меры по улучшению инвестиционного климата, что будет очень трудно в период санкций. Оренбургская область находится на верном пути, что подтверждается пробудившимся интересом инвесторов к инновационным проектам.
Таким образом, Оренбургский инновационный сектор является не только «генератором» идей, но и принципиально новых прорывных направлений в науке, причем, многие работы имеют ярко выраженный социальный характер и способствуют дальнейшему развитию региона.
Литература:
- Варавва М. Ю. Становление экономики, основанной на знаниях: монография. Оренбург.: Изд. центр ОГАУ, 2008. — 72 с.
- Варавва М. Ю. Наука и инновации: состояние и проблемы в условиях формирования в России экономики знаний// Журнал экономической теории. –2014.–№ 2. — С. 80–85.
- Инвестиционный портал Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.orbinvest.ru
- Кохно П. А. Прогноз развития определяющих производств / П. Кохно // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2016. — № 3. — С. 35–43. — (Инновационная экономика). Окончание. Начало в № 2. — Библиография: 3 назв.
- Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nair-it.ru
- Оренбургская область будет способствовать развитию академической науки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orinfo.ru
- Постановление Правительства Оренбургской области № 95-п от 14.02.2014 «Об утверждении стратегии инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года»
8. Потенциал науки — на благо экономики региона и интересов оренбуржцев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orinfo.ru
- Туишева М. Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура / М. Р. Туишева // Вопросы инновационной экономики. — 2012. — № 1 (11). — С. 35–39.
- Хасанова Н. Ф. Модели участия региона в региональных инвестиционных проектах / Н. Ф. Хасанова // Российское предпринимательство. — 2014. — № 24 (270). — С 53–61.