Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 1674 раза

Библиографическое описание:

Аджимуратова, З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении / З. Р. Аджимуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1408-1410. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30397/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: ритмопластика, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие детей.

This article reveals the essence of the technique of the organization of employment on ritmoplastike with preschool children. Described in more detail on the structure of employment and value ritmoplastike employment data in physical, artistic and aesthetic development of preschool children.

Keywords: ritmoplastika, physical development, artistic and aesthetic development of children.

Актуальность: Впоследнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: фитбол-гимнастика, степ-аэробика, ритмическая гимнастика, восточная гимнастика, стретчинг и др. Ритмопластика — одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику.

Таким образом, решение данной проблемы становится актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания, позволяющих повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, создать положительный эмоциональный фон, не только активизировать двигательную деятельность, но и сообщить теоретические сведения, включающие формирование определенного мировоззрения, убежденности и осознанного отношения человека к освоению ценностей физической культуры, развитию мотивационно-потребностной сферы [1, с. 17–18].

Целью данной статьи являетсяраскрыть методику организации занятий по ритмопластике детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении — обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость) (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева) [2, с. 43–44].

Физическое развитие в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Проблемой физического воспитания занимались многие ученые психологии, физиологии и педагогики. Н. М. Амосов — физическому развитию, Н. М. Шелованов — оздоровлению, Т. И. Осокина — проблеме физического развития дошкольника,П. Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их внутренняя жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому весьма важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Понятие художественно — эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [4, с. 127].

Занятия по ритмопластике являются эффективным средством развития физического и художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста.

Термин «ритмопластика» употребляется достаточно часто в практике дошкольного образования, хотя не имеет на сегодняшний день однозначного толкования. Сам процесс развития ритмопластики у детей рассматривается как многомерный, объединяющий в себе различные задачи по развитию личности ребенка: укрепления физического здоровья детей, гармонизации эмоциональной сферы, развития подвижности и гибкости мыслительных процессов, творческого потенциала, эмоциональности, музыкальности [5, с. 334].

Занятия по ритмопластике в дошкольном учреждении построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованиемразнообразныхметодови приёмов,помогающимдетямпонятьосновыритмопластики.

Каждое занятие проходило под ритмичную музыку, формой организации занятия было — сюжетно-игровое. Занятие разбивалось на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:

Вводный этап. Выполняется музыкальная разминка, задачей которой является подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения ритмопластики.

Основной этап. Детей знакомят с новыми движениями, учат их выполнять, а также закреплять ранее изученные. Именно на этом этапе необходимо включить упражнения ритмопластики, направленные на развитие и укрепление физических и эмоциональных данных детей. Все движения переплетаются с музыкой, которая специально подбирается под тему занятия. Последовательность всех упражнений распределяется таким образом, чтобы тело ребенка получало равномерную нагрузку. Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности необходимо дополнить занятия по ритмопластике загадками, песнями, соответствующие сюжету занятия.

В конце этапа возможен вариант использования игры, цель которой — развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.

Завершающий этап. В заключение ритмопластики подбираются медитативные, дыхательные упражнения. Учат ментально сосредотачиваться на мышечных, зрительных, слуховых ощущениях. Комментируя какое-либо упражнение, необходимо призывать мысленно сосредоточиться на тех ощущениях, которые происходят с мышцами или позвоночником. Медитативные упражнения проводятся с картинами, которые должны быть подобраны с красотой умиротворённостью, пробуждением природы, т. е. красивые пейзажи [3, с. 68].

Таким образом, можноприйтик выводу,что применениев работес детьми дошкольного возраста ритмопластики, положительновлияетнавсюструктуру личности ребенка, так как дошкольный возраст является сензитивнымпериодом. В ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом

Литература:

  1. Бекина И. С. и др. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1984. — 17, 18 с.
  2. Борисова М. М., Лебедева Л. В. Физическое воспитание дошкольников. Часть 1. — М.: Акапринт, 2005. — 43, 44 с.
  3. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении, М.: 2004 г. — 68 с.
  4. Лисицкая Т. С. Ритм + пластика. — М.: ФиС, 1987.- 127 с.
  5. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. — М.: Просвещение, 1972. — 334 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, физическое развитие, занятие, ребенок, двигательная активность, творческая деятельность, физическая культура, физическое воспитание, физическое воспитание детей, эстетическое воспитание.


Ключевые слова

физическое развитие, ритмопластика, художественно-эстетическое развитие детей

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Как отмечает Г. Доман, физическое развитие детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития, для которого особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда [5].

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / сост.

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника.

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.

Новые методы и приемы организации физического воспитания...

Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс.

Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы).

Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование

В основе развития двигательной активности детей лежит ритм.

Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Как отмечает Г. Доман, физическое развитие детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития, для которого особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда [5].

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / сост.

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника.

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.

Новые методы и приемы организации физического воспитания...

Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс.

Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы).

Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование

В основе развития двигательной активности детей лежит ритм.

Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.

Задать вопрос