Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждаются «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые повлекли за собой множество изменений процесса оценки государственных закупок [2].
Критерий — это признак, основание или правила, на основании которого принимается решение по оценки чего-либо по предъявленным требованиям.
Значимость критерия — это вес критерия, оценки выраженный в процентах.
Коэффициент значимости критерия оценки — это вес критерия оценки в совокупности всех критериев, деленный на сто.
Оценка — это процесс, в котором в соответствии с законодательством о закупках определяется победитель.
Рейтинг заявки участника по критерию оценки — это оценка в баллах, которую получает участник по результатам оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Цена — это экономическое явление, которое определяет соотношение обмениваемых благ и характеризующее их.
Критерий оценки — показатель оценки заявок, который предусмотрен порядком оценки окончательных предложений.
На сегодняшний день согласно законодательству Российской Федерации критерии оценки заявок подразделяются на стоимостные и нестоимостные компоненты, которые можно представить в виде следующей схемы:
Рис. 1. Критерии оценки заявок
Ранее для оценки заявок использовались следующие критерии:
– Цена контракта;
– Функциональные или качественные характеристики товара;
– Качество работ или услуг;
– Квалификация участника конкурса, торгов;
– Расходы на эксплуатацию товара;
– Расходы на техническое обслуживание;
– Сроки поставки, выполнения или оказания;
– Сроки предоставления гарантий качества;
– Объем предоставления гарантий качества.
Для всех признаков используется согласно законодательству Российской Федерации 100-балльная система оценки поступивших заявок. Для принятия решения о победителе государственных закупок первостепенным признаком оценки является «цена».
Также согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сегодняшний день из первых признаков оценки может оказаться «стоимость жизненного цикла», если предполагается заключение «контракта жизненного цикла», который подразумевает покупку товара, его обслуживание, ремонт и при необходимости утилизацию [2].
Заказчик имеет право на основании законодательства Российской Федерации заменить критерием «стоимости жизненного цикла» остальные признаки оценки.
Согласно законодательству Российской Федерации изменились значения стоимостных критериев, которые приведены в следующей таблице:
Таблица 1
Предельные величины значимости критериев оценки
Минимальное значение стоимостных критериев (40 %) установлены для таких видов предмета договора, как:
– Создание документов, которые регламентируют сферу образования и воспитания;
– Аварийно-спасательные работы;
– Реставрация памятников культуры и исторического наследия;
– Медицинские, образовательные и юридические услуги;
– Услуги специализированных учреждений.
Процентное соотношение 30/70 устанавливается согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для следующих объектов закупки:
– Проведение экспертизы чего-либо;
– Работы по созданию, обслуживанию информационных систем и официальных сайтов государственных органов и учреждений.
Максимальное значение (80 %) нестоимостных критериев относится к следующим объектам договорных отношений:
– Финансирование показа или проката отечественной кинематографии;
– Выполнение технологических работ или НИ ОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
– Исполнение, как результат интеллектуальной деятельности.
По нестоимостным критериям оцениваются в 100 % поданные заявки содержащие следующее:
– Создание произведений литературы и искусства;
– Создание памятников архитектуры;
– Градостроительство;
– И так далее согласно Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2015г. [1].
Во всех случаях критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт» входит в общую оценку значимости величин и не должен превышать критерий «цена контракта».
Порядок расчета значимости критериев оценки закреплен в «Правилах оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» количество баллов по критериям «цена договора» и «стоимость жизненного цикла» рассчитывается по формуле:
В случае если минимальное предложение из всего списка представленных заявок меньше нуля, то используют следующую формулу:
Количество баллов по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт» согласно Правилам оценки заявок рассчитываются по следующей формуле:
Если все предоставленные заявки содержат одинаковые предложения, то оценка не проводиться, значимость прибавляется к значимости критерия «цена контракта».
Заказчик может установить показатели для нестоимостных критериев, которые раскрывают содержание показателя и учитывают особенности процесса оценки закупаемых объектов. Для каждого подобного показателя устанавливается следующее:
– Значимость показателей, сумма которых должна равняться 100 %;
– Индикаторы, в соответствии с которыми будет производиться оценка;
– Значения индикаторов оценки:
• Предельно необходимые значения;
• Шкала возможных значений показателей, для использования которой заказчик должен указать количество баллов присуждаемых за определенные значения индикаторов.
В показатель критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» могут входить следующие индикаторы:
– Качество товара, работ или услуг;
– Функциональные или потребительские свойства объекта закупок;
– Соответствие экологическим требованиям.
Показателями критерия «квалификация участников закупки» являются следующие индикаторы:
– Квалификация трудовых ресурсов;
– Опыт участника закупки;
– Обеспеченность материально-техническими ресурсами;
– Обеспеченность трудовыми ресурсами;
– Деловая репутация участников торгов, закупок.
Если лучшим условием исполнения договора является наименьшее значение критерия, то используется для вычислений следующая формула:
Если же лучшим условием для заказчика является наименьшее значение критерия, но установлено предельно необходимое минимальное значение, то используются следующие формулы:
Если для исполнения договора лучшим условием является наибольшее значение критерия, то используется следующая формула:
Если же для заказчика лучшим условием является наибольшее значение критерия, но установлено предельное необходимое максимальное значение, то используются следующие формулы:
Количество баллов, которые приравниваются заявке по вышеуказанным критериям, вычисляется как среднее арифметическое оценок всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявкам по каждому критерию.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство РФ имеет право предъявить дополнительные требования к участникам процедуры закупок отдельных видов товаров, работ или услуг, закупки которых проходят:
– Ограниченным участием;
– Закрытым конкурсом;
– Аукционом;
– Двухэтапным конкурсом;
– Закрытым конкурсом с ограниченным участием;
– Закрытым двухэтапным конкурсом [1].
Среди дополнительных требований можно выделить наличие следующего:
– Денежных ресурсов для исполнения условий договора;
– Наличие необходимого оборудования;
– Опыта работа связанного с предметом договора;
– Необходимое число специалистов, определенного уровня квалификации для исполнения условий договора.
Но также нужно отметить, что дополнительные требования, которые предъявляются к участникам процесса закупки отдельных видов товаров, работ или услуг специализированного характера, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3].
В данных случаях такие требования не используются в качестве критериев оценки заявок участников процесса закупки.
Таким образом, можно сделать вывод что «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяют порядок оценки окончательных заявок в целях выделения лучших из всего списка представленным участниками, а также устанавливают предельные значения значимости каждого критерия оценки. Данные Правила входят в основу нормативно-методической базы, которая регламентируют документационное обеспечение процесса государственных закупок.
Литература:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждаются «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);
3. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: http://www.garant.ru (дата обращения 10.11.2015).