Поскольку пока еще отсутствует специальная методическая литература по обучению астрономии для академических лицеев и профессиональных колледжей, то для этой цели в качестве руководства, учитель пока может пользоваться существующей литературой по методике преподавания астрономии в средней общеобразовательной школе. Её достаточно много [1–2], и многие методологические и дидактические аспекты преподавания астрономии в них являются, естественно, основой и для обучения астрономии в лицеях и профессиональных колледжах. Вместе с тем не следует забывать и о некоторых существующих особенностях и специфике обучения астрономии в академических лицеях и профессиональных колледжах. Прежде всего, эти особенности связаны с дифференциацией академических лицеев по направлениям (гуманитарный, физико-математический и т. д.) и многопрофильностью колледжей.
О некоторых основных особенностях и методических приемах обучения астрономии в академических лицеях и профессиональных колледжах остановимся ниже. В последние годы достаточно много работ посвящено решению этой проблемы, в частности и работы автора [3].
Мировоззренческий потенциал современной астрономии велик. Знакомясь с астрономической картиной мира, с космическими явлениями и процессами, протекающими в недрах Вселенной, учащиеся получают представления о действиях известных им физических законов и закономерностей в необычных условиях космоса. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и позволяет глубже усвоить ряд принципиально важных вопросов курса физики и техники.
При разработке содержания астрономического образования для академических лицеев гуманитарного профиля и профессиональных колледжей, исходя из цели обучения и согласно государственному стандарту астрономического образования, мы считали, что содержание должно отражать основы астрономической науки. Оно должно учитывать особенности мышления учащихся, имеющих склонностей к изучению гуманитарных дисциплин. А обучение учащихся фундаментальным теориям, законам и идеям астрономии должно иметь практическую, политехническую и гуманитарную направленность, и в результате подводить к мировоззренческим и методологическим выводам.
Курс астрономии в гуманитарных лицеях и профессиональных колледжах обязан существенно отличаться по целям, объему содержанию и, естественно, методами обучения (см. Таблицу 1). Он должен, прежде всего, давать учащимся общеобразовательную подготовку и учитывать специфику их будущих профессий.
Обучение астрономии в упомянутых образовательных учреждениях (в гуманитарных лицеях и профессиональных колледжах) должно преследовать следующие цели:
‒ изучение основных астрономических явлений и идей, формирование основных понятий;
‒ воспитание интереса к миру астрономических явлений;
‒ развитие познавательных способностей учащихся;
‒ формирование современного научного мировоззрения относительно мироздания;
‒ иметь представление о развитие прикладных направлений изучения космоса в будущем, в системе «Человек — Космос».
Объем политехнических умений для учащихся такого рода общеобразовательных учреждений невелик, для них надо упростить и уменьшить объем лабораторно практических занятий. Такого рода занятия должны, соответственно, носить наблюдательный (т. е. строится на базе астрономических наблюдений), качественный и тренировочный характер.
Учитывая тот факт, что учащиеся таких школ в основном не имеют склонности к абстрактному, теоретическому мышлению, по сему следует избегать сложных математических выводов, не делать акценты на строгие определения и абстрактные астрономические понятия.
Кроме того, при организации учебно–воспитательного процесса при обучении астрономии следует обратить внимания на следующие факторы:
‒ с целью гуманитаризации обучения, целесообразно усилить исторический подход к обучению и заострить внимание учащихся на истории становления научных взглядов, идей и космологических представлений;
‒ исторические обзоры, посвященные открытию основных законов небесной механики, астрофизики, биографии ученых (Кто был предшественником ученого в изучении рассматриваемого явления? Какова была историческая обстановка в стране, где он жил и творил?);
‒ широко использовать художественные произведения. Различные приемы использования отрывков из художественной литературы (Назовите астрономического явления, которое описывается в зачитанном отрывке? Составьте задачку, используя предложенный вам текст. Дайте объяснения с физической точки зрения описанному астрономическому явлению?);
‒ широко пользоваться научно–популярной и научно–фантастической литературой;
‒ при объяснениях учебного материала широко применять такие методы, как аналогия, образность, сравнения, моделирование и т. д.;
‒ широко применять наглядные пособия, компьютерные технологии и другие средства;
‒ использовать в обучении средства занимательности (занимательные задачи, парадоксы, викторины и др.);
‒ применять различные формы уроков, в том числе нетрадиционные;
‒ многие астрономические явления изучать на базе наблюдательных уроков.
Современная астрономия, оперирующая грандиозными пространственно-временными масштабами и экстремальными значениями состояний (температуры, давлений, плотности и др.) различных форм материи, приобщает учащихся к такой разновидности абстрактно–логического мышления, которую можно было бы назвать «космическим мышлением». Едва ли нужно доказывать, насколько необходимо нетрадиционное творческое мышление людям, работающим с современной техникой и создающим своими руками материально–техническую базу.
Уроки астрономии помогают учащимся осознатьграндиозность и масштабность космических свершений,понять необходимость международного сотрудничества в освоении космоса и почувствовать, что познание тайн Вселенной должно делать людей добрыми и гуманными.
Являясь мировоззренческим, общеобразовательным учебным предметом, вносящим немалый вклад в образованность и общую культуру учащихся, астрономия должна дать им ряд умений и практических навыков. К их числу относится умение объяснять различные астрономические явления — восход и заход светил, смену времен года, смену лунных фаз, затмения Луны и Солнца, периодическое появление комет и метеоров, неисчерпаемости энергии Солнца и звезд и т. д.
В курсе астрономии учащиеся гуманитарных лицеев и профессиональных колледжей ознакомятся со звездным небом, важнейшими яркими навигационными звездами, простейшими способами ориентировки по небесным светилам. Они приобретают навыки работы с подвижной картой звездного неба, астрономическими календарями, справочниками и школьными телескопами.
Также следует отметить, что изучение строения Солнечной системы, Галактики и их систем, занятия, связанные с астрономическими наблюдениями, в особенности, имеют немаловажное значение для эстетического и нравственного воспитания учащихся [4].
Курс астрономии для академических лицеев гуманитарного профиля и профессиональных колледжей должен давать учащимся общеобразовательную подготовку и учитывать специфику их будущей профессиональной деятельности. В курс астрономии для них нет необходимости включать астрономический практикум, можно сильно упростить характер практических занятий по решению задач и лабораторных работ по наблюдениям. В курсе астрономии для гуманитариев предпочтение должно быть отдано на занимательности содержания излагаемого материала, на практических занятиях иметь дело главным образом с качественными и тренировочными задачами.
При изложении учебного материала на уроках необходимо учитывать, что учащиеся гуманитарных лицеев, как правило, не имеют склонности к абстрактному теоретическому мышлению. Поэтому следует избегать сложных математических выводов.
С целью гуманитаризации астрономического образования целесообразно усилить исторический подход к обучению [5]. Основные разделы курса астрономии полезно завершить рассмотрением истории становления научных взглядов на соответствующую область знания. Такие исторические экскурсы позволяют проследить диалектику процесса познания. Желательно знакомить учащихся с историей наиболее важных, часто встречаемых в природе законов, в частности астрономических (небесной механики, излучения абсолютно черных тел и др.), биографиями ученых, особенно создателей средневековой астрономии–знаменитых астрономов Востока, что имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Трудолюбие, скромность, преданность Родине, гражданская активность многих ученых– астрономов являются примерами достойными подражания.
В процессе преподавания астрономии необходимо широко использовать художественную литературу [6]. Приемы использования отрывков из художественных произведений на уроках астрономии разнообразны. Одни из них включаются учителем в объяснение учебного материала, другие используются им в виде разнообразных заданий для учащихся. Можно предлагать школьникам самим выписывать цитаты из книг, в которых речь идет о том или ином астрономическом явлении (особо часто такого характера материалы в виде прозы или поэзии встречаются в произведениях классиков), а затем устраивать обсуждения сделанных ими выписок в классе.
Таблица 1
Цели иметоды обучения астрономии вакадемических лицеях гуманитарного профиля ипрофессиональных колледжах
Использования заданий, связанных с изучением истории, литературы и других предметов гуманитарного цикла, будут способствовать гуманитаризации курса астрономии, облегчению его усвоения учащимися. Этому же должны содействовать доходчивость и образность объяснения учителем нового материала, широкое применение астрономических наблюдений (в частности и самостоятельных) и ТСО, организация уроков на базе современных информационных технологий, разнообразие форм организации учебного процесса (урок–лекция, беседа, нетрадиционные уроки, конференции и др.), использование средств занимательности обучения, на основе построения кроссвордов, ребусов, имеющих астрономическое содержание, показ эффектных опытов, при решение задач — парадоксов, задач исторического содержания и др.
Литература:
- Мамадазимов М. Методологические и дидактические основы содержания астрономии и методы ее обучения в системе непрерывного образования.–Ташкент, «Фан», 2004.– 215 с.
- Левитан Е. П. Методика преподавания астрономии.–М., Просвещение, 1965.– 227 с.
- Левитан Е. П. Концепция астрономического образования.–//Земля и Вселенная.– 1965.–№ 5.–С.77–79.
- Лыков В. Я. Эстетическое воспитание при обучении физике.– М., Просвещение, 1986.– 144 с.
- Карпенко Ю. А. Названия звездного неба.–Москва, Наука, 1981.– 184 с.
- Ларина Г. А. Поэзия на уроках астрономии.–//Физика в школе.– 2002.–№ 3.–С.43–45.