Авторы: Хайдарова Олия Каххаровна, Бокиев Б. У.

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Хайдарова О. К., Бокиев Б. У. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1572-1574.



В современных условиях образование становится важнейшим условием внедрения новых технологий во все сферы человеческой деятельности, роста конкурентоспособности и повышения уровня жизни. Основной целью современного образования является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Чтобы успешно решить эту задачу, необходимо знать, как происходит развитие личности, какие факторы оказывают влияние на ее формирование.

Образование и воспитание, являясь продуктом сознания, одновременно являются фактором, определяющим уровень сознания. Не изменив систему образования и воспитания, нельзя изменить сознание. Не изменив сознание, невозможно достичь высшей цели, стоящей перед нами — построения свободного и процветающего общества.

С первых же лет независимости стала ощутимой острая необходимость реформирования сферы образования и воспитания. Процесс, связанный с разработкой Национальной программы по подготовке кадров, показал, что в течение многих лет в этой сфере накопилось немало проблем. При осуществлении задач, предусмотренных в Национальной программе по подготовке кадров, во-первых, ускорится процесс определения человеком своего места в обществе, во-вторых, новая модель образования приведет к формированию в обществе свободно мыслящей личности.

Как известно, образование — неизменный атрибут любого общества, основной показатель его культуры и развития. Любая страна, думая о будущем, прежде всего обращает внимание на образование. В этом смысле примечательны слова Президента Узбекистана И.Каримова, сказанные в первые дни обретения независимости: «Будущее начинается сегодня. Если сейчас не уделять внимание вопросам воспитания, то можно проиграть будущее. Для воспитания мы ничего не пожалеем!». Это было толчком к действию, и тогда началось реформирование образования, появился Закон «Об образовании», позже — Национальная программа по подготовке кадров. Воспитание совершенного поколения в нашей стране стало приоритетным направлением государственной политики.

Действие Национальной модели подготовки кадров способствовало ускорению процесса определения человеком своего места в обществе. Молодые люди ещё в подростковом возрасте должны найти и определить своё место в обществе. Когда молодой человек не может определить конкретные цели в жизни, то зачастую сталкивается с всевозможными проблемами, поддается отрицательным влияниям, труднее идёт процесс становления его как личности. Самое главное, молодёжи предоставляется возможность овладеть определённой специальностью, обеспечивается социальная профессиональная адаптация.

Особое место в системе непрерывного образования занимает высшее образование. Высшее образование на базе общего среднего, среднего специального, профессионального образования является самостоятельным видом системы непрерывного образования и осуществляется в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программой по подготовке кадров».

Одной из определяющих задач высшего образования является обеспечение высокорезультативного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ. Деятельность преподавателя высшей школы должна быть ориентирована на создание условий для образования, формирования потребностей и способностей личности в учебном процессе. В квалификации каждого преподавателя высшей школы две грани, которые освещаются двумя путями: специальной и педагогической. Преподавателю высшей школы постоянно приходится решать вопросы: для чего учить? чему учить? как учить? Необходимо найти правильное решение этих вопросов. Такое решение должно быть основано на знании основных законов и положений педагогической науки с соответствующей их интерпретацией, учетом особенностей обучаемых.

Исходя из этого, определяются основные задачи в подготовке преподавателей высшей школы:

‒ формирование педагогической квалификации, обеспечивающей эффективность учебного процесса;

‒ формирование нового профессионального мышления, ориентированного на осознание социально-экономических перемен;

‒ овладение системой педагогических знаний как методологической основой деятельности преподавателя;

‒ овладение технологией обучения как системой методов, наиболее приближенных к профессиональной деятельности обучаемых.

Педагогическая система школы считается основой для разработки педагогических технологий. Для результативной организации учебного процесса преподаватель должен иметь опыт создания условий для образования, формирования потребностей и способностей студентов в учебном процессе.

В настоящее время интерактивное обучение начинает широко использоваться в практике обучения как альтернатива традиционным методам обучения. Во время интерактивного обучения преподаватель не дает готовых знаний, а побуждает у студентов мотив к самостоятельному поиску.

На занятиях интерактивные методы создают благоприятную атмосферу в коллективе. Вот некоторые из них:

Метод «Золотая рыбка».

Преподаватель расставляет несколько картинок, на которых изображены рыбы, на стол. На картинке с изображенной простой рыбкой есть кармашек с двумя вопросами по изучаемой теме. Достав этот рисунок, студент отвечает на вопросы, и в случае если в тетради выполнено домашнее задание, он получает максимальную оценку. Если студент достаёт картинку, на которой нарисована золотая рыбка, то для автоматического получения максимальной оценки ему достаточно иметь в тетради выполненное задание.

Метод «Сеть паука»

Все участники встают в круг. На руках одного участника мячик из пряжи. Он составляет вопрос по сегодняшней теме, задает его, затем бросает этот мячик второму участнику, не отпуская конец пряжи. Тот, у кого есть ответ, дает его, затем сам составляет вопрос и бросает этот мячик следующему участнику, не отпуская нитку пряжи. Тот, у кого нет вопроса и ответа, даёт мячик следующему участнику и не оставляя себе нитку пряжи. Таким образом, он не входит в эту сеть. Когда сеть дойдёт до конца, преподаватель ставит оценки тем, кто активно участвовал в занятии. Те, кто не вошли в сеть паука, не получают оценки.

Метод «Бумеранг»

Аудитория делится на пять микрогрупп. Каждая группа получает задания, по которым каждый студент должен тщательно подготовиться. Игра проводится поэтапно.

I этап: стартовый этап. Цель этапа: усвоение задания каждым участником.

II этап: составление новых групп. Цель этапа: студенты расходятся и составляют новые микрогруппы. В эти группы собирается по одному участнику от прежних групп. Каждый участник рассказывает проблемы прежней группы.

III этап: исходное положение. Цель этапа: все студенты садятся на свои места и отвечают на вопросы преподавателя. Эта игра формирует коммуникативную способность каждого студента и мотивирует их самостоятельно усваивать материал.

Метод “Ручка посередине стола”. Все студенты садятся вокруг круглого стола. Всем студентам даётся задание. Каждый студент на бумажке пишет свой ответ, отдаёт бумажку следующему студенту и кладет ручку на середину стола. Те студенты, которые не написали ответ, держат ручки в руках.

Когда студенты закончивают писать, начинается устное обсуждение. В конце преподаватель ставит оценки всем участникам.

Оптимальность метода “Ручка посередине стола”:

- преподаватель узнает уровень подготовки студентов к сегодняшнему занятию.

- во время устных опросов студенты за короткое время получают нужную и полезную информацию.

При выборе содержания каждого интерактивного метода учитывались возрастные особенности учащихся, их способности освоения и восприятия учебного материала, их интересы и стремления. При этом преследовалась цель — не навредить здоровью учащихся, чтобы учебная нагрузка соответствовала интересам воспитания здорового поколения, чтобы она не отчуждала учащихся от занятия, а наоборот формировала профессионально-педагогическую подготовленность.

B профессионально-педагогическуюподготовленность входит:

‒ понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности каждого и всех педагогических свойств личности;

‒ знание педагогических основ управления;

‒ знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях;

‒ понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления;

‒ умение в основе педагогически корректно готовить и проводить занятия со студентами по профессиональным вопросам;

‒ желание далее совершенствовать уровень своей профессионально-педагогической подготовки.

Этот основательный минимум педагогической подготовленности всякого образованного человека, студента-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение профессиональных дисциплин, правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом использовании преподавателем интенсивных педагогических технологий, должном внимании к практичности, активном обучении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.

К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся:

‒ технология самовосприятия и самооценки (рефлексии — взгляда и оценки себя со стороны). Самодовольство убивает на корню всякие мысли о самосовершенствовании. Нужно учиться приемам самоанализа и самооценки;

‒ технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизации, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокритики, самонаказания;

‒ технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером;

‒ технология научной организации студенческого труда: организация рабочего места, рационализация режима труда и отдыха, техника конспектирования, сбора, систематизации и хранения учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, организация отдыха, гигиена умственного труда.

Для того чтобы обеспечить интерес обучающихся к занятию рекомендуем следующее:

‒ оказывать индивидуальную помощь каждому студенту, имея в виду готовность к занятию, способности, ускорение усвоения нового материала, интерес и мотивацию;

‒ поддерживать и развивать у учащихся такие способности, как усвоение нового материала, самоформирование, интерес к образованию и профессии;

‒ комплексное изучение бытовых происшествий, усиливать межпредметную связь;

‒ динамическое и регулярное обновление учебного процесса, его эффективности, совершенствование организационных форм и методов;

‒ использование во всех учебных заведениях проблемных и компьютерных средств обучения, а также виртуальных стендов;

‒ совершенствовать технологическую базу образования путем использования современных технических средств.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
  2. Зиямухаммедова С. Б.Зиямухаммедов. Новая пед. технология: теория и практика. — Т., 2002.
  3. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2005.
  4. Авлиякулов Н. Х. Педагогическая технология. Т.:2009.
Основные термины (генерируются автоматически): высшей школы, мячик следующему участнику, преподавателя высшей школы, Ручка посередине стола, Цель этапа, подготовке кадров, педагогических технологий, мячик второму участнику, непрерывного образования, даёт мячик следующему, нитку пряжи, «Об образовании», реформирования сферы образования, Деятельность преподавателя высшей, педагогических свойств личности, учебного процесса, учебном процессе, определения человеком, задач высшего образования, учебного процесса преподаватель.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос