Педагогический опыт преподавателя на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 649 раз

Библиографическое описание:

Хайдарова, О. К. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе / О. К. Хайдарова, Б. У. Бокиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1572-1574. — URL: https://moluch.ru/archive/115/29223/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современных условиях образование становится важнейшим условием внедрения новых технологий во все сферы человеческой деятельности, роста конкурентоспособности и повышения уровня жизни. Основной целью современного образования является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Чтобы успешно решить эту задачу, необходимо знать, как происходит развитие личности, какие факторы оказывают влияние на ее формирование.

Образование и воспитание, являясь продуктом сознания, одновременно являются фактором, определяющим уровень сознания. Не изменив систему образования и воспитания, нельзя изменить сознание. Не изменив сознание, невозможно достичь высшей цели, стоящей перед нами — построения свободного и процветающего общества.

С первых же лет независимости стала ощутимой острая необходимость реформирования сферы образования и воспитания. Процесс, связанный с разработкой Национальной программы по подготовке кадров, показал, что в течение многих лет в этой сфере накопилось немало проблем. При осуществлении задач, предусмотренных в Национальной программе по подготовке кадров, во-первых, ускорится процесс определения человеком своего места в обществе, во-вторых, новая модель образования приведет к формированию в обществе свободно мыслящей личности.

Как известно, образование — неизменный атрибут любого общества, основной показатель его культуры и развития. Любая страна, думая о будущем, прежде всего обращает внимание на образование. В этом смысле примечательны слова Президента Узбекистана И.Каримова, сказанные в первые дни обретения независимости: «Будущее начинается сегодня. Если сейчас не уделять внимание вопросам воспитания, то можно проиграть будущее. Для воспитания мы ничего не пожалеем!». Это было толчком к действию, и тогда началось реформирование образования, появился Закон «Об образовании», позже — Национальная программа по подготовке кадров. Воспитание совершенного поколения в нашей стране стало приоритетным направлением государственной политики.

Действие Национальной модели подготовки кадров способствовало ускорению процесса определения человеком своего места в обществе. Молодые люди ещё в подростковом возрасте должны найти и определить своё место в обществе. Когда молодой человек не может определить конкретные цели в жизни, то зачастую сталкивается с всевозможными проблемами, поддается отрицательным влияниям, труднее идёт процесс становления его как личности. Самое главное, молодёжи предоставляется возможность овладеть определённой специальностью, обеспечивается социальная профессиональная адаптация.

Особое место в системе непрерывного образования занимает высшее образование. Высшее образование на базе общего среднего, среднего специального, профессионального образования является самостоятельным видом системы непрерывного образования и осуществляется в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программой по подготовке кадров».

Одной из определяющих задач высшего образования является обеспечение высокорезультативного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ. Деятельность преподавателя высшей школы должна быть ориентирована на создание условий для образования, формирования потребностей и способностей личности в учебном процессе. В квалификации каждого преподавателя высшей школы две грани, которые освещаются двумя путями: специальной и педагогической. Преподавателю высшей школы постоянно приходится решать вопросы: для чего учить? чему учить? как учить? Необходимо найти правильное решение этих вопросов. Такое решение должно быть основано на знании основных законов и положений педагогической науки с соответствующей их интерпретацией, учетом особенностей обучаемых.

Исходя из этого, определяются основные задачи в подготовке преподавателей высшей школы:

‒ формирование педагогической квалификации, обеспечивающей эффективность учебного процесса;

‒ формирование нового профессионального мышления, ориентированного на осознание социально-экономических перемен;

‒ овладение системой педагогических знаний как методологической основой деятельности преподавателя;

‒ овладение технологией обучения как системой методов, наиболее приближенных к профессиональной деятельности обучаемых.

Педагогическая система школы считается основой для разработки педагогических технологий. Для результативной организации учебного процесса преподаватель должен иметь опыт создания условий для образования, формирования потребностей и способностей студентов в учебном процессе.

В настоящее время интерактивное обучение начинает широко использоваться в практике обучения как альтернатива традиционным методам обучения. Во время интерактивного обучения преподаватель не дает готовых знаний, а побуждает у студентов мотив к самостоятельному поиску.

На занятиях интерактивные методы создают благоприятную атмосферу в коллективе. Вот некоторые из них:

Метод «Золотая рыбка».

Преподаватель расставляет несколько картинок, на которых изображены рыбы, на стол. На картинке с изображенной простой рыбкой есть кармашек с двумя вопросами по изучаемой теме. Достав этот рисунок, студент отвечает на вопросы, и в случае если в тетради выполнено домашнее задание, он получает максимальную оценку. Если студент достаёт картинку, на которой нарисована золотая рыбка, то для автоматического получения максимальной оценки ему достаточно иметь в тетради выполненное задание.

Метод «Сеть паука»

Все участники встают в круг. На руках одного участника мячик из пряжи. Он составляет вопрос по сегодняшней теме, задает его, затем бросает этот мячик второму участнику, не отпуская конец пряжи. Тот, у кого есть ответ, дает его, затем сам составляет вопрос и бросает этот мячик следующему участнику, не отпуская нитку пряжи. Тот, у кого нет вопроса и ответа, даёт мячик следующему участнику и не оставляя себе нитку пряжи. Таким образом, он не входит в эту сеть. Когда сеть дойдёт до конца, преподаватель ставит оценки тем, кто активно участвовал в занятии. Те, кто не вошли в сеть паука, не получают оценки.

Метод «Бумеранг»

Аудитория делится на пять микрогрупп. Каждая группа получает задания, по которым каждый студент должен тщательно подготовиться. Игра проводится поэтапно.

I этап: стартовый этап. Цель этапа: усвоение задания каждым участником.

II этап: составление новых групп. Цель этапа: студенты расходятся и составляют новые микрогруппы. В эти группы собирается по одному участнику от прежних групп. Каждый участник рассказывает проблемы прежней группы.

III этап: исходное положение. Цель этапа: все студенты садятся на свои места и отвечают на вопросы преподавателя. Эта игра формирует коммуникативную способность каждого студента и мотивирует их самостоятельно усваивать материал.

Метод “Ручка посередине стола”. Все студенты садятся вокруг круглого стола. Всем студентам даётся задание. Каждый студент на бумажке пишет свой ответ, отдаёт бумажку следующему студенту и кладет ручку на середину стола. Те студенты, которые не написали ответ, держат ручки в руках.

Когда студенты закончивают писать, начинается устное обсуждение. В конце преподаватель ставит оценки всем участникам.

Оптимальность метода “Ручка посередине стола”:

- преподаватель узнает уровень подготовки студентов к сегодняшнему занятию.

- во время устных опросов студенты за короткое время получают нужную и полезную информацию.

При выборе содержания каждого интерактивного метода учитывались возрастные особенности учащихся, их способности освоения и восприятия учебного материала, их интересы и стремления. При этом преследовалась цель — не навредить здоровью учащихся, чтобы учебная нагрузка соответствовала интересам воспитания здорового поколения, чтобы она не отчуждала учащихся от занятия, а наоборот формировала профессионально-педагогическую подготовленность.

B профессионально-педагогическуюподготовленность входит:

‒ понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности каждого и всех педагогических свойств личности;

‒ знание педагогических основ управления;

‒ знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях;

‒ понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления;

‒ умение в основе педагогически корректно готовить и проводить занятия со студентами по профессиональным вопросам;

‒ желание далее совершенствовать уровень своей профессионально-педагогической подготовки.

Этот основательный минимум педагогической подготовленности всякого образованного человека, студента-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение профессиональных дисциплин, правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом использовании преподавателем интенсивных педагогических технологий, должном внимании к практичности, активном обучении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.

К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся:

‒ технология самовосприятия и самооценки (рефлексии — взгляда и оценки себя со стороны). Самодовольство убивает на корню всякие мысли о самосовершенствовании. Нужно учиться приемам самоанализа и самооценки;

‒ технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизации, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокритики, самонаказания;

‒ технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером;

‒ технология научной организации студенческого труда: организация рабочего места, рационализация режима труда и отдыха, техника конспектирования, сбора, систематизации и хранения учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, организация отдыха, гигиена умственного труда.

Для того чтобы обеспечить интерес обучающихся к занятию рекомендуем следующее:

‒ оказывать индивидуальную помощь каждому студенту, имея в виду готовность к занятию, способности, ускорение усвоения нового материала, интерес и мотивацию;

‒ поддерживать и развивать у учащихся такие способности, как усвоение нового материала, самоформирование, интерес к образованию и профессии;

‒ комплексное изучение бытовых происшествий, усиливать межпредметную связь;

‒ динамическое и регулярное обновление учебного процесса, его эффективности, совершенствование организационных форм и методов;

‒ использование во всех учебных заведениях проблемных и компьютерных средств обучения, а также виртуальных стендов;

‒ совершенствовать технологическую базу образования путем использования современных технических средств.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
  2. Зиямухаммедова С. Б.Зиямухаммедов. Новая пед. технология: теория и практика. — Т., 2002.
  3. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2005.
  4. Авлиякулов Н. Х. Педагогическая технология. Т.:2009.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный процесс, высшая школа, Национальная программа, высшее образование, занятие, образование, подготовка кадров, преподаватель, участник.


Задать вопрос