Библиографическое описание:

Рыбалкина А. С. Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 30-32.



В данной статье рассмотрен порядок деления земель на категории и проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую.

Ключевые слова: категории земель, перевод земель из одной категории в другую.

В ст. 1 Земельного Кодекса РФ закреплен один из центральных принципов земельного права принцип деления земель на категории по целевому назначению, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и дозволенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земли подразделяются на категории по целевому и функциональному назначению и выделяются в качестве особой группы в зависимости от их значения.

Так в соответствии со ст. 7 Земельного Кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

— земли промышленности, транспорта, энергетики, радиовещания, связи, информатики, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли водного фонда;

— земли лесного фонда;

— земли запаса.

Данное разделение предназначено для определения правового статуса земельного участка с целью его охраны и использования только по назначению, а также для сохранения первоначальных свойств участка [4].

Земли и земельные участки должны принадлежать только лишь к одной из семи категорий, не должно быть земель или земельных участков, не отнесенных к какой-либо категории [5]. Законодатель в п. 2 ст. 8 Земельного Кодекса РФ закрепил перечень документов, в которых должна быть указана категория земель, к ним относятся:

— акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

— государственный кадастр недвижимости;

— документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— договоры, предметом которых являются земельные участки;

— иных документы в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Категория земель должна быть указана во всех вышеперечисленных документах, иначе они считаются не соответствующими требованиям законодательства и недействительными. [1]

В некоторых случаях целевое назначение земли требует изменений. Так, например, в связи с необходимостью проведения дорог или коммуникаций, осуществления нового жилищного или промышленного строительства и т. д. Изменяется целевое назначение земельного участка, путем перевода земель из одной категории в другую.

Перевод земель из одной категории в другую является важным институтом земельного права. Осуществление перевода влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель, а именно правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т. д. [2]

П. 1 ст. 8 Земельного Кодекса РФ содержит перечень земель в отношении которых осуществляется перевод из одной категории в другую:

— земель, находящихся в федеральной собственности;

— земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;

— земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;

— земель, находящихся в частной собственности:

— земель сельскохозяйственного назначения;

— земель иного целевого назначения.

Процесс перевода земель из одной категории в другую регламентирован нормативно правовыми актами, а также Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12. 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». С принятием данного закона были решены многие проблемные вопросы, так как ранее отсутствовал специализированный закон, регулирующий процедуру перевода земель из одной категории в другую, что вызывало трудности в судебной практике. Однако в применении на практике закон имеет некоторые недочеты:

— не раскрыты понятия: «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо», что позволяет государственным органам, занимающимся процедурой перевода земель, трактовать их по- разному.

— пробелы существуют в основаниях, по которым может быть отказано в переводе земель, формулировка является неточной и ее можно применить в большом количестве случаев.

— разделен перевод земель и земельных участков, однако критерии, по которым их нужно различать, не установлены.

— перевод земельного участка из земель запаса в другую категорию проводится после формирования в законодательном порядке акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. Но наличие данного документа не всегда является достаточным условием для безопасного перевода. На наш взгляд необходимо требование о проведении экологической экспертизы и о планах рекультивации земель при переводе их в земли запасов, так как в соответствии с Земельным Кодексом РФ в земли запаса могут переводиться земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, не проведение экспертизы может нарушить право граждан на благоприятную окружающую среду. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие пробелы законодательства, регулирующего перевод земель из одной категории в другую, требуют устранения, на наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо внести некоторые поправки в закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»:

— раскрыть содержание таких понятий, как «правообладатель», «ненадлежащее лицо», «заинтересованное лицо»;

— уточнить формулировку оснований отказа в переводе земель или земельных участках из одной категории в другую.

— ввести критерии разграничения перевода земель и земельных участков.

— внести требование об экологической экспертизе для перевода земель запаса в другие категории.

Литература:

1. Смагина О. В. Отнесение земель к категориям. Перевод земель из одной категории в другую// Имущественные отношения в России. — 2007. — № 5.

2. Хураськина Н. В. Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую// Социально-политические науки. – 2013. — № 1.

3. Потапова А. Н. Правовые проблемы перевода земельных участков из одной категории в другую// Научное сообщество студентов XXI столетия. — 2013.

4. Остапенко А. Г., Пилюк Р. А. Права собственности на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации // Экономика, социология и право. — 2015. — № 11. С.105–108.

5. Остапенко А. Г. Правовое регулирование отношений между соседями, имеющими общие границы, посредством сервитутов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): перевода земель, регулирования перевода земель, земельных участков, переводе земель, перевод земель, Земельного Кодекса РФ, земель запаса, «О переводе земель, деления земель, земель сельскохозяйственного назначения, Российской Федерации, Перевод земель, категории земель, правового регулирования перевода, субъектов Российской Федерации, перевода земель запаса, порядок деления земель, принцип деления земель, Процесс перевода земель, процедурой перевода земель.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос