Муниципальный долг как группировка муниципальных долговых обязательств: содержание понятия и подходы к его интерпретации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Орлов П. А., Четвергова В. Н. Муниципальный долг как группировка муниципальных долговых обязательств: содержание понятия и подходы к его интерпретации // Молодой ученый. — 2016. — №10.5. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/archive/114/30365/ (дата обращения: 14.12.2018).



Рассмотрены содержательные аспекты и интерпретации понятия «муниципальный долг», обозначены элементы структуры муниципального долга, представлены данные по объему долговых обязательств муниципальных образований в Российской Федерации за последнее пятилетие.

Ключевые слова: муниципальный долг, муниципальные заимствования, муниципальные долговые обязательства, объем муниципального долга.

Экономическую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [1].

За счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации), исполняются возникающие в связи с решением вопросов местного значения муниципальные финансовые обязательства.

«Состоятельность» всякого муниципального образования (общее количество которых в стране, к слову, по данным на 1 января 2015 г. достигло 22 923, в том числе – 1 823 муниципальных районов, 535 городских округов, 1 644 городских и 18 654 сельских поселений, а также 267 внутригородских территорий городов федерального значения), его текущие возможности и перспективы определяются, прежде всего, «здоровьем» муниципального бюджета (слагаемыми которого традиционно считают величину бюджетного дефицита и объемы муниципальных заимствований).

Муниципалитетам сегодня приходится прикладывать дополнительные усилия по обеспечению эффективного исполнения собственных бюджетных обязательств, особенно когда в наличии имеются хоть какая-нибудь потенция к развитию [2].

В самих муниципальных заимствованиях принято различать как положительные, так и отрицательные составляющие.

Хорст Циммерман (H. Zimmermann) [3], например, увязывает муниципальные заимствования с «кредитными иллюзиями» избирателей и «преобразовательным зудом» политиков различных уровней, призывающих осуществлять желаемые расходы «уже сейчас и сегодня», «тогда как счета по их оплате будут предъявлены гражданам лишь завтра», по прошествии выборов. А потому «мобилизацию заимствований» автор зовет «незаслуженной» по отношению к интересам будущих поколений.

Для других авторов рациональным кажется условие, когда «кто пользуется, тот и платит».

Так, по мнению К.Н. Патраева [4], заимствования не только обоснованы, но и необходимы, когда «привлеченные средства направляются на реализацию инфраструктурных проектов», слишком затратных, чтобы осуществляться «местными» хозяйствующими субъектами. Однако при нехватке бюджетной обеспеченности «сугубо» текущих расходов, полагается снижать их объемы, а не «транслировать в завтра» сегодняшние финансовые обременения.

В любом случае, принципиально важным для «заимствующих» муниципальных образований остается привлечение средств «по минимальной стоимости заимствования».

Представленные в табл. 1 толкования позволяют определить, что муниципальным долгом, допустимо считать суммарный объем долговых обязательств муниципального образования, гарантией по которым принимается муниципальное имущество.

Таблица 1

Муниципальный долг: содержание понятия

Источник

Толкование

Бюджетный кодекс Российской Федерации (Ст. 100) [5]

общая суммарная задолженность муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам

Большой юридический словарь [6]

обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц

Словарь «ФИНАМ» [7]

обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантии по обязательствам третьих лиц либо обязательства третьих лиц, а также иные обязательства

Финансовое право: учебник для вузов [8]

совокупность долговых обязательств муниципального образования, обеспеченная всем составляющим муниципальную казну муниципальным имуществом

Финансовый словарь трейдера [9]

совокупность текущих задолженностей муниципального образования, включающая непогашенные долговые обязательства и проценты по ним

В ст. 100 Российского Бюджетного кодекса зафиксированы «устройство» муниципального долга и видовая характеристика муниципальных долговых обязательств, опись которых включает в себе:

1) ценные бумаги муниципального образования (муниципальные ценные бумаги);

2) бюджетные кредиты, привлеченные в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредиты, полученные муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантии муниципального образования (муниципальные гарантиям).

В иных видах долговые обязательства муниципального образования (вне зависимости от его статусных особенностей) существовать не могут.

Непосредственный суммарный объем муниципальных долговых обязательств составляют:

во-первых, номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

во-вторых, объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

в-третьих, объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

в-четвертых, объем обязательств по муниципальным гарантиям;

наконец, в-пятых, объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Объемы долговых обязательств муниципальных образований в Российской Федерации за последнее пятилетие представлены в табл. 2.

Таблица 2

Объемы долговых обязательств муниципальных образований

в Российской Федерации за последнее пятилетие [10]

Отчетная дата

Объем долга муниципальных образований (тыс. руб.)

Темп роста

к предыдущему году(%%)

1 января 2011 г.

169 810 885.41

1 января 2012 г.

215 474 393.73

126,9

1 января 2013 г.

245 347 729.84

113,9

1 января 2014 г.

288 875 353.80

117,7

1 января 2015 г.

313 242 521.58

108,4

1 января 2016 г.

341 298 168.85

109,0

Данные таблицы указывают на устойчивую и, к сожалению, несомненно-негативную тенденцию относительной стабильности объема долговых обязательств российских муниципальных образований.

Литература:

  1. Орлов, П.А. Муниципальное управление: учебное пособие / П.А. Орлов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – С. 18-25.
  2. Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по оценке качества управления муниципальными финансами. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://minfin.ru/common/gen_html/index.php?id=15117&fld=HTML_MAIN.
  3. Циммерман, Х. Муниципальные финансы: учебник / Х. Циммерман, пер. с нем. – М.: Дело и Сервис, 2003. – С. 48.
  4. Патраев, К.Н. Муниципальные займы как источник финансирования дефицита местных бюджетов / К.Н. Патраев // Проблемы современной экономики. – 2009. – №3. – С. 210-211.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 15.02.2016 г. №23-ФЗ). [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19702/.
  6. Додонов, В.Н. Большой юридический словарь / В.Н. Додонов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: ttp://juridical.slovaronline.com/%D0%9C/%D0%9C%D0% A3/3499-MUNITSIPALNYIY_DOLG.
  7. Словарь «ФИНАМ». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.finam.ru/dictionary/wordf01C26/?page=20.
  8. Финансовое право: учебник для вузов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.bibliotekar.ru/finansy-1/.
  9. Финансовый словарь трейдера. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://utmagazine.ru/posts/11590-municipalnyy-dolg.
  10. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, муниципальное образование, обязательство, последнее пятилетие, объем долговых обязательств, объем, местный бюджет, муниципальное имущество, муниципальный долг, обязательство третьих лиц.


Ключевые слова

муниципальный долг, муниципальные заимствования, муниципальные долговые обязательства, объем муниципального долга

Похожие статьи

Управление государственным долгом РФ | Статья в журнале...

законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц [1]. Принято рассматривать управление государственным долгом Российской Федерации в широком и узком смыслах (рис. 1).

Анализ внутреннего государственного долга Российской...

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами...

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Одним из направлений минимизации стоимости обслуживания долговых обязательств субъектов РФ, является организация

В 2014 г. был внедрен новый механизм предоставления целевых средств региональным бюджетам в объеме их фактической потребности.

Проблемные вопросы долговых обязательств супругов в составе...

влечет возникновения долговых обязательств по данным договорам у другого супруга.

Основные термины (генерируются автоматически): супруг, нужда семьи, общее имущество супругов, долг, обязательство, СК РФ, период брака, время брака, имущество, кредитный...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Основой для исполнения расходных обязательств муниципального образования служит местный бюджет. Права и полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Бюджетным кодексом Российской Федерации...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

– выплаты по государственному долгу.

Так, в новой ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств определяется как направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих...

Управление государственным долгом: проблемы и возможности

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по

- иным обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Управление государственным долгом РФ | Статья в журнале...

законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц [1]. Принято рассматривать управление государственным долгом Российской Федерации в широком и узком смыслах (рис. 1).

Анализ внутреннего государственного долга Российской...

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами...

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Одним из направлений минимизации стоимости обслуживания долговых обязательств субъектов РФ, является организация

В 2014 г. был внедрен новый механизм предоставления целевых средств региональным бюджетам в объеме их фактической потребности.

Проблемные вопросы долговых обязательств супругов в составе...

влечет возникновения долговых обязательств по данным договорам у другого супруга.

Основные термины (генерируются автоматически): супруг, нужда семьи, общее имущество супругов, долг, обязательство, СК РФ, период брака, время брака, имущество, кредитный...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Основой для исполнения расходных обязательств муниципального образования служит местный бюджет. Права и полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Бюджетным кодексом Российской Федерации...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

– выплаты по государственному долгу.

Так, в новой ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств определяется как направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих...

Управление государственным долгом: проблемы и возможности

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по

- иным обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Задать вопрос