Автор: Нуруллаева Надира Кадамовна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 21.05.2016

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Нуруллаева Н. К. Новые подходы в историографии периода независимости // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1107-1109.



В данной статье речь идет о новых научных подходах в историографии периода независимости Республики Узбекистан.

Ключевые слова: культурная взаимосвязь, культурное взаимовлияние, национально- культурные интересы, межнациональные отношения, культурно-исторический процесс.

Благоприятная обстановка для объективного научного познания, глубинного переосмысления противоречивой картины культурных взаимоотношений в рамках советской действительности сложилась лишь после распада СССР и обретения Узбекистаном государственного суверенитета.

Проблемы культурных взаимосвязей и культурного взаимовлияния народов Хорезмского оазиса всегда рассматривались в контексте вопросов истории культуры и культурного процесса в Узбекистане. С позиции темы нашего исследования нужно указать, что учеными Узбекистана был собран и обобщен значительный фактический материал, который обладает весомым информационным потенциалом. Хотя надо сказать, что в годы независимости усилилось внимание исследователей проблемам национальной культуры в целом, изучению её некоторых аспектов с точки зрения общественных наук (исторической, философской, политологической, искусствоведческой).

В «Новой истории Республики Узбекистан» отмечается, что в последние десятилетия ХХ века культура Узбекистана продолжала самобытные народно-национальные традиции, различные современные социально-художественные явления и тенденций [10, c. 423–478]. В «Новой истории Каракалпакстана» подчеркивается, что деятели культуры Каракалпакстана активно ищут непроторенные пути развития, возрождения национальных традиций, стремятся выйти за рамки привычных концертов, ведут поиски синтеза уходящею в глубь столетий духовной культуры, национальной ментальности с образностью современной жизни [11, c. 491–504].

На сегодняшний день в раскрытии изучаемой нами проблемы большую теоретико-методологическую основу составляют труды проф. Д. А. Алимовой, которые, наиболее полно и выразительно отображают эволюцию методологических и историографических представлений автора за последние годы [1]. В первый раздел «Историческая наука в Узбекистане и проблемы ее развития» вошли публикации о месте и роли отечественной исторической науки на различных этапах ее развития, а также о первоочередных мерах и задачах по ее совершенствованию. Во второй раздел «Для чего нужно историческое сознание?» включены раздумья историка относительно роли исторической науки и исторического сознания в современном обществе. Особенно интересными, на наш взгляд, представляются размышления автора о необходимости обобщения опыта предшествующих поколений, и о том, как идейные образы «совершенного общества» и «совершенного человека», представленные в трудах известных мыслителей Востока, могут быть экстраполированы на современную реальность и поставлены на службу обществу.

Публикации, представленные в третьем разделе «Недавнее прошлое глазами историка», дают возможность рассмотреть события недавнего исторического прошлого нашей страны в контексте общемировых процессов. Следующие разделы данного тома посвящены изучению методологии и подходов к исследованию вопросов культуры в первые десятилетия советского периода и включают взгляд историка на женский вопрос, и, может быть, просто мнение современной женщины о женском мире.

В целом данный труд проф. Д. А. Алимовой [1] на сегодняшний день является наиболее ценным источником, так как в нем комплексно рассматриваются вопросы генезиса научной мысли в исторической науке Республики Узбекистан, исторического процесса и формирования высокой

На рубеже 90-х годов культурно-исторический процесс разрабатывался с различных точек зрения. Например, К.Расулов [6, c. 29], исходя из объекта своего исследования (межнациональные отношения в Узбекистане — прим. авт.), указывает, что «особое место занимают меры по возрождению национальной культуры». Оценка автором сложившейся ситуации в области культурного процесса сводится к мысли, что «решение проблем, доставшихся в наследство от прошлого, было трудным и противоречивым. Но при всей противоречивости процессов общественного развития шло духовное и политическое раскрепощение народа, люди обретали гражданское и национальное достоинство». Национально-культурные интересы и развитие национальной культуры стали объектом исследования в кандидатской диссертации К. Мираъзамова [5, c. 21]. Исследование интересно нам с точки зрения формирования и расширения понятийного аппарата объекта исследования — национальной культуры, а также общефилософская диалектика её развития. Автор констатирует, что для претворения в жизнь политики независимости необходимо и важно решать культурно-духовные проблемы, непосредственно связанные с национальной культурой, с верой, мировоззрением, идейностью людей, с их духовностью. Развитие национально-культурных интересов приводит к необходимости решать культурно-духовные проблемы возрождения почти забытых обычаев, обрядов и традиций, национальных ценностей, восстановить подлинную историю, возродить себя как нацию. В работе исследуются вопросы национальных языков, обычаев и традиций, создание национально-культурных центров и обществ как фактор выражения национально-культурных интересов народов Узбекистана.

Вопросы культуры межнациональных отношений являлись актуальной проблемой научной мысли первой половины 90-х годов, так как распад тоталитарной системы привел к обособлению межнациональных отношений в Узбекистане, обуславливавшихся назревавшими нерешенными национально-этническими конфликтами. С.Чариев [9, c. 21] рассматривает социальную справедливость как социально-философскую категорию, которая характеризует уровень социального достижения, степень материальной и духовной зрелости общества и ее членов, видит нарушение критериев социальной справедливости при советском тоталитарном строе, указывает на причины возникновения духовного неравенства наций и национальных групп, что привело к деформации культуры межнациональных отношений. Деятельность национальных культурных центров Республики Узбекистан стала объектом исследования Н. Туговой [7, c. 25]. В работе она рассматривается как часть общей системы культурно-воспитательной работы в стране. Выделяя особое значение деятельности Республиканского интернационального культурного центра как объединяющей, координирующей силы, актуализируется роль Общественного центра «Духовность и просветительство». Автор подчеркивает, что «эти общественные организации являются на современном этапе своеобразными центрами духовной жизни различных диаспор и играют все более положительную роль в вовлечении населения в политическое, хозяйственное, экономическое и культурное строительство». Диссертационное исследование Х.Маннапова [4, c. 23] посвящено изучению и раскрытию общественной сущности средств массовой информации, их влияния на культуру общества в целом. В частности, во второй главе автор обращает основное внимание на специфические особенности развития средств массовой информации, их место в культурной жизни в условиях становления независимости Республики Узбекистан. В этом контексте к вышеуказанной работе близко диссертационное исследование Д.Бекбаулиева [3, c. 83]. Объект исследования — периодическая печать Каракалпакстана первой половины 1990-х годов. Автор изучает историю формирования периодической печати Каракалпакстана в условиях перехода к рыночным отношениям, дает характеристику и жанровые особенности периодики данного периода. В методологическом аспекте большую роль играют исследования ученых-философов Узбекистана. Так, Б.Халматова [8, c. 23] в своем диссертационном исследовании попыталась осуществить концептуально-методологический анализ сущности, особенностей развития и общественной роли духовной культуры в условиях перехода к рыночным отношениям. Среди некоторых публикаций, посвященных истории культуры современного Узбекистана, можно выделить статью Х. Р. Жураева [3, c. 83–86], в которой дается общая картина культурного процесса в период независимости.

Таким образом, в историографии Узбекистана проблема культурного возрождения в различных ее аспектах (историческом, социолого-культурологическом, философском и др.) была изучена довольно глубоко. При этом были разработаны проблемы состояния культуры на современном этапе и новые схемы развития в условиях независимости Республики Узбекистан.

Литература:

  1. Алимова Д. А. История как история, история как наука. В 2-х томах. Ташкент: Узбекистан, 2008–2009.
  2. Бекбаулиев Д. Давлат мустақиллиги йилларида Қорақалпоғистон даврий матбуотан (1991–1994-йй.).: Автореф. дисс.... канд. ист. наук. –Ташкент, 1997.
  3. Жураев Х. Р. Мустақил Ўзбекистонда маданиятнинг ривожланиши //Общественные науки Узбекистана. –Ташкент, 2001. -№ 4–5.
  4. Маннапов Х. Роль средств массовой информации в культурной жизни общества в условиях перехода Республики Узбекистан к рыночным отношениям: Автореф. дисс....канд.ист.наук. –Ташкент, 1997.
  5. Мираъзамов К. Национально-культурные интересы и развитие национальной культуры : Автореф. дис....канд.ист.наук. –Ташкент, 1995.
  6. Расулов К. Обеспечение межнационального согласия и мира в Узбекистане во второй половине 80-х — начале 90-х годов.: Автореф. дис....канд.ист.наук. — Андижан, 1993.
  7. Тугова Н. Системный подход к воспитательной деятельности национально-культурных центров Республики Узбекистан.: Автореф. дисс....канд.ист.наук. –Ташкент,1995.
  8. Халматова Б. Духовная культура и особенности ее развития в процессе перехода к рыночной экономике.: Автореф. дисс....канд.ист.наук. –Ташкент, 1997. — 23 с.
  9. Чариев С. Социальная справедливость — важнейший фактор в повышении культуры межнациональных отношений.: Автореф. дис....канд.ист.наук. –Ташкент,1994.
  10. Ўзбекистоннинг янги тарихи. 3-китоб. Мустақил Ўзбекистон тарихи. Тошкент, 2000.
  11. Қарақалпақстанның жаңа тарийхы. Нөкис, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Узбекистан, независимости Республики Узбекистан, культуры межнациональных отношений, национальной культуры, историографии периода независимости, культурного процесса, духовной культуры, истории культуры, периода независимости Республики, деформации культуры межнациональных, культуры современного Узбекистана, Вопросы культуры межнациональных, повышении культуры межнациональных, проблемам национальной культуры, столетий духовной культуры, развитие национальной культуры, деятели культуры Каракалпакстана, Узбекистана проблема культурного, роли духовной культуры, условиях независимости Республики.

Ключевые слова

межнациональные отношения, культурная взаимосвязь, культурное взаимовлияние, национально- культурные интересы, культурно-исторический процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос