Автор: Панько Елизавета Юрьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Библиографическое описание:

Панько Е. Ю. Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 816-818.



В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяются мероприятия для развития предпринимательства в отраслях промышленности.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Республика Татарстан, предпринимательство.

При современном положении дел в сложившийся ситуации в экономике России малое и среднее предпринимательство находится в затруднительном положении. В условиях введенных санкций и повышения курса мировых валют предпринимателям приходится искать новые пути развития для поддержания текущего уровня и дальнейшего повышения эффективности деятельности. В данной статье рассматриваются возможные пути решения возникших проблем на примере малого и среднего предпринимательства в экономике Республики Татарстан.

Основные задачи дальнейшего развития предпринимательства в реформируемой экономике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи развития предпринимательства вРеспублике Татарстан

п/п

Задачи

1

Вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность

2

Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП

3

Развитие кадрового потенциала предпринимательства

4

Содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов МСП в промышленности

5

Создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности

6

Содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции

7

Создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки МСП

8

Повышение качества оказания государственных услуг субъектам МСП, научно-методическое, нормативно-правовое и консультационное обеспечение

9

Развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами МСП на региональные и зарубежные рынки

В связи со сложившейся ситуацией в мировой и российской экономике существует необходимость предпринять особые меры по поддержке предпринимательства. В первую очередь, требуется обозначить пути решения наиболее острых проблем предпринимательства в Республике Татарстан:

‒ рассмотреть возможность предоставления коммерческими банками отсрочек для субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате части процентов, превышающей ключевую ставку Центрального Банка РФ, по ранее выданным кредитам;

‒ ограничить повышение цен со стороны предприятий-монополистов, выпускающих импортозамещающую продукцию для отечественной промышленности;

‒ субсидировать затраты на уплату процентов по банковским кредитам, ориентируясь на ключевую ставку, от которой зависит стоимость заемных ресурсов;

‒ субсидировать кредиты в иностранной валюте, затраты на подключение к сетям и уплату арендных платежей резидентами технопарковых структур.

‒ установление налоговых каникул и освобождение от проверок.

Рассмотрим возможные пути решения проблем предпринимательства в экономике на примере Республики Татарстан.

1. Нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малого и среднего предпринимательства (МСП).

По оценке Росстата, в 2015 году в неформальном секторе было занято свыше 19 % общей численности экономически активного населения.

Для снижения негативного влияния данного фактора целесообразным является активное участие региональных органов исполнительной власти и институтов поддержки МСП, ответственных за развитие предпринимательства, в оценке регулирующего воздействия нормативных актов в данной сфере на федеральном уровне.

2. Проблемы доступа к источникам финансирования деятельности.

В этих условиях финансовая поддержка МСП должны быть ориентирована на меры, способные дать мультипликативный эффект. Одновременно меры поддержки целесообразно скорректировать для обеспечения снижения стоимости финансовых ресурсов, сокращения сроков рассмотрения заявок и требований к заёмщику.

3. Сохранение высокого уровня административных барьеров.

Для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения условий для предпринимателей, важно сократить административные барьеры, которые препятствуют развитию предпринимательства в Республике. В частности, речь идет о сокращении сроков получения и количестве необходимого числа разрешений.

Меры для снижения негативного влияния высоких административных барьеров должны концентрироваться на сокращении неоправданных административных барьеров. На республиканском уровне необходимо обеспечить участие предприятий и органов исполнительной власти в актуализации технических норм и стандартов. Например, по использованию нефтехимической продукции в жилищном и дорожном строительстве.

4. Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции.

Для преодоления данного фактора целесообразно стимулировать эффективность государственных закупок, закупок субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием с обеспечением доступа к ним субъектов МСП. Другое направление — продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренний и внешний рынки.

Продвижению продукции на внешние рынки способствует проведение точечных, целевых визитов делегаций для проработки конкретных предложений о сотрудничестве с партнёрами за рубежом и в регионах России, а также активизация работы представительств и торговых домов республики. При организации данных направлений Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан предполагает учитывать интересы производственных средних и малых предприятий.

Следует отметить, что в России в целом потенциал роста МСП в промышленности в значительной степени исчерпан. Следует ожидать опережающего роста лишь для отдельных сегментов отрасли (радиоэлектроника), связанного с расширением спроса со стороны государства в специфической продукции. Это незначительно повлияет на общий рост показателей промышленных предприятий сектора МСП. Предполагается очень незначительный рост данного сегмента в среднесрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе рост промышленности в общей структуре сектора МСП в России, в том числе и в Республике Татарстан, будет в значительной степени связан с эффективностью мер, направленных на:

‒ внедрение новых технологий;

‒ упрощение административных процедур;

‒ подготовку кадров различной квалификации.

В связи с изложенным, учитывая, что Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан не является уполномоченным органом исполнительной власти по реализации программ поддержки предпринимательства, целесообразно осуществлять развитие промышленного бизнеса в рамках текущей деятельности последующим направлениям (таблица 3.2).

Таблица 2

Направления развития предпринимательства вотраслях промышленности

п/п

Мероприятие

1

содействие реализации совместных проектов крупных, средних и малых промышленных предприятий

2

отстаивание интересов промышленного предпринимательства смежных отраслей

3

участие в реализации мероприятий по продвижению продукции промышленного предпринимательства

4

содействие повышению качества подготовки специалистов для промышленных предприятий, в том числе малых и средних путем развития системы наставничества, обеспечения участия работодателя в формировании программ обучения и т. д.

На сегодняшний день с целью увеличения в Республике Татарстан удельного веса промышленного производства в обороте малого и среднего предпринимательства ведётся работа по оповещению и консультированию республиканских предприятий о возможности субсидирования части затрат за счет средств бюджета Российской Федерации в рамках ФЦП, реализуемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Подводя итог, хочется отметить, что решение проблем малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан возможно при содействии Правительства республики в рамках создания специализированных программ. В дополнение к этому необходимо взаимодействие с субъектами крупного предпринимательства, как в рамках одной отрасли, так и в смежных отраслях в виде проектов и специальных заказов.

Решение данных проблем имеет огромное значение для развития экономики Республики Татарстан в целом, а также способствует повышению благосостояния граждан и повышению социально-экономического уровня республики.

Литература:

  1. Кузьмина Е. Е., Кузьмина Л. П. Организация предпринимательской деятельности. Теория и практика. Учеб.пособие. 2-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 508 с.
  2. Полозков М., Чванов Р. Малому и среднему предпринимательству необходима налоговая поддержка // Государственная служба. — 2015. — № 4 (96). — С.52–55.
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/
  5. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/
  6. Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fpprt.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Татарстан, Республике Татарстан, среднего предпринимательства, развития предпринимательства, торговли Республики Татарстан, экономики Республики Татарстан, предпринимательства вРеспублике Татарстан, предпринимательства Республики Татарстан, проблем предпринимательства, экономике Республики Татарстан, примере Республики Татарстан, поддержки предпринимательства, Республике Татарстан удельного, Республика Татарстан, Режим доступа, задачи развития предпринимательства, острых проблем предпринимательства, дальнейшего развития предпринимательства, решения проблем предпринимательства, Электронный ресурс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос