Библиографическое описание:

Гребенюк Т. А., Бусоедов И. А. Конфликтные ситуации в организации // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 675-678.



Статья посвящена такой актуальной теме как конфликтные ситуации в организации. Каждый человек имеет право на свое личное мнение, и часто бывает что мнения людей различаются, и это становится причиной возникновения конфликтных ситуаций между данными людьми. В статье рассмотрены виды конфликтных ситуаций, классифицированных разными способами, а также причины возникновения конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: конфликты, конфликтные ситуации, организации, индивид, группа.

Современный человек проводит всю свою жизнь в общении с ему подобными. Каждый индивид имеет свое личное мнение, свою точку зрения на мир. И нередко между людьми возникают разногласия. Не становятся и исключение разногласия в организации. Само понятие организации можно представить в трех аспектах. Определения понятия приведены в таблице, представленной ниже.

Таблица 1

Определение понятия «организация»

Какой бы идеальной не была система взаимодействия сотрудников в организации, конфликтные ситуации все равно будут иметь место быть. И поэтому ставится вопрос не как полностью избежать конфликтов, а как прийти к их рациональному разрешению. Под конфликтом в организации следует понимать иерархию межличностных связей, стремящихся рационально разрешать возникшие противоречия, появившиеся на фоне различающихся мнений и взглядов, а также при недостатке ресурсов, которые являлись в данной ситуации необходимыми потребностями.

Конфликты классифицируются согласно различным параметрам. Но более распространенным является классификация конфликтов исходя из лиц, между которыми он возник. Так выделяются следующие виды конфликтных ситуаций:

– Внутриличностные;

– Межличностные;

– Между личностью и группой;

– Межгрупповые;

Внутриличностные конфликтные ситуации в свою очередь делятся на следующие виды, представленные на схеме.

Рис.1. Виды внутриличностных конфликтов

Следует уточнить, что внутриличностный конфликт не всегда осознается самим индивидом. Такой конфликт может возникать и на горизонтальном, и на вертикальном уровнях. Причины же могут колебаться от расхождения в личностных взглядах до соперничества в занимаемых должностях.

Конфликты между индивидом и группой возникают в двух случаях:

– Индивид не воспринимает установки группы;

– Группа не воспринимает индивида как важного для их общества;

Чаще всего такие конфликты возникают на горизонтальном уровне. И в таком случае группа имеет больше воздействия на индивида. Она может благосклонно к нему относиться в случае, когда он принимает установки общества, а может устроить ему неблагоприятную моральную обстановку на рабочем месте. На вертикальном уровне такой конфликт будет у индивида с его начальством.

Межгрупповые конфликты в организации возникают между ее различными системами. На следующей схеме представлены причины возникновения межгрупповых конфликтов.

Рис. 2. Причины возникновения межгрупповых конфликтов

Также можно выделить еще одну немаловажную классификацию конфликтов возникающих в зависимости от уровня деловых коммуникаций индивида. Данная классификация представлена в таблице 2.

Помимо непосредственно организационных конфликтов в организации существуют еще несколько видов конфликтов.

Производственные конфликты возникают по причинам разногласий относительно процессов производства. Могут возникать между сотрудниками разных квалификаций, или разных социальных категорий. А связаны они в первую очередь с человеческими ресурсами, а также с производственным оборудованием и сырьем, рабочими установками и другим.

Трудовые конфликты чаще всего возникают на материальной почве. Тогда, когда работники оценивают необходимую оплату пропорционально сделанной работе. При данном виде конфликта происходит стыкование интересов сотрудников по поводу трудовых взаимоотношений.

Таблица 2

Классификация конфликтов по уровням

Корпоративные конфликты подразумевают собой расхождение мнений между акционерами и органами управления общества, между иерархическими системами, между начальником и рабочим. В данных конфликтах причинами становятся вопросы касающиеся плана развития организации, состава управляющих компании.

Литература:

  1. Лысенко Ю. Н. Конфликты в системе управления производственной организацией // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2012. № 12 (92). С. 176–182.
  2. Козлов С. А. Конфликт в организациях // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007. № 113. С. 129–134.
  3. Хофманн К. М. Причины конфликтов в организациях и их урегулирование // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 132–133.
  4. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю., Семенова Н. К. Проблемы понятия «лидерство» // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 745–747.
  5. Евсеенкова Л. И., Целых Л. А. К вопросу выбора методов управления конфликтами в организации // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. № 27. С. 190–194.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтных ситуаций, возникновения конфликтных ситуаций, возникновения межгрупповых конфликтов, виды конфликтных ситуаций, конфликтные ситуации, причины возникновения конфликтных, причиной возникновения конфликтных, личное мнение, немаловажную классификацию конфликтов, Причины возникновения межгрупповых, причины возникновения межгрупповых, следующие виды конфликтных, Причины конфликтов, классификация конфликтов, деловых коммуникаций индивида, Трудовые конфликты, организационных конфликтов, Межгрупповые конфликты, Производственные конфликты, ситуации необходимыми потребностями.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос