Автор: Егорова Ольга Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Егорова О. А. Психологические основы рабочей программы изучения курса изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1215-1217.



«Познание фундаментальных сущностных основ потока информации предполагает формирование универсальных учебных действий. Фундаментальное ядро образовательных стандартов строится на акмеологических принципах саморазвития, самосовершенствования, самоопределения человека» [1].

Одной из программ, рекомендованных для работы в общеобразовательных учреждениях, является курс «Изобразительное искусство» для 5–9 классов, созданный под редакцией Бориса Михайловича Неменского [3].

«Второе поколение» ФГОС предполагает, что именно система личностных качеств, формируемая у представителей подрастающего поколения, является целью образования вообще и, в том числе, целью освоения курса изобразительного искусства в школе. Осваивая достижения культуры в области художественной деятельности, человек переживает личностный рост, осознает свою причастность к бесконечной череде поколений человечества, впитывая мудрость предков и внося свой посильный вклад в поддержание духовных традиций. При этом удовлетворяются некоторые важные социальные потребности человека — потребность в причастности к сообществу себе подобных и потребность влиять на окружающую среду.

Для современной учебной программы обязательно определяются ценностные ориентиры содержания предмета. Это необходимо делать, опираясь на теоретические разработки классиков психологической науки, в частности, на теорию структуры личности.

Так, П. Е. Кряжев пишет: «Формой, которая объединяет различные компоненты духовного содержания личности … в единый и относительно самостоятельный комплекс, является психологическая структура личности, которая сама развивается под воздействием своего содержания» [2, с.65]. По К.Платонову, «динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры», а первым, высшим уровнем этой структуры является направленность [4, с. 125–126], в которую автор включает также моральные черты личности и систему ее отношений.

Такой компонент направленности, как стремление, вырастает из более примитивных форм, таких как влечение (форма направленности, не имеющая четкой цели), а также желание — более осознанное, имеющее цель, влечение. В стремлении, помимо осознанности, присутствует волевой компонент. Если же к этому набору добавляется интерес, появляется выраженная склонность, которая часто имеет некую идеальную цель, проявляющуюся в различных сферах культурной деятельности.

Под мировоззрением К.Платонов понимал усвоенную человеком систему представлений и понятий о закономерностях и связях, пронизывающих окружающую человека действительность. Эта система у каждого человека имеет свою степень организованности и структурированности. Низший уровень организованности мировоззрения — «пассивное миросозерцание» [4], высший — убеждение. Мировоззрение, включающее в себя убеждения и стремление к общественно одобряемым идеалам, является самой совершенной формой направленности.

Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» способствует более качественному формированию направленности личности учащихся посредством совершенствования их мировоззрения.

Б.Неменский называет связи искусства с реальностью «смысловым стержнем программы» [3]. Поскольку систематическое обучение является важной частью жизни человека, постольку практика освоения изобразительного искусства и системы смыслов, исторически наполняющих подобную деятельность, становится ключевым звеном интеграции личности школьника в мировую культуру. Эмоционально-оценочный компонент деятельности, связанной с изучением изобразительного искусства, является незаменимой частью процесса личностного роста, способствуя формированию у школьника полноценного мировоззрения, социально значимых склонностей, идеалов и убеждений.

Неотъемлемой составляющей духовного становления личности является патриотизм и высокая гражданская позиция в целом, поэтому Неменский делает формирование этих качеств личности одним из основных принципов своей программы. Воплощение этого принципа невозможно без общения с родной культурой, и природой под чутким руководством учителя. По словам Платонова, вторая из выделенных им подструктур личности содержит личный опыт, формирующийся в процессе жизни под влиянием обучения. Подструктуру опыта, по мнению автора, «иногда называют индивидуальной культурой». Автор отмечал, что через формирование индивидуальной культуры наиболее ярко проявляется личность и «именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества» [4].

Формирование данной подструктуры отражено в проекте рассматриваемой нами программы как организация практической деятельности, что является естественной формой обучения изобразительному искусству. Освоение любого искусства возможно лишь в процессе получения собственного опыта, основанного на интеграции многих компонентов личности с опорой на накопленную человечеством базу знаний, образов и способов действий.

Итак, личность — система, чья структура формируется на основе имеющегося в ней содержания, складывающегося из имеющихся знаний, ориентированных на определенную систему смыслов и применяемых в практической деятельности. Образовательный курс «Изобразительное искусство» позволяет охватить сознанием ту часть культуры, которая не входит в другие образовательные блоки, и, в то же время, позволяет установить межпредметные связи, совершенствующие индивидуальную картину мира.

«Формирование направленности личности является идеальной целью образования (стремление к построению целостной самодостаточной личности, способной достичь состояния «акме», максимальной эффективности) и, в то же время, красной нитью проходит сквозь весь образовательный процесс» [1].

Литература:

  1. Егорова О. А. Психологическая составляющая формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС 2 поколения. Мат. Всерос. научно-практ. конфер. «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога», Тверь, ТвГУ, 2013.
  2. П. Кряжев. Общество и личность. М., 1961, 94с.
  3. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5–9 классы, Москва: Просвещение, 2011 г.
  4. Платонов К. К. О системе психологии. М., Мысль, 1972. 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая структура личности, изобразительного искусства, направленности личности, курса изобразительного искусства, «Изобразительное искусство», формированию направленности личности, курс «Изобразительное искусство», универсальных учебных действий, «Формирование направленности личности, духовного содержания личности, интеграции личности школьника, теорию структуры личности, моральные черты личности, духовного становления личности, целостной самодостаточной личности, индивидуальное развитие личности, качеств личности, подструктур личности, компонентов личности, совершенной формой направленности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос