Библиографическое описание:

Сегизбаева А. Т., Мукашева Б. А. Исследование в действии: Как развивать коммуникативные навыки учащихся 7-х классов, проживающих в интернате? // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 64-65.



В рамках психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 7-х классов, каждый год психологической службой планируется ряд мероприятий по созданию благоприятных условий нахождения каждого учащегося, развития сплоченности и эмоционального комфорта в классе. Анализ работы за 2013-2015 годы показал, что тяжелее всего адаптироваться учащимся, проживающим в интернате, так как изменяется ситуация привычного образа жизни и окружения. Психологическая служба ведет журнал запросов и журнал консультаций. За 2014-2015 учебный год было проведено 332 консультации, из них 271 с учащимися. Один из часто встречаемых поводов обращений учащихся – это взаимоотношения с окружением (сверстники, семья, значимые взрослые) – 54% обращений, возможно, это связано с дефицитом конструктивных, коммуникативных умений и навыков, индивидуальными особенностями.

Работая с учащимися по программе адаптации, было выявлена группа учащихся, у которых возникали трудности в построении эффективных коммуникаций, а как следствие сложности в адаптации. С целью решения трудностей адаптации, кроме реализации программы адаптации, мы решили сделать акцент на развитие коммуникативных навыков у учащихся, проживающих в интернате. Коммуникативные умения и навыки выделены нами как основополагающие критерии успешной адаптации и в дальнейшем обучения и взаимодействия с окружающими.

Цель данного исследования – способствовать развитию коммуникативных навыков у учащихся, проживающих в интернате в рамках психологического сопровождения процесса адаптации и успешной социализации.

Планируя работу с анализа литературы и подбора способа решения проблемы, мы остановились на теоретических представлениях Леонтьева А.А. о структуре психологии общения и аспектов развития социальных навыков. Развитие коммуникативных навыков – актуальная тема многих исследований и изучалась в разных аспектах, но в рамках интеллектуальных школ этот вопрос имеет практическую значимость, так как в нашей школе новая образовательная программа, а также условия проживания в интернате. В корректировке тематики исследования и обсуждение этапов работы и ожидаемых результатов мы консультировались с Исабековой Б. и Сегизбаевым Д.Е.

Изучая литературу, мы ознакомились с разными способами решения данной проблемы: тимбилдинг, тренинги, классные часы, дискуссии, дебаты, тематические встречи, индивидуальная развивающая работа с учащимся. В формате работы нашей школы и в рамках работы психолого-педагогической службы групповые занятия, беседы и консультации являются наиболее актуальными. Благодаря данным форматам работы создаются условия для развития и анализа собственных коммуникативных навыков. Реализуя решение проблемы, были разработаны тренинговые занятия, в составлении которых мы использовали учебные пособия Кружковой О.В., Сидоренко Е.В., Осиповой А.А., интернет ресурсы trepsy.net , http://azps.ru/, а также внедрение опыта по программе повышения квалификации «Управление конфликтами и стрессами в условиях педагогического процесса в школе» Для учащихся, проживающих в интернате – класс является условием развития и обучения, в силу этого формировать эффективные коммуникативные навыки у данной категории учащихся необходимо в рамках общения внутри класса.

С начала учебного года с учащимся 7-х классов были проведены тренинговые занятия на сплочение и создание благоприятной атмосферы в классе. Практикуя различные формы работы, в первой четверти проводились занятия с 2-3 классами одновременно, с целью вовлечения учащихся в ситуацию взаимодействия не только внутри класса, но и между классами.

В начале второй четверти проводились занятия с каждым классом, по результатам которых была проведена диагностика социально-психологической адаптации по методике Рождерса и Даймонда. Данная методика определяет уровень адаптации и те факторы, которые оказывают на нее влияние.

Ниже представлена таблица показателей адаптации учащихся 7-х классов.

Таблица 1

Интегральные показатели адаптации учащихся 7-х классов по уровням (%)

Адаптация

Принятие других

Интернациональность

Самопринятие

Эмоциональный комфорт

Стремление к доминированию

уровень

выс

сред

низ

выс

сред

низ

выс

сред

низ

выс

сред

низ

выс

сред

низ

выс

сред

низ

40%

60%

0

65%

35%

0

65%

35%

0

80%

20%

0

50%

45%

5%

15%

70%

15%

7b

60%

40%

0

70%

30%

0

70%

30%

0

95%

5%

0

55%

40%

5%

0

70%

30%

7c

61%

38%

0

66%

33%

0

66%

33%

0

88%

22%

0

66%

33%

0

27%

67%

5%

7e

80%

20%

0

90%

10%

0

70%

30%

0

95%

5%

0

65%

35%

0

0%

65%

35%

7g

55%

45%

0

45%

50%

5%

70%

30%

0

80%

15%

5%

40%

55%

5%

25%

60%

15%

7f

53%

47%

0

65%

35%

0

82%

17%

0

94%

6%

0

76%

17%

6%

0

82%

17%

Все 7-е к.

58%

41%

0

67%

32%

0,80%

71%

29%

0

88%

11,6%

0,80%

58%

37%

3,50%

11%

69%

19,5

Согласно таблице 99% учащихся 7-х классов принимают других, 95% учащихся считают школьную среду эмоционально комфортной, что в целом может говорить о благоприятных тенденциях адаптации к новой школьной системе, учителям, одноклассникам. Ожидаемые результаты программы адаптации достигнуты, так как, большинство учащихся адаптировались к новым условиям обучения.

Однако в каждом классе есть учащиеся, у которых, согласно проведенной диагностике, а также по результатам наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью, есть трудности в принятии других и испытывающие эмоциональный дискомфорт (5%).

Лабиринт В рамках планирования этапов исследования мы обозначили работу во всех направлениях.

1 направление – работа с классом.

Тренинг «Эффективные коммуникации» в течение второй и третьей четвертях.

2 направление – взаимодействие участников, проживающих в интернате друг с другом.

3 направление – индивидуальные развивающая работа с учащимися.

В течение учебного года проводились тренинговые занятия, профилактические беседы, индивидуальные и групповые консультации, цель которых – развитие навыков взаимодействия с разными группами учащихся (по возрастам, по полу, по интересам, учитель-ученик). Было проведены: 4 тренинговых занятия, 2 профилактические беседы.

Проводя анализ нашего исследования и полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности социальных навыков ступенчатый и у каждого учащегося различный, какие-то из них учащийся использует в повседневной жизни, а другие даются ему с трудом. Это способствовало рассмотрению уровня коммуникативных навыков как модели социального поведения и планированию дальнейшей деятельности:

  1. Изучение существующих моделей социального поведения.
  2. Подборка диагностического инструментария с выделением критериев достаточного уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся нашей школы.
  3. Диагностика уровня развития социальных навыков учащихся, проживающих в интернате.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативных навыков, учащихся 7-х классов, адаптации учащихся 7-х, сопровождения процесса адаптации, навыков учащихся, процесса адаптации учащихся, социальных навыков, коммуникативных навыков учащихся, коммуникативные навыки учащихся, развития социальных навыков, показателей адаптации учащихся, социальных навыков учащихся, рамках психологического сопровождения, программы адаптации, тренинговые занятия, психологического сопровождения процесса, 99% учащихся 7-х, поводов обращений учащихся, развитие коммуникативных навыков, развитию коммуникативных навыков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос